Педагогический проект "Будь здоров, малыш!"
проект (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) считает одной из важнейших базовых ценностей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Также необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО базовой ценности - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_zdorovmalysh.doc206.5 КБ
PDF icon prilozhenie_12.3.pdf1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок»

городского округа Рефтинский

БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!

Педагогический проект

для детей раннего возраста группы №2

Разработала:

 Воспитатель высшей КК:

Гребенкина И.А.

пос. Рефтинский, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

7

3

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

8

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

5

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

12

6

ПРИЛОЖЕНИЯ

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ), так как в последние годы существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, Т.А. Репиной, М.И.Лисиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной. Она подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах.

 Здоровый образ жизни – это – прежде всего, правильное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, жизненная активность человека в процессе самовосстановления и саморазвития, самореализации. От сформированности и актуализации представлений о здоровом образе жизни здоровья у подрастающего поколения зависит здоровье и благополучие общества в целом.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) считает одной из важнейших базовых ценностей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Также необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО базовой ценности - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

На момент поступления детей в нашу группу только у одного ребенка была 1 группа здоровья. Многие дети имеют хронические заболевания. Следовательно, очень важно создать в группе благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, где особое внимание необходимо уделить условиям взаимодействия всех участников образовательного процесса. Комплексный подход к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья малышей предполагает работу:

1.С родителями

•        Выяснение особенностей здоровья и развития детей.

•        Информирование о необходимости соблюдения соответствующих санитарно-гигиенических норм и правил, режима дня предусмотренных для детей раннего возраста, в детском саду и дома.

•        Психолого-педагогическое просвещение по вопросам особенностей адаптации, здоровья и воспитания детей.

•        Сотрудничество при подготовке пространственной предметно-развивающей среды группы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

•        Активное взаимодействие при планировании и организации жизни детей в группе.

•        Организация обратной связи с использованием возможностей общения на родительских собраниях, клубах, индивидуальных и групповых консультациях, в социальной сети, на сайте детского сада.

2.        С детьми

•        Изучение особенностей здоровья воспитанников.

•        Использование здоровьесберегающих технологий, методов и форм работы, соответствующих возрасту, уровню развития и особенностям детей данной группы.

•        Максимальное использование возможностей и способностей каждого воспитанника и его семьи для сохранения и укрепления здоровья ребенка.

  • Создание и поддержание благоприятного психологического климата в группе.
  • Стимулирование высокой двигательной активности детей.

3.С сотрудниками МАДОУ

•        Планирование работы с учетом рекомендаций медицинского работника, старшего воспитателя.

•        Организация совместных мероприятий: собраний, консультаций, развлечений и пр.

•        Использование возможностей материально-технической и методической базы МАДОУ для активного взаимодействия с детьми и родителями.

Таким образом, цель проекта: создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, а также формированию начальных представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

1.        Организовать эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса для обеспечения физического и психологического здоровья ребенка.

2.        Создать в группе пространственную предметно-развивающую среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья детей.

3.        Обеспечить высокий уровень профессионального мастерства педагога при использовании здоровьесберегающих технологий, методов и форм работы, соответствующих возрасту, уровню развития и особенностям детей данной группы.

4. Способствовать формированию у детей потребности в ежедневной двигательной активности, закаливании для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, соблюдении элементарных культурно-гигиенических навыков и правил безопасности по отношению к своему здоровью.

5. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Основные направления работы:

1.        Индивидуальный подход к каждому ребенку: использование возможностей и способностей каждого воспитанника и его семьи для сохранения и укрепления его здоровья.

2.        Создание предметно пространственной развивающей среды, стимулирующей разнообразную двигательную активность детей.

3.        Контроль за состоянием здоровья воспитанников.

4.        Создание условий, обеспечивающих детям психологический комфорт в группе.

5.        Обучение элементарным культурно-гигиеническим навыкам.

6.        Соблюдение режима повышенной двигательной активности и закаливания для детей раннего возраста.

7.        Организация игр, занятий, опытно-экспериментальной деятельности, способствующей полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья, формированию начальных представлений о ЗОЖ.

