Мастер-класс для родителей "Кляксография-терапия изобразительным творчеством"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Татьяна Александровна

Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования и обучить различным вариативным способам работы в этой технике,  активизировать для совместных занятий с ребенком, развить коммуникативные способности между ребенком и родителем с помощью изотерапии; снизить психоэмоциональное напряжение участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_klyaksografiya_dlya_rodt.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Кляксография - терапия изобразительным творчеством».

Цель: познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования и обучить различным вариативным способам работы в этой технике,  активизировать для совместных занятий с ребенком, развить коммуникативные способности между ребенком и родителем с помощью изотерапии; снизить психоэмоциональное напряжение участников.

Задачи:

- познакомить с опытом использования изотерапии на практике;

- создать положительный эмоциональный климат участников при помощи методов кляксографии;

- развивать детско-родительскую и творческую активность;

- создать условия для развития коммуникативных способностей с помощью совместных детско-родительских занятий иобразительной деятельности;

- стимулировать эмоциональное развитие и раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка через родителя.

Арт-терапия — это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это близко детям и помогает им в самовыражении: застенчивым и нерешительным — избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности.

Среди методов арт-терапии, одним из наиболее распространенных видов является изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.

Изотерапия позволяет легче адаптироваться в адаптационный период, справится со своими эмоциями, которые ребенок привык подавлять; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Это маленькая игра для ребенка, которая позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эта  техника развивает воображение, дают полную свободу для самовыражения.

В отличие от занятий по обучению рисования, при проведении изотерапии важен творческий процесс. Здесь важно не научить ребенка рисовать, а помочь научиться выражать собственные чувства и эмоции средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, выплеснуть агрессии на бумагу. 

Для изотерапии подходят все материалы для изобразительной деятельности: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

Один из способов, используемых для коррекции детской агрессивности и повышенной возбудимости в изотерапии, является упражнение «Кляксография» или «Выдувание соломинкой» 

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, что из них получится  и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям.

Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме. В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными и гиперактивными детьми, легко отвлекаемыми и замкнутыми. Работа в парах хорошо развивает коммуникативные способности, помогает успешно адаптироваться к новым обстоятельствам.

Материалы: листы бумаги для рисования, цветная тушь или жидкая гуашь, трубочки для коктейля.

На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Ход работы:

- Уважаемые родители, сегодня я вам предлагаю пофантазировать, для этого мы включим свое воображение и поиграем в игру «На что похожа клякса?» и тем самым попробуем в ней рассмотреть что-то необычное. Клякс по количеству пар, они раздаются всем родителям.

Игра «На что похожа клякса?»

- На что похожа клякса? (ответы)

- А теперь возьмите, фломастеры, карандаши и превратите ваши кляксы в живые существа или предметы (практическая работа).

- А теперь давайте попробуем создать кляксы самостоятельно. Для этого нам нужна будет кисточка, пипетка или ложка. Приготовим краски – добавим несколько капель воды в каждый цвет гуаши и разведем до нужного состояния, затем на лист бумаги наливаем нужное количество краски. Чем краска гуще – тем цвет будет насыщеннее, но выдувается она труднее.

Потом берем трубочки, и дуем на капли краски, они превращаются в кляксы. Лист бумаги при этом можно поворачивать в разных направлениях.

Участники раздувают в разных направлениях капельки краски на бумаге.  

- На что похожи кляксы? Что у нас получилось? (ответы)

Теперь нужно додумать образ  и «оживить» свои кляксы с помощью фломастеров.

А теперь попробуем нарисовать способом выдувания через трубочку дерево, нам понадобится коричневая краска. Рисуем ствол, затем на него капаем капли, где предположительно будут рисоваться ветки. Потом  сильным плавным выдохом получившуюся каплю нужно раздувать к верху к противоположному краю листа, придавая тем самым вид ветки. Каждую большую ветку быстрыми движениями вправо-влево, вверх-вниз и у нас получаться маленькие веточки. Дать изображению подсохнуть.  Необходимые детали можно дорисовать при помощи ватных палочек, карандашом, фломастерами, или тонкой кистью. (Практическая работа)

Затем участники пробуют изобразить солнышко, травку, цветы, ежика, морское дно с кораллами и медузами или, что-то свое. (Практическая работа)

Существует еще один метод на основе клякс – монопись.

Свернем лист бумаги пополам и развернем. Несколько жирных сочных капель – клякс, капнем на одну сторону ближе к середине. Использовать краску можно разного цвета. А теперь сложим лист по линии сгиба пополам и несколько раз проведем ладошкой вверх, вниз, чтобы краска растекалась по листу. В работе с детьми нужно сказать волшебные слова, которые помогут окунуться в сказку и добится более ярких и положительных эмоций от результата. Осторожно развернем лист. Видите причудливое пятно. Рассмотрите его внимательно, при этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны. Подумайте, кого или что она вам напоминает, и дорисуйте ее. (Практическая работа)

Кляксография – отличный способ провести время весело и с пользой, создать необычные образы и поэкспериментировать с красками. Раздувая кляксы нельзя предугадать, как они разойдутся, и каков будет окончательный результат. Кляксографию можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.

При ознакомлении с кляксами можно использовать разные стихотворения и сказки.

  Вопросы для обсуждения: Какие эмоции вы испытывали во время рисования? Какие сложности или трудности возникали при создании образов?

Итог

Посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Этими работами украсьте  стены детской, они будут радовать не только ваших детей, но и вас  мотивировать к совместному творчеству. Арт-терапия  стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком.

Совместная работа способствует развитию взаимного доверия, взаимной близости, а также получению положительного настроя детей от родителей.  Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна не только для детей, но и для взрослых, так давайте будем вместе с нашими детьми фантазировать, рисовать,  лепить и тем самым отвлечем ребенка от негативного эмоционального всплеска эмоций и поможем ребенку справиться с возбуждением или нежелательным поведением.

- Я вижу, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам удовлетворение и положительные эмоции. Надеюсь, что я сумела убедить вас в важности изо- терапии и возможности ее использования в работе с детьми. Я хочу, чтобы все присутствующие здесь улыбнулись и поаплодировали друг другу за хорошую работу.

Существует еще очень много не менее увлекательных техник в изотерапии: «Марание», «Каракули», «Акватушь»,  «Рисунок на пене для бритья», «Рисунок на молоке или кефире», о которых вы узнаете на других наших встречах!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по ознакомлению детей с изобразительной техникой «пуантилизм» по теме: «Зайка-талисман»

Предлагаемый мастер-класс по ознакомлению с техникой «пуантилизм» «Зайка-талисман» предназначен для педагогов дошкольного образования с целью  применения в работе с детьми старшего дошкольного во...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Мастер- класс «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Мастер -класс «Инновационные технологии развития детского изобразительного творчества»

Нетрадиционные техники значительно повышают интерес ребёнка к рисованию, повышают его самооценку, позволяют получить качественный результат....

Мастер – класс в ДОУ «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности — рисование крупой»

Мастер – класс в ДОУ «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности — рисование крупой»...

Мастер класс на тему " Нетрадиционные техники изобразительной деятельности- рисование крупой"

Известно, что рисование самое любимое занятие дошкольников. Рисовать можно чем угодно: любыми сыпучими продуктами. Но некоторые сыпучие продукты слишком растворимы. А вот рисование крупой – это ...

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия - терапия изобразительным творчеством».

Мастер-класс направлен на ознакомление с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике....