Проект экологический туризм в подготовительной группе "Мы – туристы"
проект (подготовительная группа)

Поход — не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это, прежде всего перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям. Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели. Поход – возможность получения ярких, незабываемых впечатлений. Отдыха от непосредственной образовательной деятельности.  Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни(ЗОЖ) по средствам ознакомления с элементами туризма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turisty.docx546.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект экологический туризм

 в подготовительной группе «Мы – туристы

  проекта: информационно - познавательный, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации: с 13.09 – 30 .09.2021 г.

Участники проекта: воспитатели группы дети подготовительной группы №8, №11, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Возраст детей: 6 -7 лет

2021


Актуальность проекта

 Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей, даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому, способствуют, лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. В настоящее время имеет развитие детский туризм, его рассматривают как один из методов ознакомления с окружающей природой и животными.

Сердцевина туризма — это поход, путь к цели и, соответственно, преодоление препятствий, на пути к этой цели встретившихся. Поход — не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это, прежде всего перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям.

Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели. Поход – возможность получения ярких, незабываемых впечатлений. Отдыха от непосредственной образовательной деятельности.

Цель: Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни(ЗОЖ) по средствам ознакомления с элементами туризма.

Задачи: 

Расширение знаний детей о туризме, закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе, в туристическом походе; сформировать умения необходимые в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться компасом), знания о представителях растительного и животного мира родного края, увеличение двигательной активности детей, способность   ориентированию на местности с помощью знаков; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Предполагаемые  результаты:

Сформированы знания о детском туризме.

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.

Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.

Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.

Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.

Сотрудничество с родителями: Анкетирование по теме «В поход всей семьёй"».

Проект реализуется в 3 этапа:

I этап — Подготовительный

Сбор информации по предмету туризм, изучение научно – методической литературы, подбор пособий: иллюстрации по теме «Безопасность в туризме». Формирование проблемы – цель проекта, формирование задачи. Разработка проекта по теме, составление плана работы по проекту.

II этап — Основной                                     

План реализации проекта

                   Мероприятия

          Ответственный

                                   Подготовительный этап

1

Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

Воспитатели группы, родители

2

Анкета для родителей "В поход всей семьёй"

Воспитатели группы

3

Приобретение необходимого оборудования

Родительский комитет

4

Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе.

Воспитатели группы

5

Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Воспитатели группы,

6

Памятка для родителей "Берегите природу".

Воспитатели группы.

7

Разучивание подвижных игр.

Воспитатели группы

8

Информационный стенд о походе.

Воспитатели группы

9

Обследование места проведения похода.

Воспитатели группы

                Основной этап (непосредственное проведение туристического похода)

1

Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды.

Воспитатели группы.

2

Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей, подготовка костюмов.

Воспитатели группы, родители

3

Совместный сбор и отправление по маршруту.

4

Деятельность по сценарию.

Воспитатели группы

                 Заключительный этап (оценочный)

1

Оформление фотовыставки "Мы ребята - туристята"

Воспитатели группы.

2

Публикация в соцсетях заметки о походе с фотодополнением.

Воспитатели группы

3

Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам.

Воспитатели группы

4

Подведение итогов реализации проекта.

Презентация педагогическому коллективу.

Воспитатели группы

III заключительный этап

Викторина «Знатоки природы», «Памятка юному туристу», «Берегите природу», Квест игра «Мы - туристы», конкурс рисунков и поделок с детьми и родителями.

Выводы:

Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Приложения к проекту

Конспекты НОД

Конспект «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Цель: «Знакомство с туризмом и кто такие туристы», которое направлено на ознакомление детей с туризмом и какие виды туризма бывают. Привить интерес к туризму. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возрастдетей5-6лет
Задачи:
- Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т.д.,
- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т.д.;
-Воспитывать интерес к туризму.
Материал: Картинки с изображением разных видов туризма (скачала из интернета).