Игра – ведущий   вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Игровая деятельность благоприятно сказывается на развитии физической, психической и эмоциональной сферах детей. Помогают снять стресс и способствуют улучшению психоэмоционального состояния игры с водой. Они являются одним из самых доступных, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста психопрофилактическим средством. Помогают также улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический эффект игры и упражнения в сухом бассейне. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию. Использование всевозможных упражнений с массажными мячиками позволяет повысить сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Важное значение для укрепления физического и психологического здоровья имеют и пальчиковые игры. Пальчиковые игры позволяют ребенку познать свое тело. У малыша формируется уверенность в своих силах, предотвращая возможность неврозов, повышаются адаптивные способности.

Большое значение в работе педагога с детьми раннего возраста является использование детского фольклора. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Огромная польза потешек в режимных моментах, малыши с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. В фольклоре можно найти целый комплекс несложных физических упражнений, и весь комплекс: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.

Большую ценность для детского организма представляет «Дорожка здоровья» -  оздоровительный массаж ступней, который способствует профилактике плоскостопия; правильному формированию стопы и осанки; оптимизирует обменные процессы; улучшает иммунитет и активизирует защитные силы организма; тонизируется весь организм; стимулирует развитие малыша, в том числе и речевое; снимает нервное напряжение, расслабляет; улучшает кровообращение; стимулирует рефлекторные зоны; снимает усталость; восстанавливает работоспособность.

В общении с детьми раннего возраста необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:

1.        Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество и педагога, и ребенка, также эмоциональное взаимодействие.

2.        Принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью, которой педагог поддерживает внимание детей, а также ориентировочным подкреплением в виде зрительных и слуховых стимулов.

3.        Принцип наглядности, т.е.  используемые наглядные средства с помощью которых создается развернутая картина действий.

4.        Принцип действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Он помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.

5.        Принцип поэтапности позволяет осуществить обратную связь с детьми. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки   понимания и каждой части столько, сколько это необходимо для освоения смыслового содержания текста.

Соответственно,  мы будем использовать следующие методы работы с детьми:

•        Наглядные - непосредственное наблюдение и его разновидности. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин). Демонстрация – показ предметов, образца, способа действий, иллюстраций.

•        Словесные – объяснение, чтение и рассказывание художественных произведений, детского фольклора рассказ воспитателя, заучивание наизусть, обобщающая беседа, непосредственное общения взрослых и детей.

•        Практические – игровые действия, дидактические игры, игры-занятия, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, упражнения-имитации, пластические этюды, хороводные игры.

Для обеспечения сотрудничества и взаимодействия с родителями мы будем использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей: информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов; познавательные (семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций игры с педагогическим содержанием, исследовательски-проектные, и деловые игры) досуговые (совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, клубы, семинары, практикумы), наглядно-информационные (информационные буклеты, газета и сайт ДОУ, дни открытых дверей).

Для обеспечения плодотворного взаимодействия с сотрудниками МАДОУ будут использованы такие формы работы как консультации, круглые столы, семинары, совместное проектирование.

Планируемый результат: в группе созданы благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования начальных представлений о ЗОЖ.  Организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Пространственная предметно-развивающая среда способствует полноценному физическому и психическому развитию детей. В работе с детьми раннего возраста используются здоровьесберегающие технологии, методы и формы работы, соответствующие возрасту, уровню развития и особенностям детей данной группы. У детей сформирована потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, соблюдении элементарных культурно-гигиенических навыков и правил безопасности по отношению к своему здоровью. Родители понимают необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, единства требований в детском саду и дома для сохранения и укрепления здоровья детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 2.
  2. Цель: создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, а также формированию начальных представления о здоровом образе жизни.
  3. Адресная направленность проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
  4. Продолжительность проекта: краткосрочный (4 месяца).
  5. Участники: педагоги, родители, дети - 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков) – воспитанники группы № 2, возраст с 1г.6 мес. до 2 л.
  6. Форма педагогического проектирования: мероприятия, совместная деятельность, режимные моменты, игры, занятия.
  7. Основные этапы проекта:
  • Подготовительный этап (январь) – изучение состояния здоровья детей группы. Подготовка проекта.
  • Формирующий этап (февраль – апрель) – реализация проекта. Консультирование родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, организация помощи ребенку и семье в преодолении возникающих трудностей в первый год посещения детского сада. Организация продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса. Совместное оформление развивающей среды. Развивающая работа с детьми.
  • Заключительный этап (апрель-май) – обобщение и анализ результатов работы по проекту.
  1. Критерии эффективности проекта – создание благоприятных психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
  • организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • присутствует пространственная предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразию двигательную активность детей;  
  • воспитателями используются эффективные здоровьесберегающие технологии, методы и приемы, формы, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы;        
  • у детей сформирована потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, соблюдении элементарных культурно-гигиенических навыков и правил безопасности по отношению к своему здоровью;
  • родители понимают необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, единства требований в детском саду и дома для сохранения и укрепления здоровья детей.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

