Проект: «Развитие мелкой моторики рук посредством криотерапии»
проект (средняя группа)

Будникова Ксения Владимировна

Цель проекта: Развитие тонкой моторики пальцев рук посредством инновационной технологии «Криотерапия».

Задачи проекта:

1. Активизация мелкой моторики.

2.  Стимуляция речевой активности.

3. Улучшение соматического состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krioterapiya.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №6 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

«Развитие мелкой моторики рук посредством криотерапии»

 в средней группе компенсирующей направленности №3 «Капитошки».

Подготовила учитель-логопед:

Будникова К.В.

г.Урай

2020г.

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики рук посредством криотерапии»

Продолжительность: 9 месяцев.

Вид деятельности: познавательно-исследовательский; игровой.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели группы №3.

Срок реализации: 01.09.2020 – 30.05.2021г.                  

В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т.к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным М.М. Кольцовой, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 7-10 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Курс криотерапии проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. С интервалом 2-3 месяца. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

        Цель проекта: Развитие тонкой моторики пальцев рук посредством инновационной технологии «Криотерапия».

Задачи проекта:

1. Активизация мелкой моторики

2.  Стимуляция речевой активности

3. Улучшение соматического состояния

Предполагаемый результат:

- Тонкие движения пальцев рук и артикуляционного аппарата стали более четкими;

- Улучшились произносительные навыки детей;

- Повысилась речевая активность;

- Улучшилось состояние эмоциональной сферы;

- Снизилась заболеваемость среди детей;

Планирование работы по реализации проекта

Этапы работы

Сроки

1

Изучение литературы, статей в специализированных изданиях по теме проекта.

Сентябрь

2

Сбор и изготовление необходимых материалов для реализации проекта.

Сентябрь

3

Составление примерного перспективного планирования, картотеки игр со льдом

Сентябрь

4

1 этап практической части проекта

Октябрь

5

2 этап практической части проекта

Январь - февраль

6

3 этап практической части проекта

Апрель

7

Подведение итогов проекта

Май

Примерное перспективное планирование проектной деятельности

Дата

Игры, упражнения

05.10

Игра «Достань овощ» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски»

07.10

Игра «Достань овощ» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски»

09.10

Игра «Достань овощ» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски»

12.10

Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

14.10

Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

16.10

Игра «Достань фрукт» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

19.10

Игра «Мухомор» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

21.10

Игра «Ягода» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

23.10

Игра «Гусеница» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

26.10

Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Игрушка»

28.10

Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Игрушка»

30.10

Игра «Растопи игрушку» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Игрушка»

Дата

Игры, упражнения

11.01

Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

13.01

Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

15.01

Игра «Согрей птицу» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

18.01

Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

20.01

Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

22.01

Игра «Помоги маме найти детеныша» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

25.01

Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

27.01

Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

29.01

Игра «Спасем медвежат» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

01.02

Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

03.02

Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

05.02

Игра «Выложи по образцу» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Дата

Игры, упражнения

05.04

Игра «Просыпаются ежи» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»»

07.04

Игра «Просыпаются медведи» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»»

09.04

Игра «Накорми животных» 7-10 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»»

12.04

Игра «Проложи дорожку» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Дудочка»

14.04

Игра «Помоги детенышу найти маму» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Дудочка»

16.04

Игра «Где, чья тень?» 10-15 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Дудочка»

19.04

Игра «Весенняя капель» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

21.04

Игра «Первоцветы» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

23.04

Игра «Укрась скворечник» 25-30 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

26.04

Игра «Укрась бабочку» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Пчелка»

28.04

Игра «Цветы для пчелки» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Пчелка»

30.04

Игра «Построим улей» 30-60 секунд;

Пальчиковая гимнастика «Пчелка»

Литература:

  1. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. М.: Апрель, 2000.
  2.  Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.  Санкт-Петербург.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2017.
  3. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008.

Статьи:

  1. «Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи» -  ped-kopilka.ru
  2. «Основы криотерапии для детей с ОВЗ» - infourok.ru
  3. «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий» - www.adou.ru
  4. «Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и развитие речи у детей средства "Криотерапии"» - urok.1sept.ru
  5. «Игры со льдом» dcrr3-mogilev.schools.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами

·                        Искусство оригами является не только увлекательным искусство...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики рук, посредством техники «квиллинг» (отчёт)

Изучить влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" 2019г

quot;В чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, т...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Ерова ЕкатеринаПроект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»«Истоки способностей и дарованийдетей – на конч...

Проект «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии»

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей.Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых гл...