Педагогический проект
проект

Ляличкина Людмила Николаевна

«Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях

 в                             детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях

в                             детском саду»

Охрана и укрепление здоровья является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Поэтому ДОУ призвано создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. В настоящее время, к сожалению, не разработаны федеральные и региональные концепции оздоровления детей. Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делают эту задачу приоритетной. В детском саду имеются все возможности для занятий физкультурой и спортом: имеется спортивный зал, тренажеры. В каждой возрастной группе имеется физкультурный уголок. Детский сад тесно сотрудничает с физкультурно-оздоровительным комплексом. Результаты мониторинга физического развития дошкольников в нашем детском саду показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих вторую, третью и четвертую группу здоровья. В основном, наблюдается такая патология как плоскостопие, сколиоз. У детей ослаблен мышечный корсет, не развита  гибкость и пластичность. Это привело к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа. Особое внимание привлекла методика игрового стретчинга. Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка. Формируется правильная осанка, дети заряжаются энергией. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Эта методика как нельзя лучше подходит для внедрения ее в работу с детьми. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях  физическими упражнения.

Актуальность.

Для решения основной задачи: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Как показывает практический опыт, одним из возможных способов решения задач физического развития детей дошкольного возраста является насыщение физкультурных занятий новыми, нетрадиционными формами и методиками, способствующими самореализации ребенка, раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей. Таким образом, основополагающим принципом работы является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний инструкторов по физической культуре. Осознание большой ответственности за здоровье детей дает стимул к овладению новыми методиками в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа. Игровой стретчинг помогает:

- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

- совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, пластичность, скоростные, силовые и координационные способности;

- повышать интерес к занятиям физкультурой.

Актуальность заключается в создании системы работы с детьми в игровом стретчинге, как новой формы работы в физкультурно- оздоровительной работе.

Длительность работы над опытом.

Работа над темой «Развитие у детей гибкости, пластичности и выносливости через использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях в детском саду» ведётся в три этапа.

1-й этап – начальный (констатирующий) сентябрь 2021 – декабрь 2021г.

2-й этап – основной (формирующий) январь 2022 – декабрь 2022г.

3-й этап – заключительный (контрольный) январь 2023 – март 2023г.

Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор материала, анкетирование родителей, осмотр детей.

  • подбор методических пособий, наглядного материала;
  • составление перспективного плана;
  • изготовление пособий (коврики);

   -   разработка конспектов занятий;

На формирующем этапе ведется:

  • апробация нового материала, технологий, интерактивных форм работы с  детьми;
  • разработка конспектов занятий, игр, упражнений;
  • работа с родителями;
  • выступление на совете педагогов (тренеров);
  • показ открытых занятий, игр, упражнений;
  • самоанализ работы;

На третьем – заключительном этапе предполагается:

  • выступление на семинаре внутри д/с;
  • показ мастер-класса;
  • оформление папки с опытом работы;
  • анкетирование родителей;
  • итоговая диагностика детей.

Педагогическая значимость. 

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости.

Поэтому педагогическая значимость определяется разработкой специальных игр и упражнений игрового стретчинга для формирования у детей положительных эмоционально-волевых качеств, уверенность, оптимизм, выдержку. Совершенствования телесных представлений, понимания выполняемых движений, способствующих укреплению здоровья.

Теоретическая значимость.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании РФ», СанПиН 2.3/2.4.3590-20; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы. В организации физкультурно- оздоровительной работы в детском саду мы также используем практические методические разработки этих авторов. Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Глазыриной Л.Д., Ефименко Н.Н., Моргуновой О.Н., Руновой М.А., Шебеко В.Н., Кудрявцева В.Т., Назаровой А.Г., Горбатенко О.Ф. Поэтому для нас актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду. По мнению Назаровой А.Г. игровой стретчинг – это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине. Рунова М.А. утверждает, что занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Горбатенко О.Ф. говорит, что упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а также содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными.

Новизна.

Новизна заключается в комбинации элементов выше названных технологий через интеграцию всех образовательных областей, а также рационализацией, усовершенствованием системы работы с игровым стретчингом.

 В частности:

  • Создана авторская система работы с детьми с использованием стретчинга на физкультурных занятиях.
  • Разработаны критерии оценки физической готовности дошкольников, выделены его компоненты в разных возрастных группах

Цели: Повышение эффективности здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни; создание надежной системы работы по новым технологиям. Эта система работы должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Повысить качество проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах детского сада
  2. Разработать и апробировать систему работы с детьми с использованием стретчинга.
  3. Осуществить выбор новых технологий с учетом требований общеобразовательной программы.
  4. Создать оптимальные условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
  5. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно- ориентированного взаимодействия с ним.

