Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»
проект (старшая группа) на тему

Нигматзянова Голнур Саетнуровна

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского народа, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

 Сказки Абдуллы Алиша несут ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности.  Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В главных героях, а в сказках Алиша – это животные, обычно весьма  ярко показываются главные черты характера: доброта, трудолюбие, дружба; такие черты как физическая сила, смелость, мужество, храбрость. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором.

Сказки Абдуллы Алиша прочно вошли в сокровищницу татарской литературы. Произведения Абдуллы Алиша любимы детьми всех поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nigmatzyanova_g.s.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Красная шапочка»

Бугульминского муниципального района РТ

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей»

«Сказочник – Абдулла Алиш»

(21.11.16 – 25.11.16)

  Выполнила:

Нигматзянова Г.С.

воспитатель по обучению татарскому языку

2016г.

Содержание

Актуальность, проблема проекта  --------------------------------------------------- 3

Цель, задачи проекта ----------------------------------------------------------------- 4

Этапы, партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения ---- 5

Механизмы реализации проекта ------------------------------------------------------5

Тематическое планирование -----------------------------------------------------------5

Ожидаемые результаты ------------------------------------------------------------------6

Приложение ---------------------------------------------------------------------------------7-11

  1. Актуальность.

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского народа, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

 Сказки Абдуллы Алиша несут ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности.  Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В главных героях, а в сказках Алиша – это животные, обычно весьма  ярко показываются главные черты характера: доброта, трудолюбие, дружба; такие черты как физическая сила, смелость, мужество, храбрость. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором.

Сказки Абдуллы Алиша прочно вошли в сокровищницу татарской литературы. Произведения Абдуллы Алиша любимы детьми всех поколений.

Проблема проекта: Дошкольники мало знакомы с жизнью и творчеством татарских писателей, не заинтересованы в чтении художественной литературы.

Цель и задачи проекта

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству А. Алиша.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией, творчеством А. Алиша.
  • Способствовать воспитанию у детей нравственных качеств через добрые сказки Абдуллы Алиша
  • Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщить их к семейному чтению, просмотру литературных произведений.

Формы, методы, используемые в проекте:

  • беседа о писателе, о сказках;
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение  сказок;
  • дидактические игры;
  • просмотр мультфильмов, презентации;
  • литературная викторина «Сказочник – Абдулла Алиш»
  • Инсценировка сказки  А.Алиша «Болтливая утка».

Предполагаемые результаты проекта:

  • Обогащенные знания детей;
  • Создание системной работы по ознакомлению детей с биографией и творчеством Абдуллы Алиша;
  • Воспитание добрых, отзывчивых, трудолюбивых дошкольников;
  • Активная позиция родителей  в реализации проекта.

Срок проведения проекта: неделя (21.11.16 – 25.11.16)краткосрочный проект

Тип:познавательный

Вид: информационно-творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Условия проекта: методическая литература, комната народного быта, методические пособия и материал, ИТК, интернет –ресурсы,  наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

2. Этапы проекта

  • Организационный этап:

Алгоритм работы:

  1. Определение цели и задач.
  2. Составление плана работы проекта.
  3. Изучение методической  литературы.
  4. Подбор, изготовление методических пособий и материала, составление презентаций.

  • Продуктивный этап:

№      

мероприятия

тема

1.

Беседа о писателе, просмотр презентации

«Сказочный дядя»

2.

Чтение художественной литературы на русском языке

«Глупый зайчонок», «Два петуха», «Пчела и Оса», «Воробей - хвастун», «Бояка и Небояка», «Болтливая утка», «Гусенок и Лебеденок»

3.

Просмотр мультфильмов на татарском языке

«Бал корты һәм шөпшә», «Сертотмасүрдәк», «Мактанчык чыпчык», «Куян кызы», «Чукмар белән Тукмар»,«Бикбатыр белән биккуркак», «Хвосты» (на русском языке)

4.

