Практикум для родителей дошкольников "Уроки здоровья для мам"
учебно-методический материал

Овсянникова Ирина Анатольевна

В работе представлена практическая деятельность по взаимодействию педагогов и родителей, имеющих разновозрастных детей, по организации спортивного досуга в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

C:\Users\USER\Desktop\логотип+ДОУ+.jpg

Конкурсный материал на ⅩⅧ областной конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчёлка-2021»

Тема: «Практикум для родителей дошкольников «Уроки здоровья для мам и малышей» как форма взаимодействия ДОО с семьями воспитанников»

 Номинация: «Повышение социальной роли семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту»

Авторы разработки:

старший воспитатель

Овсянникова Ирина Анатольевна,

воспитатель

1-ой квалификационной категории

Лизунова Наталья Николаевна

Г. Гусь-Хрустальный

2021 г.

Содержание

  1. Сведения об авторах……………………………………………………3
  2. Заявка на участие……………………………………………………….4
  3. Информационная справка о ДОУ……………………………………...5
  4. Актуальность……………………………………………………………7
  5. Новизна………………………………………………………………….7
  6. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы………………8
  7. Цель, задачи…………………………………………………………….9
  8.  Подготовительный этап……………………………………………….10
  9.  Основной этап…………………………………………………………11
  10. Заключительный этап, результативность……………………………15
  11. Литература …………………………………………………………….16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Сведения об авторах

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210128_120517.jpg

Лизунова Наталья Николаевна

Образование: средне – специальное, педагогическое

Стаж педагогической работы – 20 лет

Воспитатель

Первая квалификационной категории 

Овсянникова Ирина Анатольевна

Образование: высшее, ВГПУ

Педагогический стаж работы: 18 лет

В должности старшего воспитателя: 4 года

Первая квалификационная категория

C:\Users\Компьютер\Desktop\IMG_1572.JPG


ЗАЯВКА НА УЧАСИЕ В КОНКУРСЕ «Пчелка - 2021»

Номинация

Повышение социальной роли семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщение дошкольников к физической культуре и спорту

Название работы

«Практикум для родителей дошкольников «Уроки здоровья для мам и малышей» как форма взаимодействия ДОО с семьями воспитанников»

Наименование организации заявителя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Юридический адрес заявителя

601501, Владимирская область

г. Гусь-Хрустальный, Теплицкий пр-т, д.6

Номер телефона, факса (с указанием кода города)

8(49241)2-49-90

е-mаil

ya.gusdou9@yandex.ru

Авторы Ф.И.О

Лизунова Наталья Николаевна,

Овсянникова Ирина Анатольевна

Краткая аннотация содержания проекта

В работе представлена практическая деятельность по взаимодействию педагогов и родителей, имеющих разновозрастных детей, по организации спортивного досуга в домашних условия. Педагоги разработали упражнения, игры для совместного физкультурного занятия дома, продемонстрировали нетрадиционное спортивное оборудование, которое родители смогут сделать сами для своих детей.

Заведующий МБДОУ №9                                 Т.В. Данилова

Информационная справка о ДОУ

Наименование МБДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (МБДОУ «Детский сад №9)

Год открытия

1976

Адрес

601501, Гусь-Хрустальный Владимирской области, Теплицкий пр-кт, д.6

Телефон

8 (49 241) 2-49-90

Электронная почта

ya.gusdoy9@yandex.ru

Адрес сайта

dou9.gusobr.ru

Учредитель

Управление Образования Муниципального образования город Гусь-Хрустальный

Нормативно-правовая основа деятельности МБДОУ

- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9»

- Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 08.04.2014 г. №3501 серия 33Л01 № 000-613

Образовательные программ, реализуемые в МБДОУ

- Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №9, разработанная на основе Федеральных государственных образовательных стандартов,   с учетом  Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.,

-  парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева  М.Д. Маханёва,  

- авторская программа по ознакомлению старших дошкольников с городом Гусь-Хрустальный Дошкольникам о родном городе ( ДоРоГо),

- авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию «Домисолька»

Сведения о педагогических кадрах

Всего педагогов: 17

Из них: с высшей квалификационной категорией – 12 чел. (70%), с первой квалификационной категорией – 5 чел. (30%). Всего аттестовано 17 человек.

