"Прогулки зимой"
консультация

Филатова Оксана Ивановна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_zimoy.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №119

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

В ЗИМНИЙ ПЕРИОД»

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА:

Старший воспитатель

ФИЛАТОВА О.И.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019

Пусть мороз трещит,

Вьюга в поле кружит,

Наши дети – крепыши

Не боятся стужи!

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Свежий воздух – весомый фактор, который закаляет, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и тонус его нервной системы, улучшает аппетит; в крови повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина. Кроме пользы для здоровья, ребёнок получает множество новых впечатлений от знакомства с зимней природой. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки в зимнее время года помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Вместе с воспитателями дети с удовольствием играют со снегом: лепят снежные фигуры, строят крепости, катаются с горок, которые они сделали, скользят по ледяным дорожкам, играют в снежки.Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).Поэтому на участке необходимы разнообразные снежные постройки:

  • фигуры для закрепления навыков равновесия.
  • фигуры для перешагивания.
  • фигуры для упражнений в метании.
  • фигуры для подлезания.
  • горки для скатывания.

Используя удивительный строительный материал – снег, воспитатели вместе с родителями воспитанников сооружают снежные постройки, которые не только вносят разнообразие в детские игры в зимний период, но и развивают у детей трудовые навыки.

При сооружении построек воспитателям следует руководствоваться следующими критериями:

-постройки должны способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей;

-быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;

-соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;

-отражать интересы детей, выявленные в ходе опроса о том, чтобы они хотели видеть на участках;

-соответствовать игровой тематике.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 мл. группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Снежные сугробы, фигурки, горки, крепости побуждают детей к активной деятельности, поэтому на прогулке с ними можно провести много занимательных и познавательных игр.

Структура зимней прогулки:

1. Наблюдения;

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения зависит от вида предшествующей деятельности.

Наблюдения:

- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира; это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребенка.

Основные задачи воспитателя во время наблюдения - это сформировать у ребенка элементарные навыки наблюдения: более или менее длительно сосредотачивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы выделять яркие признаки.

На ежедневных прогулках необходимо учить детей различать наиболее характерное состояние погоды в зимний период: тепло, холодно, пасмурно, идет снег, солнечно. Учить детей замечать изменения в погоде, организовать наблюдение за метелью. Закреплять знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь, волк, обратить их внимание на поведение птиц в зимнее время года. На прогулке следует рассмотреть следы птиц на снегу, побеседовать о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору. Формировать желание оказывать помощь животным и птицам в это время года, обратить внимание детей на красоту зимней природы.Дети с удовольствием отгадывают загадки, знакомятся с народными приметами.

Трудовая деятельность.

На прогулке следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, закреплять умения, выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Педагог должен разъяснить детям значимость их труда и поощрять тех, кто проявляет инициативу в оказании помощи сверстникам и взрослым. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, учить их помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование, бережно к нему относиться. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.Трудовая деятельность не является обязательной. Но воспитанники с большой охотой трудятся по своей личной инициативе. В зимний период дети расчищают дорожки от снега, строят снежные крепости и лепят различные фигуры. Снег - замечательный материал для творчества. Начать работать можно с традиционного снеговика. Главное - не забыть нос - морковку и старое ведро на голову. Дальше дети дают волю своей фантазии и лепят фигуры различных сказочных героев. Готовые постройки можно расписать красками.  Для лучшей сохранности снежные фигуры обливают водой.

Интересный материал для "ледяного творчества" это - цветной лед. Им украшают уличные скульптуры.

Возведение снежной крепости и нешуточные баталии вокруг нее - давняя русская зимняя забава. Но подобные сооружения требуют ни одного дня. Поэтому приступать к ним лучше большой компанией взрослых и детей. По окончании строительства необходимо заготовить больше снежков для предстоящих сражений. Защитники крепости отстаивают свою территорию, захватчики изобретают тактические и стратегические приемы по ее захвату.

Одним словом - веселье гарантировано на любой вкус. Главное, чтобы зима была настоящей, и снег не растаял.

Подвижные игры.

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.

В обязательном порядке в планах должно отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Виды игр на прогулке:

•        спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);

•        игры-эстафеты;

•        сюжетные подвижные игры;

•        забавы;

•        аттракционы;

•        сюжетные подвижные игры;

•        бессюжетные подвижные игры;

•        народные игры;

•        хороводные.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, от предшествующей деятельности, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя).

