ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья

Сараева Галина Васильевна

В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к ребёнку, его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка,  занимает в нашем обществе приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyazdorove2021.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 

Сараева Галина Васильевна   воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74 «Родничок» г Йошкар-Ола, Республики Марий Эл.

 

В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к ребёнку, его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка,  занимает в нашем обществе приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития всех сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Основная проблема, стоящая  перед коллективом  детского сада- это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.  Некоторые дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе  нет гордости в осанки. В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном с II и III группой здоровья и  имеющие различные патологии. Проанализировав здоровье детей, возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников? Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как сделать привлекательным занятие физкультуры для всех детей?

Зная, что у детей дошкольного возраста преобладает игровая деятельность, было решено применить иные подходы к проведению физкультурно-оздоровительных занятий.

Это разнообразные виды игровых занятий, множество интересных нетрадиционных методов в работе с  детьми,  использование на занятиях нестандартного оборудования собственного изготовления («копытца», наклонные доски, дорожки из бросового материала , канат и др.), применение увлекательных упражнений без предметов и с оригинальными  предметами: прищепками, султанчиками, бумажными листами и прочими.

Предлагаемая игровая форма занятия имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры, путешествия, знакомой сказки или мультфильма. Например: «Путешествие в парк», «Туристы», «Морские путешествия» и др. В содержание занятия включаются разнообразные упражнения  образного характера, а также познавательный материал,  который расширяет   знания детей  об окружающем мире, явлениях природы, быта. Воспитатель играет роль рассказчика сказки, который непосредственно принимает участие в той или иной истории или сказке, перевоплощается в них с помощью театрального костюма или одного атрибута, характеризующего данного героя. Игровая форма физкультурного занятия способствует не только тренировочному эффекту, но и помогает решать образовательные задачи, а также психологические: активизировать внимание детей, вызвать интерес к занятию, создать эмоционально положительный настрой. Вся эта работа в комплексе дает свои положительные результаты. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. Занятия на открытом воздухе     проводяться в соответствии с требованиями Сан ПИН.  

  Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей. Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе.  

 Подвижные игры –  любимый вид деятельности дошкольников. Подвижные игры используются как часть специально организованной образовательной деятельности.   В  группе оформлена картотека подвижных игр.  

 Используем  форму  работы, как релаксация. Релаксация  проводится в групповой комнате,  используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводиться ежедневно, в любой удобный отрезок времени. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

В системе физкультурно-оздоровительной работы прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.  Наряду с физкультурными праздниками широко используем физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале. Такие мероприятия организуются 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна, он необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он  обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. В качестве вспомогательных средств использую: музыкальное сопровождение, соответствующую речь  (темп, громкость, тембр, тональность), приятные тактильные и визуальные ощущения. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.  Под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Музыка не должна звучать слишком громко.  После того, как дети легли в кроватки воспитатель  просит их лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3–4 цикла) в спокойном темпе. Регулируя выполнения словами "вдох-выдох". Обучение правильному дыханию происходит предварительно до сна, с использованием образных представлений (тёплый берег моря с солнечной погодой, воздушный шарик и т.д). Одновременно с музыкальным сопровождением  читая стихотворение, способствующее расслаблению. Дети слушают хорошо знакомый голос, к которому они привыкли.  Подхожу к каждому ребенку и поглаживаю его  по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. Гимнастику после сна начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.   Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием ребристых досок, массажных дорожек. Длительность оздоровительной гимнастики  должна составлять 12-15 минут.

 Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи, поэтому в группе ведётся активная работа с родителями, пропаганду здорового образа жизни.  Для родителей освещаются вопросы оздоровления без лекарств: предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения. В результате  правильно построенной работы   по укреплению и сохранению здоровья детей у детей повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности включающей в себя знания по валеологии, так же увеличился  уровень физической подготовленности. Купить  здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.  С  ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

“Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

А.Шопенгауэр

Список литературы:

1.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

2.Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

3.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост.

4.Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребёнка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его ...

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях  ДОУ.Курсовая работа по педагогике.СодержаниеВведение…………………………&he...

«Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Вы хотите быть здоровым, но ленитесь? Вы так же глупы, как оратор, который хочет улучшить свой голос молчанием!...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.Н. В. Муравьева, воспитательМДОУ Детский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский»В современной...

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУПонятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признат...

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...