Ход занятия

Дети сидят за столиками перед каждым ребенком ложу картинки разных видов туризма.
Дорогие ребята мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом и кто такие туристы.
Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.
Какие виды бывают туризма?
Дети отвечают ( горный, велосипедный, пешеходный, велосипедный, водный)
Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.
А как вы думаете, кого можно назвать туристами?
Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.
А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)
Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.
Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.
Что у туристов весит за плечами?
Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.
Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.
Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, , куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка.
Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка?
Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.
Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки
Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.
Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.
Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?
Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.
Как вы думаете, что делают туристы в походе?
И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный вопрос:
-Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
-Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
-Скажи, зачем идёшь, турист,
Из дома ты в края иные?
-Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
-Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!
Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,
проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.
-А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.
Турист должен знать Дети отвечают
Природу надо -Уважать!
Лесных зверей -Не обижать!
Всякую букашку -Надо любить!
А деревья нельзя -Рубить!
Все живое надо -Охранять!
Цветов и ягод много -Не рвать!
В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды бывают туризма? Что необходимо туристу взять с собой в поход?

       

 Нод-беседа Тема: «Знакомство с Красной книгой».

Цель: познакомить детей с Красной книгой. Расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники). Рассказать детям о существовании Всемирного дня защиты животных. Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе. Воспитывать желание заботиться о животных.

Ход занятия.

Воспитатель: собрались все дети в круг. 
Я твой друг, и ты мой друг. 
Крепко за руки возьмемся, 
И друг другу улыбнёмся 
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «лес». На экране картинка - лес

Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не рвать цветы!
Не разрушать муравейники!
Не ловить бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!
Не трогать ядовитые растения руками, научиться различать их!
Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!
Не оставлять после себя мусор. Никогда не выбрасывать его в водоем!
Не кричать!
Воспитатель. Кого можно встретить в лесу?

Дети: Можно встретить разных животных, птиц.

Воспитатель: Каких животных, обитающих в лесу, вы знаете?
Дети: медведи, волки, зайцы, лисы. (картинка).

Воспитатель: А вы боитесь этих животных?
Дети: да, мы боимся волка, медведя.
Воспитатель: Как вы думаете, а они нас боятся?
(Дети высказывают свое мнение: кто-то говорит, что боятся, кто-то нет).
Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?
Дети: Люди могут обидеть животных.

Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет красивого оперения.

Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. (картинка).

Леса вырубаются из-за добычи древесины. (картинка).

А давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? 
(ответы детей). 

В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. На нашей планете обитают множество животных, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких животных создана Красная книга.

(Показ презентации krasnaja-kniga-kopija_29iq1.ppt |

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Красной книгой природы.

Воспитатель:  Красный цвет – это как сигнал светофора, он предупреждает об опасности, предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать, цвет осторожности, тревоги, запрета. Книга эта необычная, в ней страницы не белые, а цветные.

Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых нужно спасать немедленно, без малейшего промедления. (картинка).

Воспитатель: Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу(снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр).В красной книге записаны  птицы - чёрный аист, дрозд, беркут, орёл – могильник, рябчик; бабочки – павлиний глаз, махаон, аполлон и другие. К редким растениям относятся: ковыль, кувшинка белая, подснежник и другие. (Беседа сопровождается рассматриванием редких животных и растений на страницах Красной книги).

Воспитатель: Следующие страницы в книге жёлтые. Если на светофоре горит жёлтый свет, что он обозначает?

Дети: Нельзя спешить.

Воспитатель: Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных мало, их надо спасать. (Дети рассматривают жёлтые страницы книги). 

Дальше идут зелёные страницы книги. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за эти растения и животных, их, пока ещё, много. Люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали?

Дети: Люди прекратили охотиться на них, создали заказники и заповедники. (Показ слайда).

В них категорически запрещается рвать растения охотиться на животных.

Воспитатель: Верно, заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений.  

Кроме заказников есть ещё и заповедники. Заповедник – это участок земли или воды, на которых находятся природные объекты особой научной ценности, они находятся под особой охраной государства. В заповедниках хозяева – растения и животные, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотится. Все условия созданы для жизни животных. Самый крупный заповедник нашего края – Кавказский государственный заповедник.

Воспитатель: Вот мы и рассмотрели все страницы нашей Красной книги. Когда мы  встретим названные растения или животных, то должны 
вспомнить  о том, что их нужно охранять.

Воспитатель:

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть.   «Плавает, бегает, летает». Если воспитатель называет рыбу, то дети показывают движения рыб, животное – бег на месте, птица – имитируют полёт птицы.

Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?
Дети: Защищать животных.
Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. В этот день много говорят о защите животных и о том, как им можно помочь. А что мы можем сделать для животных и птиц?
Дети: Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.
Воспитатель: Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе,  потребительски не бережет ее лес, животных, растений, птиц.
Ведь дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они 
На планете мы останемся одни.
Друзья мои, товарищи
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить,
Следить будем всегда.
И будет благодарна 
Нам матушка - земля!