  • Ежедневная профилактическая работа:
  1. Игровые занятия с массажными мячиками.
  2. Игры в сухом бассейне.
  3. Пальчиковая гимнастика.                                
  4. Снятие психологического и физического напряжения вовремя НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).                                      
  5.  Прогулки
  6. Закаливание:                                          

- Ходьба босиком;                                  

 - Обширное умывание;

- «Дорожки здоровья».

  1. Оптимальный двигательный режим: подвижные игры.
  • Организация групповых традиций «Отдыхалочки»: «Музыкальные минутки»; «Релаксационные паузы»; «Двигательные минутки»; «Оздоровительные минутки»; включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками.
  • Цикл познавательных игр и опытов с водой «Водичка-водичка»
  • Цикл «познавательных минуток» - «Что такое хорошо и что такое плохо»:

1.«Чистюля и грязнуля»;

2.«Болеть – грустно…»;

3.«Да здравствует мыло душистое!»;

4.«Мои помощники – витаминки»;

5. «Добрый доктор Айболит»;

6. «Снег -  не еда, от него беда»;

7. «Мой дружочек – платочек» и др.

  • Создание игровых ситуаций:

1. «Зайка Ушастик заболел»;  

2.«Научим куклу  Машу умываться»;

3.«К нам в гости пришёл  Доктор Айболит »;

4.«Девочка чумазая».

  • Самостоятельная деятельность детей:

1.Создание условий для д/и «Узнай на ощупь»; «Вредно -полезно»; «Здоровый малыш», «Составь картинку».

2.Создание условий для конструирования «Игровая площадка».

3.Создание условий для настольно-печатных игр «Двойняшки», «Собери картинку»;

4.Создание условий для п/и «Съедобное-несъедобное».

5. Создание условий для сюжетно – ролевых игр: «Больница», «У врача», «Семья».        

  • Цикл занимательных дел:

1.Чтение художественной литературы:

- К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Айболит», В.Берестов «Лежебока», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу», А.Бах «Надо спортом заниматься», П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре», А. Барто «Девочка чумазая»

2. Чтение потешек, пословиц, поговорок о здоровье.

3. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровом образе жизни.

4.Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

6.Сказка-беседа «Почему заболел Петушок»

7. Беседа «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

8. Художественное творчество: рисование «Мой веселый звонкий мяч», «Разноцветные мячики»; аппликация «Компот из ягод», «Витаминки»; лепка «Овощи и фрукты – полезные всем продукты».

9.Фотовыставка: «Мы – спортивная семья».        

10. Развлечения: «Мой веселый мяч», «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу».        

11. Создание коллажей: «Вкусное и полезное», «Мне надо много двигаться!».        

12. Выступление на родительском собрании: «Закаливание в детском саду и дома»

13. Консультации для родителей: «Подвижные игры с детьми дома и на улице», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Нестандартное оборудование для укрепления здоровья», «Прогулки и их значения для здоровья ребёнка», «Босоножье», «Убежать от простуды», «Игры, которые лечат». и т.д.                

14. Памятки для родителей:

«Как правильно одеть ребенка на прогулку»; «Что должно лежать в детском шкафчике», «Алгоритмы самообслуживания для малышей», «10 заповедей здоровья», «Пирамида здорового питания» и др.                

15. Оформление стендов для родителей: «Утренняя гимнастика. Несколько простых советов»; «Подвижные народные игры для малышей»; «Прогулки - это важно!»; «Секреты здоровья»; «Сундучок бабушкиных рецептов» и др.        

