Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
материал

Хадимуллина Гульнара Альбертовна

Методические рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17» НМР РТ

Методические рекомендации по использованию

 здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Подготовила:

Инструктор по физической культуре Хадимуллина Г.А.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада; воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. А также содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании:

  • Медико – профилактические;
  • Физкультурно – оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.

В практике работы педагога ДОУ существует множество способов применения здоровьесберегающих технологий: беседы, игры, физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания и т. д. В данной работе я приведу несколько примеров реализации здоровьесберегающих технологий в моей работе.

Одной из важных технологий обучения здоровому образу жизни является образовательная деятельность из серии «уроки здоровья». Беседа «Наши верные друзья» была проведена в старшей группе детского сада. Целью данной деятельности было ознакомление со способами сохранения своего здоровья, обогащение активного словаря, формировать навыки способности чувствовать и понимать себя и других, развивать творческие способности в процессе коммуникативной деятельности.

Беседа содержала обсуждение верных помощников нашего здоровья, перечисление всех факторов опасности для нашего здоровья, ознакомление с полезностью подвижного образа жизни.Заучивание таких знаменитых фраз как«Чистота - залог здоровья»«В здоровом теле – здоровый дух». Вся беседа проходила с использование демонстративных материалов, физкультминуток, что так же является одним из видов здоровьесберегающих технологий. Отгадывание загадок о полезных подвижных играх,и в завершении данной деятельности рисование атрибутов для какой либо подвижной игры: мяч, волан для игры в бадминтон, теннисную ракетку, скакалку, спортивный обруч и т. п.

Результатом данной образовательной деятельности стало появление в речи воспитанников таких фраз, как свежий воздух, болезнь грязных рук, режим дня, биологический ритм, кислород, бодрость. А так же понимание того, что соблюдение всех правил приводит к сохранению и обогащению своего здоровья.

Дежурство в старшем дошкольном возрасте является одним из способов формирования культурно-гигиенических навыков, что также влечет за собой сохранение здоровья. В этом возрасте дежурство – это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. У детей формируется понимание всего процесса, связанного с приемом пищи, а также появляется желание благодарить дежурных и помощника воспитателя за завтрак, обед, полдник. Повышается культура взаимодействия детей в группе, и как следствие, в семье.

Как известно, игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Существует огромное множество дидактических игр направленных на здоровьесбережение воспитанников. Домино «С утра до вечера» направлено на закрепление знаний о правильном режиме дня у детей старшего возраста. Игра состоит из карточек, на каждой из которых изображены две картинки. В игре может участвовать от 2 до 5 детей. Начинает игру тот, у кого карточка, с изображением начала дня с обеих сторон. Дети вступают в игру по очереди. Если у ребенка нет нужной карточки, он пропускает свой ход.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не выложит все свои карточки.

Игра получила большой отклик среди детей нашей группы. Воспитанники самостоятельно собираются и в домино. Происходит закрепление знаний режима дня, и желания его соблюдать, а также развитие внимания, памяти, логического мышления. Таким образом, формируется и нравственное здоровье дошкольников.

Еще одним не маловажным методом здоровьесбережения являются консультации для родителей. Огромное множество тем для консультаций можно подобрать по данной педагогической технологии. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье»«Игры с движениями» «Движение - основа здоровья»«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений»«Зимние игры с ребенком» и т. д.). Результатом такого вида деятельности становится обогащение здоровья воспитанников, как физического, так и нравственного. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, содействие со стороны родителей становлению культуры здоровья детей.

Таким образом, проводимая мною работа позволяет привлечь родителей и детей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...