Конспект экологического направления  «Мы за чистые водоёмы»

Цель: Прививать у детей умение наводить порядок в окружающей среде, не

загрязнять водоемы.

Задачи:

1) Продолжать знакомить детей с техникой рисования (восковыми мелками);

с морскими обитателями, водными растениями;

2) Формировать представление, что чисто не только там, где убирают, а там,

где не мусорят.

3) Развивать творчество, внимание, мелкую моторику и координацию рук;

4) Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Демонстрационный материал: Презентация.

Раздаточный материал: Листы бумаги А4, восковые мелки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети в нашу группу принесли письмо.

Давайте прочитаем его? (дети отвечают)

Воспитатель:«Всем привет с морской пучины

Пишет царь с морского дна

Плачу я, и есть причина

К сожаленью не одна.

Ах, какая скукота,

Вся вот эта красота!

Всё бурлит здесь то и дело

Как мне это надоело!

Волны то вздымаются,

То вдруг опускаются.

Мне не мил обед и ужин

Стал я злится и ворчать

Одиноко, скучно мне

Здесь в прозрачной глубине.

Я один, ушли рыбёшки

Рядом спят русалки – крошки.

Помогите!

Морской царь.

Воспитатель: почему морской царь просит помощи?

Дети: мало стало рыб в море, её вылавливают сетями, воду загрязняют.

Воспитатель: морской царь – волшебник, и если мы с вами нарисуем рыбок,

водоросли, очистим водоём от мусора, и если это ему понравится, он

обязательно превратит рыбок в настоящих, живых.

Воспитатель: ребята, а какие растения могут жить и расти в море? Как вы думаете, зачем нужны растения в море (обогащают воду кислородом, служат для морских обитателей кормом,

и даже домом?

А каких рыб вы знаете, которые обитают в море

(Дети называют рыб, воспитатель показывает их изображения).

Воспитатель: Давайте рассмотрим рыбу. Назовите части тела рыбки

(голова, тело, хвост, плавники) Что есть на голове (глаза, рот, жабры) Какой

хвост? Сколько плавников?

 Да, ребята, вы правильно назвали все части рыбки: голова, тело, но

у всех разные хвосты, количество плавников. Каждая рыбка по-своему

красива,

Воспитатель: Очень жалко, что стали пропадать такие красивые рыбы и

море стало почти безжизненным. Поэтому и скучно морскому царю,

перестало море волноваться. Давайте, ребята поиграем в игру «Море

волнуется»

Физминутка: игра «Море волнуется раз»

Воспитатель: Предлагаю нарисовать морских рыбок, водоросли, камни,

ракушки восковыми мелками. Но сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, - сложенными вместе ладонями показывают

Рыбке весело играть, как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница - грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать - медленно сжимают ладони

Рыбка спинку изогнула - «плывёт» рыбка

Крошку хлебную взяла - делает хватательные движения обеими руками

Рыбка хвостиком махнула - «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

Самостоятельная работа детей. Далее с детьми вставить все работы.

Спросить у детей «Получилось ли у нас чистое морское дно с рыбками?»

(Дети отвечают) Морской царь превратит их в настоящих живых рыбок, и

жить с ними ему будет весело. Ребята, а как вы думаете, что ещё мы можем

сделать, чтобы рыбки из моря не пропадали, чтоб моря и океаны, реки и

озёра были чистые (нельзя загрязнять воду, ловить рыбу сетями и беречь всё

живое вокруг) . Молодцы ребята! А что мы сегодня с вами делали? (дети

отвечают: рисовали рыбок восковыми мелками, играли в подвижную игру

«Море волнуется раз», делали пальчиковую гимнастику «Рыбка». И самое

главное – помогли вернуть рыбок в море и очистить водоём от грязи. )

Молодцы ребята!

А в заключении я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушаете:

Пусть будут чисты водоемы,

Мы их не будем загрязнять,

Они ведь тоже часть природы,

Ну а природа наша мать.

Конспект занятия по рисованию «В поход с Эколятами»

Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.

Задачи: закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса,; формировать умение рисовать дерево нетрадиционным способом.

Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок.

Демонстрационный материал: пейзажами Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб»; плакат-рисунок экологических ситуаций; искусственные ёлочки.