16. Совместная деятельность педагогов и родителей: оформление центра физической культуры в группе.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего проекта являлось создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, а также формированию начальных представления о здоровом образе жизни. За основу проекта мы взяли положения ФГОС ДО об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, и также необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержке семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Соответственно, базовая ценность здоровье является для нас воспитательной задачей, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Анализ методической литературы по теме проекта позволил выделить следующие психолого-педагогические условия необходимые для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста:

  1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса.
  2. Создание благоприятной пространственной предметно-развивающей среды, способствующей разнообразной двигательной активности детей, поддержанию их эмоционального благополучия и полноценного разностороннего развития.         
  3. Использование методов и приемов, здоровьесберегающих технологий соответствующих индивидуальным психо-физиологическим особенностям детей раннего возраста.

Среди методов работы с детьми мы выделяем наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности; словесные – объяснение, чтение и рассказывание художественных произведений, детского фольклора рассказ воспитателя и пр.; практические – игры и упражнения. Для укрепления здоровья детей нашей группы мы выбрали следующие средства:

  • Игры – игровые действия, подвижные игры, дидактические игры, игры-занятия, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, упражнения-имитации, хороводные игры; пальчиковые игры, игры с водой и песком, игры в сухом бассейне, игры с массажными мячиками.
  • Художественное слово – чтение и рассказывание художественных произведений для маленьких детей, использование детского фольклора.
  • Закаливание – ходьба босиком; обширное умывание; «Дорожки здоровья».

В работе с родителями мы будем использовать следующие формы работы: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. Для обеспечения плодотворного взаимодействия с сотрудниками МАДОУ будут использованы такие формы работы как консультации, круглые столы, семинары, совместное проектирование. Проект будет реализован на базе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 2. Возраст воспитанников с 1г.6 мес. до 2 л. Количество: 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков).

Проект будет реализовываться в течении 4-х месяцев и состоять из 3-х этапов: подготовительный (знакомство с участниками проекта, подготовка необходимых условий для его начала), формирующий (реализация проекта – наблюдение и взаимодействие с участниками проекта), заключительный (подведение итогов проекта).

В качестве критериев эффективности проекта выбраны следующие:         наличие эффективного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса; пространственная предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную двигательную активность детей; использование воспитателями  эффективных здоровьесберегающих технологий, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы; сформированная потребность у детей  в ежедневной двигательной активности, закаливании для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья; соблюдение элементарных культурно-гигиенических навыков и правил безопасности по отношению к своему здоровью; понимание родителями необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, единства требований в детском саду и дома для сохранения и укрепления здоровья детей.

Таким образом, в результате реализации данного проекта, в нашей группе будут созданы все необходимые психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / авт.-сост. Н.В.Соколовская – Волгоград : Учитель, 2008г., - 188 стр.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]  – М., 2009г. – 240
  3. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  4. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор [Текст] – Иркутск, 2014
  5. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. [Текст]  / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2012, С. 114
  7. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
  8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст] // О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  9. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. [Текст]  – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
  10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. [Текст] – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
  11. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. [Текст] – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  12. Лялина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. [Текст]  – Волгоград: Учитель, 2011
  13. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
  14. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
  15. Самые маленькие в детском саду. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]  / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  16. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст]  – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  17. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  18. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
  19. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону., 2015.

Приложение 1.

Потешки при умывании

 

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико

Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

грязь смывайся,

Грязь смывайся!

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка,

Умой Лешино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя умывайся веселей.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил про мыло –

Мыло его,

Наконец, бы отмыло.

В ручейке вода струится

 В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

 Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Стихи о здоровом образе жизни

Чтобы мне здоровым быть,

Надо овощи любить.

Свёкла, репка, лук, морковь —

Моя первая любовь.

По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся.

Будешь ты всегда здоров.

Тут не нужно лишних слов.

Солнце, воздух и вода —

Наши лучшие друзья.

С ними будем мы дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Буду спортом заниматься

Танцем, песней увлекаться.

Отжиматься, приседать,

Не лежать и не скучать.

