Кинезиология
статья (старшая группа)

Бережная Надежда Сергеевна

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx148.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

В последнее же время отмечается увеличение количества детей с

затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме,

трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений

необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.

Форма проведения:

Используются фронтально, в подгруппе, индивидуально в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка.

Условия организации деятельности:

Упражнения проводятся регулярно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, коррекционно - развивающей деятельности.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации

детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают

жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость,

сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его

выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку

справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой

жизни.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Виды кинезиологических упражнений, используемых в работе с детьми раннего возраста.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Виды кинезиологических упражнений: 

  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Для результативности корекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

На растяжку: “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Упражнение «Семечко»

 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Упражнение «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Упражнения на релаксацию «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

«Ковер-самолет»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Глазодвигательные упражнения: «Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот, или иной предмет, названный воспитателем.

Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания была и остаётся проблема воспитания здорового ребёнка, а особое значение в её контексте занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольников. Формой такой работы может быть кинезиологическая гимнастика.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, такие упражнения способствуют:

  • Снижению утомляемости.
  • Развитию крупной и мелкой моторики.
  • Улучшению памяти, внимания, речи.
  • Синхронизации работы двух полушарий головного мозга.

Но самыми доступными и интересными как для педагога, так и для детей, остаются упражнения на развитие моторики.

Кинезиологические упражнения на развитие моторики – это упражнения с последовательной сменой разных положений рук, такие движения обеспечивают эффективное взаимодействие полушарий мозга и развивают их способности, например:

«Зайчик-коза-вилка» - «Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

Представленные далее в данной разработке упражнения адаптированы для младших дошкольников. Основные принципы методики обучения детей таким упражнениям:

  • От простого – к сложному.
  • Последовательность и постепенность.
  • Систематичность.


Посадили зёрнышко, выглянуло солнышко

Солнышко, свети, свети, зёрнышко, расти, расти!»

«Молоточек»: «Молоточком я стучу, сто гвоздей заколочу, буду строить дом, дом, будем жить мы в нём, в нём».

Сначала воспитатель даёт показ и объяснение – что будут делать ручки. Дети выполняют вместе с воспитателем, затем самостоятельно по словесному обозначению, или по картинке.

Упражнения можно использовать как физкультминутки, включать в утреннюю гимнастику, перед занятиями, в совместной деятельности, в индивидуальной работе.

Кинезиологические упражнения не только развивают моторику и укрепляют кисти рук. Они учат детей подражать взрослому, концентрировать внимание, способствуют развитию фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кинезиология - как направление коррекционной работы"

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физиче­ские упражнения. Кинезио­логия рассматривает мозг человека как компьютер, в кото...

влияние метода кинезиологии на развитие музыкальности

            Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцеваль...

Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии

 «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения.  Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...

что такое кинезиология

краткий обзор по теме: "Что такое кинезиология"...

доклад по кинезиологии

доклад по работе по здоровьесберигающим технологиям...