Индивидуальная работа.

Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей.

Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.Особое внимание обращаем на наличие выносного материала, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы:

Лопатки для снега и для творческой деятельности.

Ледянки.

Печатки.

Султанчики.

Вертушки.

“Карандаши”.

Клюшки.

Мешочки, мячи для метания.

Бросовый материал для игр со снегом.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

– кукла, одетая по сезону, саночки;

– руль…;

– материал для игры “Магазин”;

– др.

Атрибуты для спортивных игр:

– маски;

– ленточки;

– др.

Материал для разметки.

Набор для исследовательской деятельности:

– емкости для снега и воды;

– формочки для заморозки;

– палочки для измерения глубины снега;

– лупа;

– др.

Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.

Все структурные компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время.

Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В холлах ДОУ на информационных стендах размещаются консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как закаляться», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. В рубрике: «Советуем прочитать» создается подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказы о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Масленица» и т.д.

Приложение 1.

Стихи:

Вечер тихий и морозный...

Александр Блок

Вечер тихий и морозный.

Только снега нет и нет.

За окном включили звезды,

В доме выключили свет.

Из-за леса туча вышла

 Дом притих и замолчал

 Ночью кто-то еле слышно

 В окна лапками стучал,

А под утро в серебристой

 Белоснежной тишине

 Кто-то чистый и пушистый

 На моем лежал окне.

Мороз

Валентин Берестов

"Бураны, вьюги и метели…

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни!

Как надоели мне они!"

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

Я знаю, что надо придумать...

АнгияБарто

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

 Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

 Зелёного цвета,

И сразу зима

 Превращается в лето.

Декабрьское утро

Федор Тютчев

На небе месяц - и ночная

Еше не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело

 Луч возникает за лучом,

А небо так еще всецело

 Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

 Вдруг нас охватит мир дневной...

Береза

Сергей Есенин

Белая береза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

 Распустились кисти

 Белой бахромой.

И стоит береза

 В сонной тишине,

И горят снежинки

 В золотом огне.

А заря, лениво

 Обходя кругом,

Обсыпает ветки

 Новым серебром.

Пришла зима

Ирина Черницкая

Пришла зима веселая

 С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

 Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

 Подольше не кончается!

Трое

АсенБосев

Тpое на заснеженной полянке

 Я, Зима и санки.

Только землю снег покpоет -

Собиpаемся мы тpое.

Веселимся на полянке -

Я, Зима и санки.

Снежок

Зинаида Александрова

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

 В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Прогулка

Елена Благинина

Натянула рукавички,

Застегнула пальтецо.

Ветер трогает косички,

Дует весело в лицо.

И поземка закрутила,

Заюлила, залила.

Я стрелой с горы катила,

Легче ветра я была!

Потерялись рукавички,

Расстегнулось пальтецо...

Очень трудно без привычки!

Очень ветер бьет в лицо!

Сто одежек

Агния Барто

Лиф на байке,три фуфайки,

На подкладке платьице.

Шарф на шее, шаль большая,

Что за шарик катится?

Сто одежек, сто застежек.

Слова вымолвить не может.

"Так меня закутали,

Что не знаю, тут ли я?"

Чудная картина...

Афанасий Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

 Одинокий бег.

Снегопад

Валентин Берестов

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложится белый-белый.

Отчего же так темно?

Первый снег

Яков Аким

Утром кот

 Принёс на лапах

 Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

 Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Лёгкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

 Платок пуховый

 Расстелить

 На мостовой,

Он белеет

 Вдоль забора,

Прикорнул

 На фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

 Полетят салазки

 С горок,

Значит, можно будет

 Снова

 Строить крепость

 Во дворе!

Зимний сон

АнгияБарто

Мне ночью снились горы…

Высокая гора,

Та самая, с которой

 Катались мы вчера.

Мы до деревни ближней

 Неслись по целине,

И ночью снег и лыжни,

Блестящий снег и лыжни

 Всё время снились мне.

Круглый год. Февраль.

Самуил Маршак

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

 Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной -

Самолетов звенья.

Слава армии родной

 В день ее рожденья!

Гололедица

Валентин Берестов

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?!

Такой мороз!

Николай Асеев

Такой мороз!

Берет за нос,

Дерет до слез!

Такой мороз трескучий,

Пристал,

Пристал, прискучил.