Для эффективной работы с использованием новой технологии необходима объективная оценка физического здоровья ребенка. Поэтому в  мониторинговом  исследовании проводилась оценка физического развития ребенка, сформированность двигательных качеств, пластичности и гибкости, произведена оценка компетентности здоровьесбережения педагогов, родителей, детей, определено состояние общей произвольной моторики дошкольников.

В результате мониторинга детей было выявлено, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по их улучшению. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о  том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"),            даже от здорового соперничества в подвижных играх. Первое, с чем сталкиваешься - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе «волочат» за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, напрашивался вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Основные принципы организации занятий по игровому стретчингу

  • Наглядность. Показ физических упражнений игрового стретчинга, образный рассказ.
  • Доступность. Обучение упражнениям игрового стретчинга простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений игрового стретчинга, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений игрового стретчинга. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнений игрового стретчинга, потребность их выполнять.

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. С учетом требований данных технологий была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы        в детском саду. При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, стало понятно, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника? Соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Назаровой, авторской программы Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика», с  этой целью была разработана система использования технологии «Игровой стретчинг» на занятиях по физической культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях  занятий.

Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях, как часть, началось со средней группы. В конце физкультурного занятия детям  давались задания на растяжку в виде игровых упражнений «Грустный и веселый», «Холодно-жарко», «Гномы и великаны». Дети с удовольствием начали выполнять такие забавные упражнения, а также приучались принимать правильное исходное положение, учились держать ровно спинку. На первых занятиях приходится давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения каждого ребенка, осуществлять контроль за выполнением несложных упражнений. Постепенно дети приучались к самооценке, самодисциплине. У них выработалось желание заниматься спортом, быть крепкими, ловкими и гибкими. В этом возрасте у детей превалирует наглядно-образное мышление. Для показа красоты спорта подбирались иллюстрации спортивных упражнений, делались презентации, создавались слайды. Использование средств ИКТ активизировало детей, помогло осознать важность занятий физкультурой и спортом для собственного здоровья.

В старшей и подготовительной группе занятия стретчингом стали носить

целенаправленный, системный и последовательный характер. Занятие состоит из трех частей.

В вводной части дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Очень важно не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию, научить «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души и т.д.). С этой целью детям предлагались специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом («Слоник», «Собачка», «Звёздочка», «Рыбка», «Фонарик»).

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределялся на 2 занятия. На первом занятии дети знакомились с новыми движениями, закреплялись уже известные. На втором занятии – совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Вначале дети не могли даже ходить определённое время с выпрямленной спиной, уставали, сутулились. Дошкольники отличались быстрой сменой настроения, утомляемостью; плохая ориентировка в пространстве; нарушена координация движений, ребёнок не владел своим телом.

Упражнения игрового стретчинга не должно оставаться без внимания, поэтому   они   должны   быть включены и в содержание физических занятий. Важно осуществить правильный выбор   упражнений для      всех    групп      мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра также составляющая основной части занятия.  Подбор подвижных игр осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения        способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включены в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме.

Эффективность подражательных движений заключаются в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно- двигательного аппарата и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, гибкости, выносливости, пластики. Результативными и эффективными становятся занятия с детьми игровым стретчингом со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Медико-педагогический контроль на занятиях позволяет сделать вывод, что нагрузка возрастает постепенно и через 3-м минут после занятия показатели возвращаются к исходным. Эффективность занятий определит анализ физкультурно- оздоровительной работы в конце учебного года.

Предполагаемая диагностика, которая будет проводится 2 раза в год даст результаты физических и скоростно-силовых качеств.

Заключение.

При использовании методики игрового стретчинга

• укрепляется осанка, улучшаются физические качества: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие.

• улучшается техника выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

• улучшается умение качественно выполнять движения на тренажерах.

• развиваются креативные способности в двигательной сфере.

• развиваются чувства ритма и темпа, эмоциональная отзывчивость на музыку, согласование характера движений с настроением музыки.

• улучшаются умственные способности: внимание, быстрота реакции, памяти, воображения.

• развивается эмоциональная сфера, нравственно-волевые черты, коммуникативные способности.

Таким образом, результативность деятельности по развитию у детей гибкости, пластичности, выносливости через использование игрового стретчинга, достигнутая посредством построения воспитательно-образовательного процесса с использованием игр, упражнений, оптимальна. Исходя из этого                       можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по этой теме с целью достижения более высокого уровня развития у детей гибкости, пластичности и выносливости, что позволит им в дальнейшей жизни быть крепкими и здоровыми.

Список использованной литературы.

1. Моргуновой О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

2. Назаровой А.Г. «Игровой стретчинг».

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2009.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

5. Прохорова Г.А Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. М., Айрис-пресс, 2004.

6. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду.  Игровой стретчинг.- Изд.- Сфера- 2012.

7. Константинова А. И. Игровой стретчинг. Изд.- «Санкт - Петербург» - 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...