Я хочу здоровой быть,

Чтоб к врачам мне не ходить.

Очень хорошо, что я

Бегать научился.

Был бы повнимательней,

В яму б не свалился.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые,

Метки

Наши выстрелы,

Крепки

Наши мускулы

И глаза

Не тусклые.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт

 

Закаляй свое тело с пользой для дела.

 

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

 

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

 

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

 

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

   

В здоровом теле здоровый дух.

   

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

 

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

 

Пешком ходить — долго жить.

 

 

 

Приложение 2

Игры с массажными мячиками

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

 

«Орех»

Движения соответствуют тексту

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

«Иголки»

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту.

«Ласковый ёж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Ваш малыш уже подрос!

«Мячик»

Тише, мяч, не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно возвратись.

(движения соответствуют тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко,

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

(движения соответствуют тексту)

«Мячик-ежик»

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)   

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)   

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)   

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)   

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

 

«Малыш-ежик»

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

  Приложение 3

Подвижные игры для детей раннего возраста

Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей ствий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспи тателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,         Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,          Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,         Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.      Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Поезд (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Игра может проводиться под пение следующей песенки:

Вот поезд наш едет,          Ребят он повез

Колеса стучат,                  Далеко-далеко.

А в поезде этом                Но вот остановка,        

Ребята сидят.                    Кто хочет слезать?      

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!            Вставайте, ребята

Бежит паровоз                  Пойдемте гулять!

Далеко-далеко.

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

Куры и кошка (I год 8 месяцев — 3 года)

Задачи. Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки ис полняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:

Выходите, курочки,         Жучков, паучков

Собирайте крошки,         На зеленой дорожке.  

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

Куры крыльями махали:         Куры клювиком стучали:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!                Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

Выйду, выйду на дорожку,         Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!                            Мяу-мяу-мяу!

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»  — и убегают в свои домики.

Я люблю свою лошадку (2—3 года)

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действо вать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих ло шадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый по ощряет их.

Колокольчик (1 год 6 месяцев – 2 года).

Задачи. Учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Ребенок может приговаривать: “Динь-динь”. Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: “Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню”. Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: “Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите”.

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик

Прятки (1 год 6 месяцев – 3 года).

Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.

Варианты игры:

Взрослый прячется от ребенка и кричит: “Ay, ay!” Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет).

Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет).

Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

Я по комнате хожу,

Машу я не нахожу.

Ну куда же мне идти?

Где мне Машеньку найти?

После этих слов ребенок кричит: “Ay, ay!” Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 месяцев – 3 лет).

По ровненькой дорожке (1 год 6 месяцев – 2 года).

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1–2,5 м) и ширины (15 – 30–60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30–40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

1. По ровненькой дорожке, (идут по дорожке)

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

2. По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два.

3. По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем мы живем. (Останавливаются)

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: “По мягкой дорожке шагают наши ножки...” И т. д.

Снежинки кружатся (2–3 года).

Задачи. Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.

Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: “Вот снежинки спустились с неба на землю”. Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого “Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!” снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Взрослый говорит: “Но вот ветер дует все сильнее”. Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого “Вот ветер стал утихать!” замедляют движение и присаживаются на корточки.

Катится колобок (1 год 6 месяцев – 3 года).

Задачи. Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоночник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Содержание игры. Дети изображают колобков: они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребенку, как бы переворачивая его, приговаривая: “Вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его”.

Попади в обруч (1 год 6 месяцев – 3 года).

Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1–1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.

Прокати мяч (2–3 года).

Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками, придавать ему нужное направление; побуждать к самостоятельному выполнению движений, выбору партнера; вызывать интерес к действиям с мячом.

Содержание игры. Ребенок и взрослый садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5–2 м и катают друг другу мячи.

Вначале взрослый катит мяч ребенку, фиксируя внимание на том, что его надо толкнуть двумя руками.

Вышли дети в садик

(по стихотворению Л. Кондратенко)

 Цели: уточнять знания о голосах; учить действовать согласно тексту стихотворения.

     

Ход игры

     Воспитатель.

Вышли дети в сад зеленый

Танцевать, танцевать.

Ля-ля! Ля-ля-ля!

(Дети двигаются произвольно, танцуют)

Стали гуси удивленно

Гоготать, гоготать.