1. Организационный момент. Воспитатель: Слышите, кто то стучит в дверь.(Заходят эколята)

Елочка : у нас для вас письмо(читает)

«Очень вас друзья люблю,

Приходите в гости, жду. Лес»

Лес приглашает Вас в гости! Но попадает в лес тот, кто ответит на вопросы.

- Какое сейчас время года? Какой месяц?

- Какой месяц был перед апрелем?

- Какой будет после апреля?

- Назовите все весенние месяцы. (ответы детей)

Воспитатель:

Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.

Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)

Раз, два, повернись – и в листочек превратись (дети выполняют задание)

- Ты на каком дереве растешь? Ответы детей (Я расту на берёзе)

- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.

- Подул ветер, и листочки зашелестели. И оторвались от дерева. (Звучит музыка. Диск «Ветерок»)

- Прилетели в лес на полянку.

2. Отгадывание загадок.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою?...

Все открой, не утаи.

Ты же видишь мы свои.

- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)

- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

- А вы умеете отгадывать загадки?(ответ детей)
Вот сейчас наши друзья Эколята загадают вам загадки

1: У неё одёжки колки-

Всё иголки, да иголки

Звери шутят: «Дядя ёж

На неё слегка похож» (ёлка)

2: У меня длинней иголки

Чем у ёлки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке

Ветки только на макушке (сосна)

- Ель и сосна какие деревья? (хвойные)

3: Клейкие почки

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит над горой. (береза)

 4: Что за дерево стоит

Ветра нет а лист дрожит. (осина)

5: С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкурку тонкую снимают. (липа)

3. Экологическая ситуация

Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.

- Почему человек так любит лес? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот рисунок, мне очень больно на все это смотреть.

- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей по картине)

- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)

- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)

- Почему нельзя выбрасывать мусор? (Лес – это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто.)

4. Экологический тренинг.

Воспитатель:

 Сейчас вместе с друзьями Эколятами  поиграем, представьте себя деревьями… (дети закрыли глаза) Ты какое дерево? А ты? (ответы детей: я береза, я дуб я рябина и т.д)

Мои корни глубоко вросли в землю.

Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.

Это деревья в лесу. (открываем глазки)

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Сейчас мы тихо пройдем, сядем за столики и нарисуем деревья.

5. Рисование

Посмотрите, какие деревья можно нарисовать. (Показ образца)

1 этап – Берем лист белой бумаги и в центре на одной половине мазками наносим краску. Возьмите теплые тона: зеленый, темно-зеленый

2 этап – Складываем лист, поглаживаем его.

3 этап – с помощью волшебного заклинания «Пона - мона – кона» раскрываем лист, получилась – крона. Дорисуйте ствол, ветви.

- Что дерево спрятало от людей? (корни)

Какие красивые у вас получились деревья! Скажи, пожалуйста, какое дерево ты нарисовал? (опросить ребят)

6. Рефлексия

- Где мы с вами побывали? Кто нас позвал в лес? (в гостях у леса) Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали) Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь? Лес дарит вам подарки.

Картотека игр

Игра «Мы идем в поход»  Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам.

 Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу.

Игра «Назови и расскажи» Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.

Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое.

Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.

Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.

Игра: Игра - тренировка «Мы собираемся в поход». Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.

 «Найди такой же цветок» Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать

«Детки с какой ветки?» Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д. ; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

  Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» ps://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo, просмотр и обсуждение мультфильмов: «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и Ох идут в поход»; слушание туристических песен; разучивание песни «А мы – туристы».

  Художественно-эстетическое развитие  Рисование «Птицы нашего края» Цель: Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.

Просмотр видео презентации Тема: «Озера Байкала» Цель: Пополнять знания детей о правилах поведения экотуризма; «Мы за чистые водоёмы», «Эколята в походе», знакомство с понятиями «турист», «карта», «компас», «маршрут», «снаряжение», «палатка», «спальный мешок»; рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг о путешествиях; чтение «Веселый турист» С. Михалков; сюжетно-ролевая игра «Туристы».

 Социально-коммуникативное развитие: «Волшебная поляна», Поход по экологической тропе с Рюкзачком и Колобком» (экологическая тропа по участку детского сада), Д/и по развитию словаря «Собери рюкзак в поход», «Правила поведения в лесу»;

 «Окажи медицинскую помощь в походе»; «Мы - туристы», «Предметы, необходимые в походе», «Медицинская помощь в лесу», «Что положить в рюкзак»,«Съедобные и несъедобные грибы», «Лесные ягоды», «Насекомые».

