Кружковая работа «Любознайка» по развитию Экологических способностей у детей старшей группы
учебно-методический материал (старшая группа)

Печенова Ирина Андреевна

Пояснительная записка:

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Любознайка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 Задачи:

- формировать элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы;

- развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;

- воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

                                                   

Дата

Тема, задачи

Содержание

1 неделя сентября

 «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

 

 

 

 

2 неделя сентября

«Лес – многоэтажный дом»

Познакомить детей с «многояростностью» растений.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

3 неделя сентября

«Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром.

 

 

4 неделя сентября

«Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля.

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки».

 

 

1 неделя октября

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», Д.И.  «За каким растением спрятался Хрюша?»

2 неделя октября

 « За миллионы лет до нашей эры. ( Первые птицы. Почему  вымерли динозавры? Первые млекопитающие.)»

Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле.

Лепка «Динозавр», рассматривание энциклопедий, просмотр документального видеофильма

3 неделя октября

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование.

 

 

4 неделя октября

«Домашние животные»  Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови».

 

 

1 неделя ноября

«Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…».  Муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая игра «Облака».

 

2 неделя ноября

«Воробьишка» 

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

 

 

3 неделя ноября

«Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

 

 

4 неделя ноября

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, опыт «Снежинка»

 

 

 

1 неделя декабря

«Русский лес. Жители различных этажей леса».

Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познавательную активность.

Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением.

Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат

«Вот и к нам пришла зима» Экскурсия в парк.

Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.

2 неделя декабря

«Если хочешь быть здоров»

Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.

 

Наблюдения за высотой неба, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.

Измерять t воздуха, глубину снега.

С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев»,  А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер»

3 неделя декабря

«Животный мир полярных районов земли»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.

Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха.

«Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?»

«Хищники и травоядные».

С-р игра «Полярные исследователи»

 

2 неделя января

«Животный мир жарких стран»

Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей.

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных,

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы»,

Н.Сладков «Разноцветная земля», М. Пляцковский «Колючка на ужин»

«Пищевые цепочки»,

«Кто где живёт», «Хищники – травоядные»

С –р игра «Путешествие на юг».

3 неделя января

«Домашние животные»

Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском  хозяйстве.

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега.

С-р игры «Ветлечебница»,

«Животноводы».

Дид.и. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест».

 

 

 

4 неделя января

   Рассматривание веток деревьев.

Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. 

 

Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

1 неделя февраля

Чистая вода – богатство страны.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
 

Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».

Опыт:  «У воды нет вкуса, нет запаха».
Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

2 неделя февраля

Водоемы родного края.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.



 

Загадки-описания  «Мы – водные животные».

Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

3 неделя февраля

 «Живое – неживое»

(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).

 

 

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

4 неделя февраля

«Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах.

Цель: познакомить с функциями органа зрения.

 

 

 

 

Беседа о правилах сохранения зрения.

Гимнастика для глаз.

Дидактическая игра

«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

 

1 неделя марта

«Как поссорились март и февраль»

Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне).

 

И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды»,Е.Серова «Подснежник»,

Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…»

«Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?»,

«Сравни и найди отличия».

 

2 неделя марта

« Пищевые цепочки».

   Цель – уточнить представление детей о том,       как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе).

Составление коллективной схемы-цепочки.

Просмотр видеофильма, мультфильмов.

Заучивание стихотворения

3 неделя марта

« Круговорот воды в природе».

Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли.

 

 

Создание макета «Круговорот воды в природе».

Рисование состояний воды

4 неделя марта

« Мы в лес идем. Маршрут № 4».

Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами.

 

Экскурсия в лес.

1 неделя апреля

« Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».

Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»).

 

Рисование животных в различных климатических условиях.

Создание моделей климатических условий.

2 неделя апреля

«Этот загадочный звездный мир»

Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах « Ковш Большой и Маленькой Медведицы».

 

 

Занятие «Космонавт», просмотр презентации «День космонавтики»

3 неделя апреля

« Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море).

Цель – закрепить знания о  жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы.

 

Аппликация «Разные времена года», чтение стихотворений об экологических системах

4 неделя апреля

« Друзья человека в мире животных»

Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 

Составление рассказов о животных в семье.

Фотогалерия «Семейный альбом»

1 неделя

мая

«Человек – живой

организм»

Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

 

2 неделя

мая

«Цветущий сад»

Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

 

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

 

3 неделя

мая

«Экологическая тропа»

Цель – приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

 

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Н. А. Рыжова.Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Н. А. Рыжова «Волшебница вода».,

3. С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

4.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшегодошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

5.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

6. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова.«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

7. Интернет – источники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию математических способностей у детей старшей группы «Приключения Колобка»

Цель и задачи:Установить умение детей в счёте до 5 в сравнении предметов по величине (ширина, длинна, высота, размер).Развивать внимание, память .Выявить уровень умения в различении цвета ...

Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы

Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы...

Конспект НОД по развитию сенсорных способностей у детей старшей группы Интеллектуальная игра на тему: «Вижу, слышу, чувствую»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосыл...

Перспективный план работы с родителями по развитию творческих способностей у детей старшей группы «В»

В работе по  обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)  мне помог годовой план работы с родителями, согласно котором...

Презентация-проект "Коллективные работы, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщть детей к духовным...

Индивидуальный план работы по Самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Цель работы по самообразованию:Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эф...