(Дети кричат: «Га-га-га!»)

Серый конь заржал в конюшне:

«Иго-го! Иго-го!»

(Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!»)

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего?

(Все дети кружатся.)

И корова удивилась:

«Му-му-му! Му-му-му!»

(Дети повторяют: «Му-му-му!»)

Что вы так развеселились?

Не пойму, не пойму!

      Воспитатель делает вид, что забодает всех.

      Дети разбегаются в стороны.

Игра повторяется 2-3 раза

Беги к тому, что назову

     Цели: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой».

     Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

     Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

     Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

     Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.  

Приложение 4

Игры на «Дорожке здоровья»

Ходьба по дорожкам и коврикам — обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег. При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе. Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Лужа

Я иду, я иду.

Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Тянется – потянется,

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Ёжик

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

Приложение 5

Игры в сухом бассейне

«Сильные ножки». Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

«Ловкие ноги». Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.

Усложнение: поднимать шарики определенного цвета или указанное количество шариков.

«Спрячем ручки». Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«Схвати шарик». Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

«Поймай бабочку». Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«Погреем ножки». Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.

«Быстрые ножки». Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«Рыбки». Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.

«Прятки». Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Жучки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«Кто быстрее». Исходное положение: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).

«Лягушки». Исходное положение: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.

Детей младшего возраста взрослый придерживает за руки.

«Ежики спрятались». Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

«Бабочка летит». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«Юла». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

«Потанцуем». Исходное положение: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, повороты вокруг себя.

«Спрячь зайку от волка». Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.

«Найди мишку». Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

«Строим домик». Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.

«Зайки греются на солнышке». Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на правый, то на левый бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.

«Полощем белье». Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, осуществляя движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Шаловливые ручки». Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Разноцветные круги». Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножечко устали.

Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмём его разок.

Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Лягушки

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Приложение 6

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет. Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения, своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл. Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом. Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка. Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения. Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр. Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях.  Как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами.  Как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко. Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей. 

Консультация  «Подвижные игры с детьми дома и на улице»

Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться и поиграть  - еще лучше.

Игры для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, а и развивающей и познавательной. Игры осенью, способствующие интеллектуальному развитию,  развитию речи и воображения.

Развивающие игры для детей осенью

«Давай поговорим». По дороге к месту прогулки  с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима - снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми,  разноцветными листьями.

«Герой из сказки». Возьмите на себя на период прогулки роль героя любимой сказки, инопланетянина или иностранца, приехавшего в нашу страну. Малышу отведите роль сопровождающего, экскурсовода или просто собеседника. Задавайте «сопровождающему» вопросы, касающиеся окружающих и встречающихся во время прогулки предметов. Пусть малыш отвечает на ваши всевозможные вопросы, рассказывает о каждом, попавшем в поле зрения на пути, предмете. Такая игра будет способствовать формированию у него умения формулировки своих мыслей, описания предметов, ориентировки в пространстве.

«Играем в облака»

Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются. Далее можно вместе с малышом понаблюдать:  как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием. Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.

Игры для детей осенью на улице

Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять. Игры для детей осенью на улице должны быть подвижными и развивающими. В игре можно развивать не только творческое воображение, мышление, но и силу, выносливость, быстроту, характер. Подвижные игры развивают координацию движения, умение общаться со сверстниками и работать в команде, способствуют улучшению кровообращения и просто несут ребенку массу положительных эмоций. Для того, чтобы развивать творческое воображение ребенка, можно играть с ним в игры наблюдения за окружающим его миром, обсудить время года, понаблюдать за облаками и предложить ребенку придумать различные истории, откуда берутся облака, как и почему меняют форму, куда плывут. Такая игра развивает фантазию и воображение ребенка, он учится формулировать свои мысли и правильно их выражать. Но игры для детей осенью на улице это, конечно же, прежде всего превосходная возможность подвигаться вдоволь. Движение ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы, интеллекта, пространственных представлений, речи, навыка и взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной естественной активности. Пусть он прыгает, бегает, ходит по бордюрам, забирается на лестницы, стволы деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми.