 Речевое развитие: Заучивание стихотворений Т. Коваль «Про ёжика»;«Вперед в поход!»

 Чтение «Великие путешественники» В. Зощенко,  «Что такое туризм» Цель:  Познакомить детей со значением слова туризм, поход, туристический инвентарь и др., дидактическая игра «Что берем в поход», спортивные туристические эстафеты; чтение «Приключение Муравьишки» В. Бианки; беседы о семейных путешествиях.

выставка детских рюкзаков; дидактическая игра «Можно – нельзя» (правила поведения в лесу, горах);

Заучивание пословиц "Лес - богатство и краса береги свои леса"; "Лес и вода родные брат и сестра; "Враг природы тот, кто лес не бережет", "Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит", "Для города каждое дерево дорого", "Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет", "Кто с дерева кору снимает, тот его убивает", "Одна искра целый лес сжигает", "Не мудрено срубить, мудрено вырастить", Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях: Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы. Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»; Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы», Дидактические экологические игры  «Мы идем в поход», «Назови и расскажи», «Детки с какой ветки?», «Найди такой же цветок» ,«Собираемся в поход», «Виды туризма, угадай и расскажи»»и т.д.

Игра -исследование «Что такое компас? Знакомство с картами –схемами, географическими направлениями». Цель: Воспитывать интерес к компасу, обучать работе с прибором.

Дидактическая игра «Найди по заданному направлению» Цель:Учить детей работать с картами – схемами, определять местонахождение предмета.

Литературная гостиная «Знакомство с лекарственными растениями, ягодами, грибами». Цель: Учить детей разбираться в лекарственных растениях, подготовить сообщения о лекарственных растениях совместно с родителями.

Художественная мастерская Рисование «

Изготовление карты маршрута детей по экологической тропе закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно; развивать творческие способности.

Эстафета «Что возьмем с собой в поход». В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры   воспитатели  проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:

- Кто шагает с рюкзаком?

- Мы туристы!

- Кто со скукой не знаком?

- Мы туристы!

- Эй, ребята, тверже шаг!

- Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак!

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Воспитатель  предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:

- не ходить в лес без взрослых,

- не кричать,

- не срывать незнакомые грибы, ягоды,

- не ломать ветви деревьев и кустарников,

- не выдирать цветы с корнем,

- не разорять муравейники,

- не трогать птиц и гнезда и др.

Игра – эстафета «Походный суп».

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».

Игра в слова. Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

Игра «Дружба». Дети встают в два круга напротив друг друга.

- Я в походе, ты в походе,

- Я веселый, ты веселый,

- Я твой друг, ты мой друг,

- Давай обнимемся.

Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

Игра «Паутинка».

Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

Игра «Кто быстрее».

Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

Познавательная беседа «Мусор в природе».

Очень часто туристы, отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.(С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом.

Туристические загадки:

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя,

от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко.

Что это?

(Палатка)

 И в тайге, и в океане.

 Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

 Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить.

Чай душистый кипятить

(Котелок)

 

Консультация для родителей: «Правила поведения на природе»

При выезде загород на природу, у нас возникает вполне естественное желание получить максимум приятных эмоций и впечатлений. Но суровая реальность состоит в том, что куда б мы не направились, гарантированно встречаем следы своих неряшливых предшественников: выгоревший от костра лес, вытоптанные растения на полянках и горы пластиковых бутылок. Такое неприятно видеть всем, но не каждый желает убирать даже за собой, не то что за другими отдыхающими!

Можно делать вид, что дисгармония вокруг не омрачает ваш отдых, игнорировать неприятные элементы пейзажа, однако гораздо проще и важнее соблюсти несложные правила поведения на природе, и оставить после себя райский уголок природы в ее первозданном виде. Насколько бы улучшилась ситуация вокруг, если бы каждый человек действовал согласно правилам, задумайтесь об этом.

Уборка мусора за собой

Даже невзначай брошенная апельсиновая или банановая шкурка способна испортить собой окружающий пейзаж. Она, как впрочем, и банка или пластиковая бутылка сама собой не исчезнет. Очень важно убрать за собой на природе, и неплохо бы при этом захватить чужые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Не исключено, что данное местечко приглянется вам и в следующий раз, особенно если вы оставите после себя чистоту. Если нет возможности забрать мусор с собой, его необходимо сжечь. Это радикальный способ борьбы с мусором, но не стоит прибегать к нему часто, сгоревший пластик отравляет воздух, почву и воду на месте сжигания.