Такой мороз!

Такой мороз!

Укроешь нос –

К бровям прирос.

Такой мороз!

Здоровый,

Идет – хрустит

 Дорогой.

Снежинки

Галина Новицкая

- Кто снежинки

 Делал эти?

За работу

 Кто в ответе?

- Я! - ответил Дед Мороз

 И схватил меня

 За нос!

Зима

Виктор Лунин

На картине у зимы

 Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

 Средь поляны ватной

 Красногрудых снегирей

 Солнечные пятна.

Круглый год. Январь.

Самуил Маршак

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

 Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

 Веселых белых мух.

Пословицы:

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст.
  • Декабрь - шапка зимы.
  • Месяц январь - зимы государь.
  • У февраля два друга — метель и вьюга.
  • Много снега - много хлеба.
  • Зимою день темен, да ночь светла.
  • Летом не припасешь, зимой не принесешь.
  • Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
  • Где придется зимовать, там и на печи лежать.
  • Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  • В теплой зимней шубке и морозы как шутка

Загадки:

Морковка белая

 Всю зиму росла.

Солнышко пригрело

 И морковку съело.

Ответ: Сосулька.

* * *

Чтоб не мерзнуть,

Пять ребят

 В печке вязаной

 Сидят.

Ответ:

 Ответ: Варежки.

* * *

Без рук, а рисует,

Без зубов, а кусает.

Ответ: Мороз.

* * *

Он рисует на стекле

 Пальмы, звёзды, валенки.

Говорят, ему сто лет,

А шалит, как маленький.

Ответ: Мороз

* * *

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Ответ: Снеговик

* * *

Он прозрачен, как стекло,

Но его не вставишь в окно.

Ответ: Лед.

* * *

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.

Ответ: Санки.

* * *

Не огонь, а жжётся.

Ответ: Мороз.

* * *

На дворе горой, а в избе водой.

Ответ: Снег

* * *

Хоть сама - и снег и лед,

А уходит - слезы льет.

Ответ: Зима.

* * *

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

Ответ: Снежная баба.

* * *

Старик у ворот

 Тепло уволок,

Сам не бежит –

И нам стоять не велит.

Ответ: Мороз.

* * *

Замечательный художник

 У окошка побывал,

Отгадайте-ка ребята,

Кто окно разрисовал.

Ответ: Мороз.

* * *

Дел у меня немало - я белым одеялом

 Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ...

Ответ: Зима.

* * *

Скатерть бела

 Весь свет одела.

Ответ: Снег.

* * *

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

* * *

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

 До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

Ответ: Декабрь.

* * *

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

Ответ: Иней

* * *

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице …

Ответ: Мороз.

Приложение 2

Зимние игры для младших групп

Игра подходит для самых маленьких. Из снега можно слепить пирожки руками, а можно применить разнообразные формочки. Из ведерка можно сделать кулич: плотно утрамбовываем его снегом, переворачиваем, стучим лопаткой, убираем... получился высокий кулич. Кулич украшаем веточками и ягодками рябины.

Если снежный покров небольшой, то попробуйте с детьми раскопать снег до самой земли и посмотреть, что под ним. А там... маленькое чудо — зеленая трава. Расскажите детям, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит.

Следопыты

Зимой можно рассматривать с ребенком следы на снегу. Вот проехал трактор, тут пробежала собака, здесь прыгала птичка

Разные дорожки

Если вы найдете нетронутую полянку со снегом, то можете сделать на ней различные следы самостоятельно: будто кто-то проехал на лыжах, петляющие следы, следы-елочкой.

Делаем кормушку

Сделайте с ребенком кормушку для птиц – это и познавательная игра, и польза птицам. Для этого вам пригодится пакет из-под сока, молока или пластиковая бутылка, коробка из-под новогоднего подарка.

Вырежьте большое аккуратное окошко, а лучше два (с противоположных сторон). Потом привяжите красивую ленточку, на которую повесите кормушку. А затем вместе с детьми повесьте ее на дерево. И каждый раз, когда идете на прогулку, берите с собой немного корма.

Гараж для детской машины

           Находим высокий сугроб, сбоку делаем углубление, чтобы поместилась машина, и аккуратно хлопаем по стенам и потолочку лопатой, чтобы снег не осыпался. Гараж готов.

Полоса препятствий

Поделите детей на команды. Цель этой игры — преодолеть полосу препятствий. На что она может быть похожа?

