Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическая разработка для родителей развить привычку у  детей к здоровому образу жизни».

     

        Наличие стойких привычек говорит о сформированности опыта личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идет тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т.п. Пока ребенок в детском саду, он подчиняется приказу воспитателя, а дома... Большинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь.

Многие родители приучают детей чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи, обтираться влажным полотенцем, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном. Но говорить о том, что у детей появилась потребность в совершении этих действий, мы не вправе, поскольку эти действия дети совершают по указанию и под присмотром взрослых.

Дети дошкольного возраста генетически запрограммированы на уход за ними со стороны взрослых, они нуждаются в нем. Впоследствии, став взрослыми, они так же заботливо будут относиться к своим детям (есть с кого пример брать!). Далеко не все так заботливы к детям, как бы это требовалось. И мы считаем, что в этом возрасте важно научить детей заботиться о своем здоровье.

Формирование у детей привычек здорового образа жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.

Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье.

 «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Личная гигиена.

Занятия физкультурой, прогулки.

Закаливание.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

Положительные эмоции.

Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение  различных рекомендаций.

Формирование понятия "не вреди себе сам".

Отказ от вредных привычек.

Цель гигиенического воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации. Пример взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков.

Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей.

Режим дня для детей 2-3 лет

Развитие детей 2-го – 3-го года жизни очень отличается от годовалых малышей и конечно им требуется свой режим дня. Такие дети уже могут долго бодрствовать, в среднем до 5-6 часов. Для таких детей в зависимости от их особенностей устанавливают один или два дневных сна. Как правило, в 3 года дети уже переходят на один дневной сон. Иногда родители сами хотят перевести ребенка на режим дня с одним дневным сном. Это следует делать только в том случае, если ребенок не проявляет признаки утомления (не становится слишком вялым или возбужденным, нормально ест). Промежутки между кормлением в среднем составляют 3-4 часа. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, первое кормление следует проводить не позже, чем через 1 час после пробуждения, а последнее кормление не позже, чем за 1 час до сна. Очень важно правильно организовать режим занятий т. к. дети этого возраста еще не способны длительно концентрировать внимание. Мы предлагаем Вам примерный график для детей в возрасте 2 - 3 лет. Предлагаемый график адаптирован к ясельному режиму дня ребенка. На его основе Вы можете скорректировать свой режим дня для своего ребенка. Указанные часы пробуждения зависят от того, как далеко расположен детский сад, который посещает малыш.

Примерный режим дня.

Мероприятие                                        время

Пробуждение и утренний туалет         6.30-7.30

Прием детей в детском саду         7.00-8.00

Завтрак         8.00-8.30

Игры и занятия         8.30-9.40

Легкий второй завтрак         9.40 – 10.00

Прогулка         10.00-11.00

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду         11.00-11.30

Обед         11.30-12.00

Подготовка ко сну и сон         12.00-15.00

Постепенный подъем, водные процедуры, гимнастика         15.00-15.30

Ужин в детском саду         15.30-16.00

Игры, занятия, возвращения домой из детского сада, вечерняя прогулка         16.00-19.30

Ужин дома         19.30-20.00

Подготовка ко сну         20.00-20.30

Ночной сон         20.30-6.30

При составлении индивидуального режима дня для своего ребенка необходимо учитывать, что утреннее и вечернее бодрствование желательно распределить равномерно, в течение 5-6 часов. При питании 4 раза в день кормления происходят в среднем через 4 часа, но некоторым детям необходим дополнительный прием пищи в виде кефира, фруктов, стакана молока и пр. Даже в холодное время года, если температура воздуха и погода позволяют, ребенок должен гулять 2 раза в день. Малышам в этом возрасте сложно занять себя самим, необходимо заботиться о занятиях и организации игр. На улице дети лучше играют сами, поэтому занятия на улице можно организовывать через 30 минут после начала прогулки. В организации занятий важно равномерно распределить чередование самостоятельной деятельности и занятия с взрослыми. Очень важно создать оптимальные условия для развития и роста своего ребенка.

Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно велика. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям. Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания.

Это:

  1. систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года;
  2. постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;
  3. учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.

Оптимальный двигательный режим – это забота об обеспечении достаточного количества движений ребенка, т.е. физическая культура. Она включает в себя гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков (ходьбе, бегу, лазанию, прыжкам.) На физкультурных занятиях решается несколько основных задач: научить ребенка правильно ходить; воспитать чувство равновесия; обеспечить профилактику плоскостопия; способствовать развитию координации движений; воспитанию правильной осанки.

Положительный эмоциональный фон – необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном периоде детства есть свои методы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбирать, надо хорошо знать возрастные и эмоциональные особенности детей. Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше всего тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Такое состояние определяется, как положительное эмоциональное, и оно наиболее благоприятно для развития ребенка.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

Особое внимание уделяется обучению детей основам гигиенической культуры.

Все это помогает формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется нами по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Ребенок в этом возрасте легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

-жизнерадостен;

-активен;

- доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;

- положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;

- развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;

- достаточно быстр, ловок и силен;

- суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;

- неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.

- он не нуждается в каких либо лекарствах;

- не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами используются разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Вот план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

Закаливающие мероприятия в младшей группе         Мероприятия        

1        Сквозное проветривание в отсутствии детей        2-3 раза в день

2        Массаж        1 раза в день

3        Утренняя гимнастика в проветренном помещении        8.00-8.10

4        Умывание прохладной водой: утром, после сна.

5        Проветривание группы перед занятием        2 раза в день

6        Прогулка на свежем воздухе        1-2 раза в день

7        Дыхательная гимнастика        1-2 раза в день

8        Гимнастика в постели        15-00

9        Ходьба босиком по «дорожке здоровья»:

«Пуговки»

Мокрая дорожка

Ползание на четвереньках с мешочками на спине

Туннель

Массаж ног мячами «Ёжики»

Коврик со «следками»

Перешагивание препятствий.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности:

   *физические упражнения;

   *физкультминутки и паузы;

   *эмоциональные разрядки;

   *гимнастика (оздоровительная после сна);

   *пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;

   *подвижные игры;

   *массаж.

   Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.

Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя:

  - посидим молча с закрытыми глазками;

  - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы.

Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают с одной влажной дорожки на другую, сухую, задерживаясь на каждой 4-5 секунд. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

Оздоровительные силы природы.

Имеют огромное значение для здоровья детей:

 - регулярные прогулки на свежем воздухе;

  - солнечные и воздушные ванны;

 - водные процедуры;

  - витаминотерапия.

Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры- развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.

Витаминотерапия.

Дети получают витаминизированный напиток из шиповника, который оказывает на организм детей общеукрепляющее действие. Повышает сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте. Никотин, алкоголь и различные токсические вещества, содержащиеся в синтетических жидкостях, могут вызвать у детей тяжелые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.                        Сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, просмотра мультфильмов. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.

Итак, предлагаю следующие рекомендации для родителей:

1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,

2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,

3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.).

4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,

5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,

6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.

-Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...