Количество воспитанников

209 детей от 1,6 до 7 лет

Количество групп по возрастам

9 групп общеразвивающей направленности

Из них: - 2 группы младшего возраста,

              - 7 групп дошкольного возраста

Ближайшее окружение

МОУ «Основная образовательная школа №7», МДОУ №5, 21, 23, детская городская поликлиника, Детский Центр «Исток», ДШИ, Киноцентр «Алмаз», Часовня «Варвары», Городской информационный библиотечный центр.

Ресурсное обеспечение

Общая площадь здания: 1611 кв. м.

Общая земельная площадь: 10203 кв. м.

Количество игровых помещений: 11.

Количество спальных комнат: 3.

Дополнительные помещения:

физкультурный, музыкальный зал, методический, музыкальный, логопедический, медицинский кабинеты, кабинеты заведующей, заместителя заведующей по АХЧ, педагога-психолога, кабинет администратора, мини-музей прикладного искусства «Русская изба», «Картинная галерея», комната художественного творчества, пищеблок, прачечная.


Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Использование практикума в работе с семьями воспитанников – один из способов решения поставленной задачи. Компетентный педагог способен организовать взаимодействие с семьями воспитанников так, чтобы оно объединило членов семьи, укрепило связь между родителями и детьми. В процессе такого взаимодействия происходит повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания. Важным аспектом будет укрепление здоровья детей и сохранение микроклимата в семье.

Практикум «Уроки здоровья для мам и малышей» включил в себе практическое занятие по организации свободного времени в семьях, воспитывающих двух и более детей, направленное на воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Новизна

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».

В современных семьях, где воспитываются двое и более детей, зачастую возникает проблема «Как организовать досуг, чтобы всем было интересно и никто не остался в стороне?».

Анкетирование (Приложение 1) родителей показало, что им бывает сложно занять детей разного возраста каким-то одним делом. Поэтому в детском саду провели практикум «Уроки здоровья для мам и малышей», в котором приняли участие дошкольники младшего и старшего возраста и их мамы.

В  помощь родителям были разработаны игры и упражнения  для  совместной спортивной деятельности детей и взрослых.

Психолого-педагогическое обоснование выбора темы

Умение общаться — важный навык для ребенка. По мере взросления он становится необходимым для того, чтобы человек мог преуспеть в обществе, реализоваться и самоактуализироваться как личность.

Братья и сестры — лучший «тренажер» для отработки социальных навыков, моральная поддержка в трудных ситуациях и зеркало для лучшего понимания нас самих:

Если отношения с ними развиваются благополучно, у малыша есть возможность с самого раннего детства учиться находить общий язык с другими людьми.

При неблагоприятной психологической атмосфере в отношениях с братьями и сестрами, по наблюдениям психологов, дети уже к возрасту 4 лет могут иметь поведенческие нарушения, которые отражаются на их школьной успеваемости и социальной адаптации в более старшем возрасте.

Вовлеченные в общую игру, братья и сестры не только развивают в себе понимание сути и смысла взаимодействия с другими людьми, но и получают пищу для самонаблюдения, знакомятся со своими внутренними откликами на поведение тех, с кем приходится общаться.

Хорошие отношения с братом или сестрой имеют долгосрочное позитивное влияние на процесс социализации человека в детском, подростковом и взрослом возрасте. Если один малыш в семье осваивает социальную сторону жизни глядя на взрослых, то двое учатся этому друг у друга.

Отношения с братьями и сестрами — важная составляющая социального и эмоционального развития детей, это будет основой для психического здоровья каждого ребенка.

Целевая аудитория

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов ДОУ, родителей по вопросам организации семейного досуга с целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Цель

Создать условия для организации спортивного досуга в домашних условиях.

Задачи

Образовательные

  • Способствовать формированию двигательных навыков через игровую деятельность.
  • Укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  • Показать способы организации досуга в домашних условиях.

Развивающие

  • Проводить профилактику нарушений осанки, плоскостопия.
  • Развивать и сохранять эмоциональное благополучие между членами семьи.

Воспитательные

  • Поддерживать у семьи стремление к здоровому образу жизни.

Участники практикума

Воспитанники детского сада разных возрастных групп (из одной семьи), родители, педагог.

Содержание деятельности

При организации практикума использовались методы:

  • Словесные (устное изложение, беседы, комментарии, разъяснения).
  • Наглядный (демонстрация).
  • Практический (овладение практическими умениями действовать с нестандартным физкультурным оборудованием).
  • Исследовательский (поиск новых способов действия в домашних условиях).

В основу легли следующие принципы: 

  • Принцип вовлечения через увлечение.
  • Принцип субъективной активности и максимальной самостоятельности участников.
  • Принцип интеграции и комплексного взаимодействия ведущих видов детской деятельности.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Время проведения: сентябрь-ноябрь 2019 г.

Оборудование: мячи, мягкие мячики, мелкие игрушки, кубики, обручи, тоннели.

Этапы организации практикума

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Деятельность родителей

  1. Анкетирование
  1. Участие в анкетировании

2.Подбор литературы, рекомендаций

2. Изучение литературы, рекомендаций

3.Разработка сценария мероприятия, подбор оборудования, координация времени проведения

3.Помощь педагогу в подготовке оборудования, обеспечение участников спортивной формой

Основной этап

Этапы

деятельности

Содержание

Приемы

Хронометраж

Процесс вовлечения

Дети наше счастье! Как здорово, когда в доме раздается детский смех, звонкие голоса. Всё вокруг бегает, прыгает, резвится, щебечет… Мамы отвлекаются от уборки, приготовления обеда, а папы от программы «Спорт» или «Новости».

И, конечно же, у родителей возникает вопрос: «Чем занять своих детей?».

Беседа

1 мин.

Процесс целеполагания

А решение есть. Это интересные и занимательные игры друг с другом с использованием физкультурных упражнений.

Процесс планирования

В каждой семье есть мяч, мелкие игрушки, даже найдется обруч – все это можно использовать в домашних спортивных играх.

Процесс осуществления деятельности

Перед тем, как начать выполнять упражнения, для хорошего настроения подвигаемся под музыкальную разминку «Червячок».

Упражнения выполняются в паре – мама с крохой, брат с сестрёнкой и т. д. (Приложение 2)

1 упражнение. «Сильные ножки» (в паре).

И. п. – лежа на спине, упор на руки, согнутые в локтях, ногами друг к другу. Подошвы соприкасаются, выполняем круговые движения ногами, как на велосипеде.

2 упражнение. «Рюкзачок» (в паре).

И. п. – сидя, соприкасаясь спинами, берутся под руки. Взрослый ребенок медленно наклоняется вперед, а малыш в это время тянется назад. Потом наоборот.

3 упражнение. «Друг другу выручаем, друг другу помогаем» (в паре).

И. п. – дети сидят друг к другу лицом, ладони и подошвы ног соприкасаются, они тянут друг друга по очереди к себе. Резко тянуть нельзя.

В.:   Предлагаю отдохнуть

И спокойно подышать.

В необычную игру с мамой

Дружно поиграть.

Малоподвижная игра «Воздушный шар». Все вместе образуем круг, взявшись за руки.

С мамой в магазин ходили,

Шар воздушный там купили,

Будем шарик надувать,

Будем с шариком играть.

(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «Пружинку»).

Шар воздушный, надувайся!

Шар воздушный, раздувайся!

(идут назад маленькими шагами – «надувают шар»).

Надувайся большой,

Да не лопайся!

(Хлопают в ладоши).

Да за дерево задел

И … лопнул!

(Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону, затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произносят: «ш-ш-ш-ш»).

В.:         Мы спокойно поиграли,

      Про физкультуру не забывали,

      Будем заниматься,

      Будем упражняться.

Упражнения выполняются с мячом.

4 упражнение. «Где мячик?»

