ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
статья

Седойкина Татьяна
данная статья посвящена вопросам взаимодействия ДОО и семьи как эффективного средства формирования основ валеологической культуры дошкольников, представлен анализ работ по теме, предложены формы работ в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

Аннотация: данная статья посвящена вопросам взаимодействия ДОО и семьи как эффективного средства формирования основ валеологической культуры дошкольников, представлен анализ работ по теме, предложены формы работ в данном направлении.

Ключевые слова: формирование, дошкольник, взаимодействие, валеологическая культура

Современная система дошкольного образования претерпевает ряд изменений, которые выражаются в изменении содержания образования, применении новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и других инноваций. Вот уже на протяжении многих лет ведется работа на тему взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) как эффективного средства формирования валеологической культуры дошкольников.

Актуальность проблемы исследования обусловлена снижением уровня состояния здоровья населения и, в частности, детского. Проблема здоровья детей – лишь отражение глобальных социально-экономических, экологических и медицинских проблем. С одной стороны, общество заинтересованно в воспитании здоровой личности, с другой – резко ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения. Возросла ответственность семьи за воспитание здорового ребенка. У родителей отмечается низкий уровень

валеологической культуры: они не владеют технологиями воспитания здорового ребенка. Взаимодействие ДОО с семьей не всегда направлено на решение проблемы воспитания здорового ребенка. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической и экологической ситуации в стране. В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль все же играет общение в семье. В семье оно формирует личностное отношение к себе и к миру, тем самым создает основу для саморазвития личности семьи [3].

Отметим, что валеология – наука о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении им.

Валеологическая культура – совокупность знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, а также их практическая реализации с помощью методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять эти знания на окружающих.

Формирование валеологической культуры – целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОО и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия.

Впервые о необходимости развития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач И. И. Мечников. Он считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась и будет находиться в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело к существенному расхождению

взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка- дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно- образовательных организациях.

Взаимосвязь семьи и детского сада в решении формирования у дошкольников, прежде всего, зависит от взаимных установок ближайших родственников ребенка и специалистов детского сада. Наиболее успешно складывается сотрудничество, когда обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка.

В «Конвенции о правах ребенка» отмечено, что семейное воспитание – фундамент формирования личности. «Ребенку для полноценного и гармоничного становления необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Можно с полным основанием утверждать, что воспитание здорового, жизнерадостного – задача в первую очередь родителей, ближайших родственников ребенка [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений работы в детском саду является воспитание культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.

Необходимость становления валеологической культуры дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей (мотивации ЗОЖ), которая в дошкольном возрасте приобретает осознанный познавательный характер. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика

показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В работе с семьей по формированию валеологической культуры в направлении просветительской деятельности можно использовать как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями: информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформлять информационные уголки здоровья, проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты [1].

Таким образом, подход по формированию валеологической культуры целесообразнее проводить в виде специально организованной системы целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллективом ДОО.

Литература и примечания:

  1. Ислямова, У.С. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста / У.С. Ислямова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №5 (109). – С. 684-686. – URL: https://moluch.ru/archive/109/23768
  2. Черниговских, Е.В. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей / Е.В. Черниговских, Н.В. Муляр. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – №12 (71). – С. 312-314. – URL: https://moluch.ru/archive/71/12183
  3. Юревич, С.Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 181 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10051-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456286


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...