Придумайте для своего ребенка увлекательную игру, например, можно задавать ему вопросы кто из животных как ходит, а ребенок будет демонстрировать, а затем поменяться ролями. Можно взять с собой на прогулку любимого игрушечного зайца и учить его прыгать. Если рядом с Вами играют еще дети, устройте между ними веселые соревнования с помощью игры в мячик, например, кто дальше мячик бросит, у кого он выше прыгнет, бросить мячик в высоту и поймать, покатить вперед и постараться догнать, положить на дорожке пару камушков и попробовать прокатить мячик между ними. Если Вы гуляете вдвоем с ребенком, посоревнуйтесь с ним, только не забывайте проигрывать, чтобы не лишать ребенка удовольствия от завоеванной в борьбе победы. Осенью погода нас радует дождями и лужами, сделайте дома с ребенком кораблик и пустите его вдвоем в дальнее плаванье по луже или канаве. Пусть ребенок нарисует якорь и иллюминаторы, придумает имя кораблю, спустите его торжественно на воду и понаблюдайте, куда он поплывет. Придумайте с ребенком увлекательную историю о путешествии вашего кораблика. Существует масса увлекательных подвижных групповых игр для детей, это: квач, жмурки, съедобное - несъедобное, солнышко и дождик, волк и гуси, спящий пес, змейка и многие другие.

«Листочки». Есть и простые, но очень полезные игры для детей осенью на улице. Особой популярностью пользуется игра «Листочки».  Вместе с малышом собираются листья различных деревьев, при этом обязательно определяется и называется дерево, с которого листочек упал.  Малышу можно предложить поднять листочек и поискать в парке дерево, на котором растут (или с которого опадают),  точно такие листочки. Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях. Игру можно усложнить, добавив в нее в качестве поискового материала желуди, орехи, шишки и др. плоды деревьев.  «Съедобное – несъедобное»

Игры для детей осенью на улице можно организовывать и по принципу игры «Съедобное – несъедобное».  В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь  предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать  название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т.д.

«Кормушка для птиц». Во время прогулки можно вспомнить с малышом о том, какие птицы живут в Вашей местности, чем они питаются. Рассказать ребенку о том, что осенью и зимой птицам очень сложно добывать себе корм. Предложить ребенку сделать кормушку (с этой целью можно использовать молочный пакет). Во время каждой последующей прогулки можно подкармливать птиц, принесенным кормом, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке. Такое занятие с ребенком будет способствовать не только его развитию, а и воспитанию любви к живой природе.

«Лужи»

Лужи способны доставить радость любому малышу, но, к сожалению, отнюдь не огромную радость маме. Учитывая то, что запретный плод – сладок, не стоит лишать ребенка радости испачкаться в луже. Он это сделает все равно, если уж очень захочет. Наигравшись во время прогулки, может быть, не появится подобное желание во время похода на мероприятие, требующее безупречного внешнего вида. Игры в лужах - не самое страшное занятие, это своего рода познавательная активность ребенка и поэтому лишать его развития – не стоит. Главное все правильно организовать: позаботиться о соответствующей одежде и обуви, дополнительной паре перчаток. Лужи лучше выбирать различные по величине и глубине, но крайне желательно неподалеку от дома, так как продолжительная дорога в мокрой одежде – нежелательное явление. Игры для детей осенью в лужах можно организовать по - разному: можно, обойдя лужи, посчитать количество шагов и сравнить лужи по величине, измерить глубину луж при помощи палки, покататься по лужам на велосипеде и т.д. 

«Солнышко и дождик»

В игре принимает участие несколько детей. При команде «Солнышко» - все резвятся, бегают, прыгают. По команде «Дождик» -  малыши должны подбежать  к взрослому, под раскрытый им зонтик. Взрослых и, соответственно зонтиков, может быть несколько. Такая игра будет развивать реакцию и слуховое внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Будь здоров, малыш!"

План мероприятия:О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.Радиостанция « Малышок».Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год.Кроссворд «Физкульт-ура!».Закалива...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Долгосрочный педагогический проект "Будь здоров, малыш!"

Долгосрочный педагогический проект "Будь здоров, малыш!", отмеченный серебряной медалью на .всероссийском конкурсе "Территория ФГОС"...

"Будь здоров, малыш"/тематический педагогический совет.

Сценарий тематического педагогического совета раскрывает важность физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....