И. п. – дети встают спиной друг к другу, ноги врозь. 1 ребенок наклоняется с мячиком вперед и передает его между ног 2 ребенку, выпрямляются, поднимают руки над головой и передает мяч уже над головой.

5 упражнение. «То тебе, то мне».

И. п. – сидя на полу, спиной друг к другу, зажимают мяч спинами. Второй мяч мама дает своим деткам.  1 ребенок поворачивается вправо и передает мяч малышу, потом наоборот. И так несколько раз. Второй мяч все это время они должны удержать между собой своими спинами.

6 упражнение. «Катание мяча в парах», «Перебрасывание мяча друг другу из позиции снизу».

7 упражнение. Общие перекаты, все вместе сели на пол, соединили ноги и перекатывают мяч друг другу.

В.:     Хорошо мы поиграли,

   Да немножечко устали,

   Предлагаю постоять

   И палочки спортивные замотать.

Упражнения для профилактики плоскостопия. Дети сидят на стульях. Для варьирования игры можно использовать большое количество разнообразных предметов (шарики, камешки, палочки, карандаши и др.), природный материал. Дети ножками перекладывают предметы из одного обруча в другой.

Перекаты с носка на пятку и обратно, можно использовать обруч.

Подвижная игра «Преодолей препятствия». Используется нестандартное физкультурное оборудование «Тоннель», «Мягкий модуль», «Паутинка». (Приложение 3).

Практические действия

Круговая эстафета

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

5 мин.

2 мин.

5 мин.

5. Рефлексия

Вот мы с вами поиграли, мамам всё мы показали. Вам понравилось? Хотите теперь дома попробовать с детьми? Здоровье детей в ваших руках.

Заключительный этап

Педагог организует работу по распространению опыта родителей по воспитанию детей в семье. В форме «Круглого стола» происходит обмен мнениями, презентации домашних досугов, игр с детьми, семейными увлечениями и традициями.

Результативность

В результате проведения практикума «Уроки здоровья для мам и малышей», обмена опытом по организации досуга среди родителей (законных представителей) получены следующие результаты:

Список литературы

  1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: младший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2008.
  4. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера,  2002.
  5. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера,  2005.
  7. Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2012.
  8. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  9. Полтавцев Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы

  1. https://yandex.ru/turbo/agulife.ru/s/calendopedia/otnosheniya-s-bratyami-i-sestrami 
  2. Консультация для родителей: "Организация физкультурно - спортивного досуга в семье" (infourok.ru)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для родителей

«Ваш домашний досуг с семьей»

  1. Количество детей в семье _________________________________________
  2. Какие виды досуга предпочитает(ют) ваш(и) ребенок (дети)?
  • Спортивный
  • Творчество
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Игры
  1. Кто из членов семьи больше времени уделяет ребенку (детям)?_________________________________________________________
  2. Сколько времени ребенок проводит за просмотром телепередач?_________
  3. Обучаете ли вы своих детей играм вашего детства? Каким?

________________________________________________________________

  1. Что делать, если ребенок хочет поиграть, а вы заняты делом?

________________________________________________________________

  1. Вызывает ли у вас затруднение организация домашнего досуга?

________________________________________________________________

  1. В организации каких видов деятельности ребенка вам необходима помощь педагога?
  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Музыкально - ритмическая деятельность
  • Конструирование
  • Чтение книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Расти здоровым"

Цель семинара: формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей  в ежедневном выпол...

конспект семинара - практикума для родителей "Расти здоровым"

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей  в ежедневном выполнении правил...

Семинар-практикум для родителей "Бережем здоровье с детства"

Родительское собрание в форме семинара-практикума по здоровому образу жизни....

Семинар - практикум для родителей "О здоровье всерьез"

В данной работе представлена система деятельности педагога с воспитанниками по формированию основ здорового образа жизни. В ходе семинара затронута актуальная проблема воспитания компетентного р...

Семинар-практикум для родителей " Фабрика Здоровья"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ФАБРИКА ЗДОРОВЬЯ"...

Семинар-практикум для родителей "Я здоровым быть хочу!"

Ознакомление родителей с элементами здоровьесберегающих технологий....

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...