Проявите осторожность с огнем

Правила безопасного поведения на природе диктуют, что если вы развели костер, обязательно потушите его, когда будете уходить. Костер достаточно залить водой, только проследите, чтобы не остались тлеющие угольки. Особенную угрозу открытый огонь несет при ветреной и сухой погоде, поскольку может стать очагом лесного пожара. Вследствие пожара, место отдыха останется неуютным и мрачным на много лет. К столь печальным последствиям может привести и небрежно брошенный окурок. Лучше всего закапывать окурки в землю, хотя бы неглубоко, это не только предотвратит пожар, но и не нарушит природной гармонии.

Не оставляйте после себя следы пребывания

Если вам приглянулся по душе замечательный природный уголок, это вовсе не означает, что на данном месте следует оставить свой «автограф». Кора деревьев, камни и скалы должны радовать глаз, а не нести информацию, что там были вы. Это не только портит красоту природы, но и наносит ей непоправимый вред, да и вряд ли кто поблагодарит вас за такой «подвиг».

Сохраняйте после себя цветы и бережно относитесь к животным

Посещая красивые поляны, на которых растет множество цветов, многие ошибочно считают, что в память о хорошо проведенном времени вправе собрать себе букет. Памятка – правила поведения на природе, взывает к совести. Ведь если так будет поступать каждый человек, то, что же будет радовать наш глаз в следующий раз? По отношению к растениям и животным, лучше всего избрать созерцательную позицию. А по отношению к диким зверям желательно выдерживать небольшое расстояние, даже если зверушка вам показалась безобидной. Стремясь защитить свое жилище и потомство, дикие животные не всегда рады большой и шумной компании, и вам следует уважать их потребности, ведь природа их дом. Наслаждаясь общением с дикой природой, проявляйте внимание и бережное отношение.

К чему приучать на природе детей

Правила поведения детей на природе никто не отменял. Если вы взяли с собой на отдых ребятишек, то старайтесь быть для них примером, ведь в будущем, они будут вести себя так, как вы их научите этому с детства. Не оставляйте ребятню на природе без присмотра, особенно если рядом есть водоемы, либо другие опасные места (муравейники, непроходимые кустарники, острые камни). Ведь для детей все интересно, они не понимают, какую опасность в себе таит дикая природа, и пытаются играть с каждым найденным предметом. Не просто запрещайте детям трогать неизвестные растения и грибы, а рассказывайте об опасности, которую в себе таит дикая природа. Ведь детям нужно объяснять причину запрета, тогда они способны понять.

Выбираясь на природу, помните о будущем, о том, от каждого из нас зависит, что из созерцаемых сегодня красот и в каком состоянии мы оставим нашим детям. Ведь, если каждый человек станет думать, что лично от него ничего не зависит, тогда ничего собственно и не изменится.

   

Анкета (родители совместно с детьми отвечают на вопросы)

«Приобщение ребенка к туризму»

1. с кем ты живёшь?

2.тебе нравится ходить в поход

3.Хочешь чаще ходить с родителями в лес, поход? (Да, нет)

4.Твои родители часто ходят с тобой в поход или в лес? (Да, нет)

5.Знаешь, ли ты что нужно брать в поход? (Да, нет)

6. Когда, вы ходите в лес, поход с тобой родители играют? (Да, нет)

7. Кто с тобой чаще играет из родителей?

8. Что ты больше всего любишь делать в походе, в лесу?

9. Часто ли вы с родителями выезжаете на природу?

Консультация для родителей  «Детский туризм – дело серьезное»

Планируя, проведения отдыха в выходные  дни происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетая все основные составляющие полноценного отдыха (двигательной активности, благотворно воздействуют природные  факторы, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делая туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска. Семейные туристические походы любят все, к тому же они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, и тд.) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того,  походы способствуют укреплению и сплоченности  семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы,  любовь к родному краю, воспитывая к ней бережное отношение ко всему окружающему миру. Совместные походы и поездки расширяют кругозор дошкольника, формируя первичные представления об истории родного края, традициях и культуре города. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, участвуют в общем деле, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У дошкольников воспитываются самостоятельность, организованность, сплоченность, развивается сила воли. Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательно-исследовательский. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех- четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

1. оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

2. спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях.)

3. познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

4. развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы по варов, знатоков природы, музыкальные и т.п.);

5. практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);

6. эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встречай общение с друзьями). Программа похода должна быть составлена с учетом мнения большинства, а также интересов и возможностей детей.

Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря. Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.). Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия.

Существует множество видов рюкзаков: абалаковский, анатомический, велосипедный и т.п. Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж. Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7- 8 лет — до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребенок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об еще не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста. Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой — чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину ребенка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах. Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночевках, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый — сокращенно «пенка». Положенная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночевки в палатке подходит надувной матрац. Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воз духа) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную по году рекомендуется иметь ветровую куртку — анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой — молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п.), но всегда предусматривается в утренние часы. Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов.  Однако существуют определенные нормативы, сориентированные на физически нормально развитого ребенка. Так, считается, что общая протяженность маршрута для детей трех-четырех лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет -10 км. Зная своего ребенка, родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки его возможностям. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придем?», «Долго еще идти?», капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребенка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п. Очень важно продумать организацию свободного времени на при вале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти взрослых и детей, если он превращается в веселый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования, на поляне тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребенку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребенок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев). А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитателей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие. Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребенка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления.  Дневной сон, организованный в палатке или под тентом, поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное. Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

Тема: Квест   - прогулка «А мы – туристы…,  мечтатели и оптимисты!»

Цели: организация содержательного и веселого досуга для воспитанников ДОО на природе с формированием представления у детей о том, что такое «туристический поход» и правилами поведения туристов в походе; создание условий для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми; укрепление здоровья дошкольников, развитие у них сообразительности и самостоятельности мышления в решении возникающих задач, умения работать в команде.

Образовательная задача: способствовать оздоровлению детей во время прогулки.

Развивающая задача: развивать ловкость, выносливость, создать атмосферу дружелюбия.

Воспитательная задача: повысить эмоциональный настрой.

Участники: воспитанники подготовительной группы

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в лесу; беседа о видах туризма; беседы о том, что необходимо брать в поход; просмотр мультфильма «Ох и Ах идут в поход»; разучивание «речёвки туриста»; сбор рюкзаков; раскрашивание рисованных образов снаряжения для укладки рюкзаков и, непосредственно, сбор рисованного снаряжения в рюкзаки. Дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве по компасу и по карте, изучение условных знаков, разучивание речёвки, песни; перед совершением похода сбор детьми своих рюкзаков.

Материал и оборудование: дрова для выкладывания костра; палатка; компас; музыкальный центр; карта, нарисованная руками воспитателей; карточки с буквами «Л», «Е», «С»; карточки с загадками; рюкзаки на каждого ребёнка; одноразовые стаканчики для питья чая; бумажные полотенца и влажные гигиенические салфетки для рук по количеству детей: медали «Юный турист», корзина для забрасывания шишек для станции «Лесная», обруч., конус, мусорные мешки.

Аудиозаписи песен: «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского), «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского), «Песенка бременских музыкантов» (сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова), «А мы – туристы, мы – туристы, мы – романтики и оптимисты…»

Место проведения: туристическая площадка детского сада.

Ход: Вы собрались идти в поход?

Дети: да!

Надеты кеды – значит, ножки быстры,

Пойдем в поход – сегодня мы туристы.

Свежим воздухом дышать

Купаться в речке, загорать

И невзирая на погоду

Любить и уважать природу.

А вы знаете, что ТУ?

А вы знаете, что РИ?

А вы знаете, что СТЫ?

Что туристы тут и там,

Ходят-бродят по лесам?

По горам и косогорам,

И по рекам, по озёрам?

Дети: да!

Воспитатель: Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.

Что это, ребята?

Дети: Компас.

У нас с вами есть маршрутная туристическая карта и компас, давайте рассмотрим их.

Объявляется воспитателями цель похода, и рассматривается с детьми карта туристического маршрута группы.

Участники в колонне по одному двигаются в обход спортивной прогулочной площадки, подходя к остановкам, указанным в маршрутной карте.

Речёвка туриста:

Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Кто со скукой не знаком?

Дети: Мы туристы!

Нас вперёд ведут…

Дети: Дороги!

Наш девиз:

Дети: «Всегда вперёд!»

