Семинар «Музыкотерапия в психолого-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Семинар посвящен проблеме сохранения и развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является музыкотерапия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx24.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар «Музыкотерапия                                                                                 в психолого-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ»

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-20 лет назад, но значительно реже испытывают чувство восхищения, удивления, сострадания.

Ритмы современной жизни, ее технологизация и компьютеризация, наряду с oгромным количеством положительных воздействий, весьма негативно сказываются на развитие психики детей, зачастую способствуя их «роботизации и обесчувствованию». Замыкаясь на компьютерах и интернет-технологиях, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Использование всевозможных гаджетов: смартфонов, ноутбуков, планшетов, влечет недостаток движения, что приводит к повышенной импульсивности и понижению саморегуляции, задержке психофизического развития ребенка. В дошкольные учреждения с каждым годом приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями; резко увеличилось число замкнутых, тревожных, застенчивых детей.

Проблема восстановления психологического здоровья и развития психоэмоциональной сферы детей является одной из приоритетных среди психолого-педагогических проблем 21 века.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существуют множество нетрадиционных методик, которые могут решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психокоррекционной работы с детьми является музыкотерапия – метод, использующий музыку для нормализации эмоционального состояния и устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и психосоматических заболеваний, т.е. метод, использующий музыку для коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».

Литературные источники свидетельствуют о широком применении музыки в древнейших государствах – Шумере, Индии, Египте, Китае, Греции, Армении, в славянских и скандинавских странах. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.

Первые научные исследования воздействия музыки на организм человека в разных странах начались в 19–20 веках. В России, для изучения музыкально-терапевтических эффектов, в 1913году под руководством знаменитого врача-рефлексолога В. М. Бехтерева была создана исследовательская группа, в которую входили компетентные врачи-нейрофизиологи и музыканты. Исследования доказали, что музыка активно влияет на дыхательную, сердечнососудистую, двигательную и нервную системы человеческого организма, что приводит к определенным биохимическим и гормональным изменениям.

В настоящий момент целительная сила музыки применяется во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, психосоматических заболеваний, речевых расстройств, аутизма и др.

Музыка, безусловно, может влиять на настроение и создавать его. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, музыкотерапия дает возможность корректировать отклонения в личностном развитии ребенка и за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Музыкальную терапию хорошо использовать в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога, так как музыкальный руководитель детского сада хорошо разбирается в музыкальных произведениях, может подобрать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребёнка, педагог-психолог в свою очередь определить эмоциональное состояние ребёнка, понять проблему ребёнка, смысл и важность недуга.

Каким же образом музыка может влиять на эмоциональное состояние?

  1. Слушая звуки дельфинов, нервная система человека успокаивается, а работа головного мозга, наоборот, активизируется.
  2. Звуки природы благоприятно влияют на эмоциональное состояние и улучшают сон.
  3. Спокойные мелодии, доставляющие радость, нормализуют артериальное давление, способствуют расширению сосудов, замедляют пульс и увеличивают силу сердечных сокращений.
  4.  Слушание пение птиц помогает уравновесить все процессы организма, приводят в состояние гармонии тело и психику.
  5. Звуки леса, ветра, воды увеличивают скорость мыслительных процессов. Исследования показали, что они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за гениальность и творчество.

Значительное место в музыкотерапии отведено классической музыке.

Чем может быть полезна классическая музыка детям?

  1. Музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, помогает привить чувство прекрасного.
  2. Классические мелодии отличаются богатством оттенков и гармонией.
  3. Во время прослушивания классической музыки развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, вырабатываются эстетический вкус.
  4. Классическая музыка способствует приобщению к мировой музыкальной культуре.
  5. Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира.
  6. Музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже на физическое развитие ребенка.

Необходимо выбирать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребенка. В работе с детьми важно учитывать каждый конкретный случай, педагог-психолог распознаёт и обозначает переживание ребёнка, и только тогда музыкальный руководитель выбирает композицию для прослушивания. Список можно расширять в зависимости от предпочтений ребенка.

Какие композиции стоит давать послушать в конкретных случаях?

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также «Аве Мария» Шуберта, «Лунный свет» Дебюсси, «Колыбельная» Брамса и вальсы.

Для снятия тревожности и неуверенности мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми (в среднем темпе). Подойдут вальсы Штрауса, «Жаворонок» М. Глинки, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Серенада» Ф. Шуберта, «Вальс цветов» П. Чайковского.