Дидактическая игра

«Сказочный  пазл» (по иллюстрациям

сказок А.Алиша)

5.

Интерактивная игра

«Угадай сказку?»

6.

Беседа по сказкам

«Мы любим сказки»

7.

Консультация, наглядность для родителей

«Абдулла Алиш – известный детский писатель»

8

Инсценировка сказки  

А.Алиш «Болтливая утка»

  • Презентативный этап

Итоговое мероприятие:литературная  викторина «Сказочник – Абдулла Алиш» для старших  и подготовительных групп .

  • Заключительный (итоговый) этап:

-Обогатились знания воспитанников;

-Сформированы   представления о положительных качествах героев сказок Алиша;

-Повысилась активность, интерес детей и родителей к татарской детской художественной литературе.

3. Заключение

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и  позволяет  не только познакомить детей с жизнью и творчеством татарских писателей и поэтов, но и сформировать у них знания о героях сказок А.Алиша, повышает мотивацию к общению с книгой, создает условия для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а также направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. Родители активно приняли участия в мероприятиях, проводимых в детском саду, готовы к сотрудничеству, заинтересованы в культурном воспитании детей посредством татарской литературы. 

4. Методическое обеспечение проекта:

-  Татарская электронная библиотека: биография Абдуллы Алиша;

-  Авторская презентация «Абдулла Алиш»;

- На поляне детства: хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей.- Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.

- Сказки Абдулла Алиша на татарском, на русском, на английском языках «Пчела и оса», «Воробей-хвастун», издательство «Татармультфильм»

- Абдулла Алиш«Болтливая утка», издательство «РАННУР», 2000г.

- Иллюстрации из мультфильмов – интернет-ресурсы;

5. Приложения

Приложение 1

Литературная викторина “ Әкиятче - Абдулла Алиш”

для старших и подготовительных групп

Воспитатель:  - Дорогие, ребята!

 (Слайд 1 – портрет А. Алиша)
Посмотрите на слайд: Кто это? Да, это Абдулла Алиш – человек большого и доброго сердца. 
Известный детский писатель Абдулла Алиш родился в с. Куюки Спасского района Татарстана. Абдулла Алиш начал писать в детстве, писатель разностороннего дарования. Он писал стихи, рассказы, сказки, пьесы. Любимым занятием А. Алиша было собирание книг, народных песен и пословиц. 
(Слайд 2 - Родители А. Алиша: мама Газиза и папа ГабделбариАлишевы) 
- Это родители А. Алиша. У мамы Абдуллы проявлялся творческий талант. Мама Газизаапа была прекрасной сказительницей, писала бәетләр (короткие рассказы) и сочиняла стихи. Видимо у А. Алиша талант от мамы. Папа Габделбариабый хорошо знал татарскую и восточную литературу. В доме Алишевых всегда любили книги. (Слайд 3) 
(Слайд 4,5 – А. Алиш с женой и сыновьями):
- А на этом слайде А. Алиш со своей женой и сыновьями Алмазом и Айвазом. У него была очень дружная семья. Посмотрите на слайд, из скольки человек состоит семья? Сколько детей в семье? 
- Абдулла Алиш очень любил детей и всегда находил с ними общий язык. И именно, любовь к детям, привела его в литературу. Он умел разглядеть в детях, что-то значительное, чего не замечали другие. 
Часто А. Алиш бывал в детских садах, школах, где его все знали и любили. Дети с интересом слушали разные истории, которые он рассказывал. Лучше всего А. Алишу удавались сказки. Дети называли его «Сказочный дядя». 

(Слайд 6 – родная деревня, музей и памятник Алишу)

-А вот родная деревня писателя, в доме где он жил сейчас находится музей. Где хранятся его личные вещи. Алиша все помнят и любят.
(Слайд 7) – Все свое творчество желаю посвятить детям): 
- Давайте и мы вспомним, какие сказки (книги) мы читали? На экране книги А. Алиша, изданные на татарском и русском языках.
Сегодня у нас необычный день. Мы встретимся со знакомыми героями сказок.

