Консультация на тему: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста во время прогулки»
консультация (младшая группа)

Буюкли Наталья Владимировна

Формирование двигательной активности, является одной из наиболее важных особенностей детского воспитания и развития. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста во время прогулки»

Воспитатель первой категории

Буюкли Наталья Владимировна, декабрь 2021г.

В современном мире к работе дошкольных учреждений предъявляются очень высокие требования, призванные заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Формирование двигательной активности, является одной из наиболее важных особенностей детского воспитания и развития. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека.

 В раннем детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, лазание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка раннего возраста, и поэтому рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания. В своей практике я широко использую игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные. Но среди многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия.

Для моих воспитанников, детей раннего возраста подвижная игра является жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: воспитательные, оздоровительные, образовательные. В процессе игр создаются благоприятные условия для физического развития и оздоровления, а также нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе. С помощью взрослого он овладевает новыми, более сложными движениями (быстро бегает, преодолевает препятствия…).

В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но, с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.)

Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

 Данная тема актуальна, потому что:

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети.

Цель: развитие двигательной активности детей раннего возраста во время прогулки

Задачи:

1. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

2. Учить двигаться свободно и самостоятельно.

3. Развивать физические качества личности - смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.

4. Сделать физическую культуру частью здорового образа жизни ребёнка в семье.

 В работе можно использовать следующие методы:

-наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод;

-практический метод.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Правильно организованная и продуманная прогулка создаёт условия для:

  • оптимизации двигательной активности детей;
  • закаливания детского организма в естественных условиях;
  • развития наблюдательности и познавательных способностей детей;
  • знакомства детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
  • развития детской самостоятельности.

Санитарные нормы при организации прогулки.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.

При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки: все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН

Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать времени года (Сюжетные игрушки разных размеров: (медведи, зайцы, лисы, белки, волки и пр.) и куклы в сезонной одежде, а к ним: саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Структурными компонентами прогулки являются:

  • Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий, экспериментов);
  • Подвижные игры;
  • Индивидуальная работа по развитию физических качеств.
  • Труд на участке;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивление организма к различным заболеваниям. При нормальной нагрузке, полученной ребёнком в игре, дыхание его учащается, лицо розовеет, настроение бодрое.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей, позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности. Содержание игр я подбираю в соответствии уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Сочетаю с предшествующей и последующей деятельностью. После спокойных занятий, как правило, я провожу игры большой подвижности. После физической культуры, музыки - спокойные игры и средней подвижности.

Для малышей, исключительно, большое значение имеет дозировка нагрузки, так как они быстро устают и могут потерять интерес к играм. Так в конце прогулки, перед возвращением группу, я провожу подвижные игры со всей группой, а через некоторое время небольшими подгруппами или организовываю индивидуальную работу. Внимательно наблюдая за играми детей, я вижу, кому нужна помощь, и, если в этом есть необходимость, переключаю ребёнка, чтобы обеспечить сочетание подвижных и спокойных игр.

Для полноценной игры на прогулке важно, чтобы одежда (особенно в зимнее время) позволяла детям свободно двигаться и соответствовала погоде.

Подвижные игры, упражнения, не только служат для увеличения двигательной активности детей, но и способствуют закреплению навыков основных движений, формируют умение применять накопленный опыт в различных жизненных ситуациях (перепрыгнуть через сугроб).

Для того, чтобы прогулка в зимнее время проходила интересно, весело, мы с нашими родителями строим снежные городки по русским народным сказкам. Эти постройки используем в наших играх.

Оборудованный, снежными постройками участок несёт главную функцию: всестороннее физическое развитие детей. Постройка для метания в вертикальную и горизонтальную цель, лазанье, спрыгивание, ходьба по снежной дорожке. Одним из любимых забав для малышей является - катание с горки.

Подвижные игры на прогулке в режиме дня провожу ежедневно 2 раза в день. Я организую и провожу игру, так же участвую в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной подвижной игры 3 – 5 минут. Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1. Увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2. Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3. Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п., побуждающих их к различным двигательным действиям.

Детям очень нравиться играть в подвижные игры, ежедневно с ними играю в такие игры, как «Зайка беленький сидит», «Найди свой домик», «Собери мячи в корзину», «Догони меня» и т. д. Мною подобрана картотека подвижных игр и двигательных упражнений. Подвижные игры и двигательные упражнения включаются в физкультурные занятия с детьми, утреннюю гимнастику, режимные моменты в течение дня. При этом фиксирую внимание на том, чтобы каждый ребенок поучаствовал в подвижной игре, а также слежу за общим состоянием детского организма во избежание его утомляемости.

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет». Л. П. Пензулаева

2.«Занятия на прогулке с малышами». С.Н,Теплюк .

3.«Развитие игровой деятельности». Н.Ф.Губанова .

4.«Малоподвижные игры и игровые упражнения». М.М.Борисова .

5.«Игры-занятия на прогулке с малышами». С.Н.Теплюк .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной актив...

План по самообразованию. Тема: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр»

Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста дви...

Статья на тему: Развитие двигательной активности детей раннего возраста.

Статья на тему:Развитие двигательной активности детей раннего возраста....

Консультация для родителей: "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в со...

Консультация для родителей. Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста»....

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....