Уменьшению нервного возбуждения и раздражительности помогут музыкальные произведения Бетховена («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), Баха («Итальянский концерт», «Кантата № 2»), «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Утро» Грига, «Хор Пилигримов» Вагнера «Полонез» Огинского.

Музыка для улучшения настроения: произведения Моцарта и Чайковского, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Менуэт» Генделя, «Времена года», «Маленькая симфония» Вивальди, «Музыкальный момент» Шуберта.

Тонизирующая музыка: «Марш оловянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», третья часть Шестой симфонии Чайковского, увертюра «Эгмонт» Бетховена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.

Снятие головной боли: «Дон Жуан» и Сороковая симфония Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена.

От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Утро» и «Танец феи Драже» Чайковского, вообще подойдут практически любые медленные вальсы.

С целью диагностической задачи, после прослушивания музыки целесообразно задать следующие вопросы: «Когда у тебя бывает такое же грустное настроение?», «Бывает так, что ты сердишься?», «А когда у тебя был самый радостный день?», «В какой ситуации радуется (сердится) твоя мама?»

Более того, кроме слушания музыки, можно использовать некоторые упражнения, которые способствуют устранению страхов у детей, стабилизации эмоциональной сферы, дети начинают чувствовать себя свободно, непринуждённо.

Упражнение «Вальс дружбы»

Участники разделяются на пары. Они становятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается мягкая игрушка, или какой-нибудь другой предмет. Руки за спиной. Звучит музыка. Все должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит его, выбывает из игры. Побеждают самые стойкие.

Упражнение «Прогулка по сказочному лесу»

Медленные шаги под музыку, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестом другим великолепие природы. (Можно взяться за руки и идти как в хороводе). Детям можно предложить после этого упражнения нарисовать увиденное.

Упражнение «Спонтанное рисование под музыку».

Проводится с целью научить детей цветоэмоционально реагировать на музыку. Дети рисуют все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60-65 ударов в минуту.

Упражнение «Музыка в красках»

Это упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Индивидуальный рисунок эмоционально раскрепощает. А парное и групповое рисование помогает еще и осознавать взаимодействие с партнером. Во время парного или группового рисования дети располагаются вокруг большого листа бумаги. Во время звучания музыки участники могут рисовать в любой части листа образы, которые возникают у них в процессе слушания. Во время рисования проявляются склонности детей к сотрудничеству или лидерству. По окончанию работы дети обсуждают итоговый рисунок, делятся впечатлениями, переживаниями и оценивают роль партнерства.

Упражнение «Зеркало»

Дети встают парами. Один ребёнок делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

Релаксационные упражнения, используемые в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ, необходимо проводить с музыкальным сопровождением.

Желательно использовать звуки природы, пение птиц.

Для повышения самооценки ребенка и уверенности в себе на занятиях хочу порекомендовать применение в виде игры следующие приемы вокалотерапии (вокалотерапия – научное название метода, который подразумевает лечение голосом).

Воспитатель, показывая рукой на ребенка, напевает: «Ты-ы – хороший», «Ты-ы-самы добрый», «Ты-ы – самый смелый», «Ты-ы  - красивый».

Ребенок за воспитателем повторяет: «Я-хороший», «Я – самый добрый», «Я – самый смелый», «Я-красивый».

Затем остальные дети трехкратными подтверждающими хлопками пропевают: «Да-да-да», «Ты-ы – хороший», «Ты-ы-самый добрый», «Ты-ы – самый смелый», «Ты-ы-красивый».

Исходя из психоэмоционального состояния ребенка выбирают слова: смелый, веселый, уверенный, храбрый, чудесный, бодрый, спокойный, довольный, радостный и т.д.

После таких тренингов наблюдается значительное улучшение эмоционального состояния детей.

Использование музыки в работе с дошкольниками позволяет на протяжении всего дня сохранять устойчивое внимание, повышать результативность усвоения материала, и также позволяет отследить положительную динамику в развитии музыкальных способностей. На занятиях с использованием музыки формируется положительный эмоциональный настрой, развиваются фантазия и творчество. Дети находятся в бодром расположении духа, доброжелательны, эмоциональны, активно сотрудничают с взрослыми и активно общаются со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Семинар «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения современных психолого - педагогических технологий....