(Слайд  8 – “Книги А. Алиша”)

- Ребята, посмотрите, сколько разных книг! Вы узнали, что это за книги? Кто написал все эти сказки? Выставка книг (Ответы детей)

Воспитатель:  - А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по сказкам.

(Викторина на слайдах):

1. (Слайд 9) Назовите героев сказки “Глупый зайчонок”. (Зайчиха, Зайчонок, Белка, Доктор Айболит).

2. Показ иллюстраций к сказке “Два петуха”.

- Ребята, посмотрите, к какой сказке иллюстрация? (“Два петуха”)

- Правильно, это сказка “Два петуха”. Ребята, чему эта сказка учит?

(Слайд 10) В сказке “Два петуха” Абдулла Алиш призывает детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.

3. (Слайд 11) Кто такиеБояка и Небояка? (Кролик и котенок)

4. (Слайд 12) Почему в сказке утку назвали “Болтливой”?

- Чем поплатилась за свою слабость разговорчивая птица? (Утка очень любила поговорить и рассказывала всем секреты.Её съели лисята.)

- Да, из-за своей болтливости главная героиня сказки чуть было не погубила других обитателей подворья охотника. Все, кроме утки, остались целыми и невредимыми, благодаря добросовестности и хозяйственности охотника. Здесь обличается глупость и болтливость, а приветствуется трудолюбие и предусмотрительность. Сказка учит нас бережно хранить тайны, чтобы не подвергать опасности себя и своих друзей.

5. (Слайд 13) “Повелитель Цветов положил мёд во все сосуды. Сосуд Осы не удержал мёда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал…”. Что сказал Повелитель Цветов и как называется эта сказка? (“Ты много потрудилась. Твой сосуд самый лучший. Разрешаю пчёлам со всех моих цветов собирать мёд”; Сказка “Пчела и оса”).

6. (Слайд 14) Из какой сказки этот отрывок: “Смастерили ребята из маленьких дощечек скворечницу и укрепили на верхушке высокого щита. На другой же день прилетели весенние гости-скворцы”? (“Воробей-хвастун”)

8. (Слайд 16) Почему в сказке “Гусёнок и Лебедёнок” Лебедёнок сразу поехал на купленном велосипеде, а Гусёнок не мог на него сесть? (Лебедёнок хорошо кушал, спать ложился вовремя, много играл на озере и поэтому был здоровым и крепким.Гусёнок мало ел, поздно ложился спать, не играл на озере, и поэтому был слабым и маленьким, его лапки не доставали до педалей).

- Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы викторины, значит, всем вам нравятся сказки А.Алиша.

А сейчас у меня есть для вас сюрприз – мультфильм по сказке А.Алиша «Хвосты». Еще одна поучительная, добрая, интересная сказка великого писателя.

Ребята, продолжайте читать сказки татарского писателя Абдуллы Алиша. Ведь они просты и доступны пониманию даже самых маленьких слушателей. И в то же время в них говорится об очень важном и серьёзном… Они учат нас видеть хорошее и плохое в жизни, учат трудолюбию, любить и уважать старших, быть доброжелательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию основ ЗОЖ у дошкольников "Путешествие к Здоровью"

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необ...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Исследовательский  проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников....

Педагогический проект по формированию основ ЗОЖ у дошкольников "Хорошо здоровым быть"

Проект направлен на создание благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

данная статья посвящена вопросам взаимодействия ДОО и семьи как эффективного средства формирования основ валеологической культуры дошкольников, представлен анализ работ по теме, предложены формы работ...

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в рамках реализации ФГОС»

laquo;Формирование основ безопасности жизнедеятельности  детей в рамках реализации ФГОС»...

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в рамках реализации ФГОС»

Презентация «Формирование основ безопасности   жизнедеятельности  детей в рамках реализации ФГОС»...