♦ Разбег.

♦ Скольжение по ледяной дорожке.

♦ Прыжок через препятствие.

♦ Хождение по бревну.

♦ Прыжок вверх.

Разведчики

Настоящие разведчики ходят, не оставляя после себя следов, шагая след в след. Воспитатель идет впереди, меняя размер шага или делая резкие повороты. А дети идут по следам: чем больше участников, тем игра веселее.

Снежные художники

Рисовать на снегу — это так весело! Пальчиком, палочкой, а лучше всего водой! Вам понадобится пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки.

Одной крышкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй крышечке делаем дырочку. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования готов!

Поиск клада

Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее подготовить  "клад". Это может быть игрушка или сувенир. "Сокровище" нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте.

По заданию дети должны найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

Елочные украшения из цветного льда

Можно сделать елочные украшения из цветного льда, налив подкрашенную пищевыми красителями воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели, мишуру и т.п. Украсьте получившимися игрушками елочку.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

 «Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.

Дракон

Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий — голова дракона. Последний в шеренге — драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый.

Снежинки и ветерок

Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе  произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями.

Затейники.

Один  из  играющих  выбирается  затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем ... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

Метелица.

  Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый -  он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не наталкиваясь на предметы.

Тройки.

   Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше?

Два Мороза

Игра проходит на двух площадках.

На противоположных сторонах площадки отмечены "школа" и "дом". Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям:

– Мы два брата молодые,

– Два Мороза удалые.

– Я Мороз-Красный Нос,

– Я Мороз-Синий Нос.

– Кто из вас решится

– В путь-дороженьку пуститься?

Дети (хором). Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы осаливают-замораживают ребят.

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

После небольшого отдыха игра возобновляется.

Мы - веселые ребята.

 Дети становятся    на одной стороне  площадки  за  воображаемой  чертой.   На   противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три — лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового.

Игры - Эстафеты:

На помеле

Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу. Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.

Воротца

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены "воротца" (лыжные палки, связанные вверху).

По сигналу первый участник должен пробежать в "воротца", добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.

Лыжный городок

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

Гонка с шайбой

Участники игры стоят в таком порядке: мальчики против девочек.

Каждая команда получает шайбу и клюшку.

По сигналу первый ученик – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.

Санный городок

1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.

2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.

Черепашки

Участники игры строятся попарно.

По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Синие и желтые палочки

На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу игроков. По команде "Марш!" все выбегают из-за общей черты. Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за черту дальше.

"Котел" или "Мяч из круга"

На утрамбованной площадке чертится большой круг диаметром 5–10 м. В центре круга – еще один диаметром 1 м. Этот маленький круг называется "Котел".

Чертятся 2–3 круга по количеству команд.

В центре круга – игрок противоположной команды. За кругом игроки одной команды. Все с клюшками.

Задача: команда забивает мяч в "котел".

Водящий: старается не пропустить мяч в "котел".

Игра идет на время.

Выигрывает та команда, которая забьет больше голов.

Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.

2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.

3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.

4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.

Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.

5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

Эстафета с санками.

Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.

Сани-тачки

Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами.

На одной лыже

Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.

Лыжная упряжка

Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.

Встречная эстафета с лыжной палкой "Кто быстрее".

Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках. По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих. Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт.

Используемая литература:

Рунова М.А. Характеристика модели оптимально двигательного режима. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12. - С.38-42.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение

Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя

"Из детства -- в отрочество": Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Под ред. Т.Н.Дороновой.- М., 2005.

Ссылки:

http://lib2.podelise.ru/docs/40140/index-1384.html

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news2341.html

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/progulki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чем увлечь ребёнка во время прогулки зимой"

Рекомендации по обучению катания на коньках и лыжах....

Конспект целевой прогулки (зима)

Наблюдение, чтение художественной литературы, подвижные игры....

Создание условий для развития детей 5-7 лет на прогулке зимой. Само аудит

Это карты самооценки воспитателями условий  (оборудование) созданных для развития детей на прогулке зимой....

Наши зимние прогулки. Организация прогулки зимой.

Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о то...

Прогулка зимой с детьми старшей группы детского сада "Проказы матушки Зимы"

Цель: формировать у детей представления об изменениях зимой в живой и неживой природе; воспитывать желание заботиться о птицах.Ход наблюденияНе видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувши...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...