Эй, ребята,

Дети: Твёрже шаг!

Что турист берёт в дорогу?

Дети: Песню, ложку и рюкзак»

Сейчас мы с Вами идём пешком в поход, значит мы кто?....

Дети:  Туристы!

А вид туризма у нас какой?...

Дети: Пешеходный туризм.

Участники проходят маршрут, передвигаясь от станции к станции по условным знакам, поочерёдно выполняя задания.

  1. Станция «Байкал» 

«Какие животные обитают на Байкале?»

Сколько рек и ручейков впадает в Байкал? (336)

Вытекает из Байкала сколько рек? (Ангара)

Мы — туристы. Мы — в дороге,

Веселей шагайте ноги!

Легче выдох, глубже вдох,

Путь не близок, путь далёк.

Дети с воспитателями двигаются дальше и подходят ко второй станции.

Станция «ГОРНАЯ»

Обручи, конусы, следы

Вдруг случился камнепад

Нет пути ни вперёд, ни назад….

Воспитатель раскидывает из корзины скомканные листы бумаги – имитация камней, а дети должны с расстояния 5 — 7 м забросить их в корзину — игра «Камнепад» «расчистить дорогу для продолжения похода».

Какие должны быть туристы?

Дети: Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют…

Предлагаю вам пройти различные испытания на «горной дистанции»:

  1. Подойти к «шведской» лестнице, забраться на неё. Далее боком передвинуться с правой стороны лестницы на левую и спуститься вниз,
  2. Подтянулись на перекладине.

Дети с воспитателями двигаются дальше и подходят к третьей станции.  Станция «ЛЕСНАЯ» 

Я загадываю загадку, вы ее отгадываете и получаете за это одну букву. Готовы?

«Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю»

Дети: Термос

И. Н.: Отгадав эту загадку, вы заработали букву – Е –

«Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной

Я повисну за спиной»

Дети: Рюкзак

И. Н.: Отгадав эту загадку вы заработали букву – С –

«И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой»

Дети: Компас

И. Н.: Отгадав эту загадку вы заработали букву – Л –

Сколько букв вы заработали?

Дети: Три.

И. Н.: Какое слово можно сложить из этих букв?

Дети: – ЛЕС –

«Какие деревья и куст растут у нас на территории сада?» 

Дети с воспитателями двигаются дальше и подходят к четвёртой станции.

Станция «Привал »  

На поляне отдохнём,

Ни цветочка не сорвём.

И ещё давно пора

Посидеть нам у костра.

Беседа о привале.  Дети с воспитателями подходят к сигналу «костёр».

Здесь лежат приготовленные заранее дрова для костра, камни для обкладывания места разведения костра, и веточки.

  У костра в кружок мы сядем,

Песню звонкую споём

И под треск весёлых дров

Всех разгоним комаров!

Дети и воспитатели достают из своих рюкзаков предварительно сложенные одеяла, располагаются вокруг «костра». Один ребёнок берёт гитару, приготовленную заранее на полянке возле костра и имитирует игру на ней.

 Дети поют песню, разученную с воспитателями «А мы - туристы, мы - туристы» (Instruktora+My+turisty.mp3).

Взрослые напоминают детям о правилах безопасности.

 Все вы знаете, друзья,

Что с огнём шутить нельзя.

Если вдруг пожар случится,

Куда нужно обратиться?

Дети: Позвонить в службу - 01 - или - 112 -

Пусть из вас запомнит каждый:

Это, дети, очень важно:

Когда будем уходить,

Наш костёр водой залить.

Воспитатели достают из своих рюкзаков 2 бутылки с водой. Возле «костра» стоит коробка с песком и совком, предварительно приготовленная воспитателями. Все вместе имитируют тушение костра, заливая его водой и засыпая песком и дуя на костёр.

 В глуши лесной, в глуши лесной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Водою тёплою бежит.

Воспитатель предлагает детям снять рюкзачки и попить чай из одноразовых стаканчиков, напоминает, что настоящий турист никогда не оставляет мусор после себя, поэтому пустые стаканчики, бутылки и использованные салфетки нужно убрать обратно в рюкзак и выбросить по окончании похода в мусорный ящик.

Молодцы, ребята. Вот как славно мы с вами сходили в туристический поход. Много нового узнали. Вы показали свои знания и умения. И это значит, что вы будете посвящены в юные туристы. Для этого правую руку, приложите к груди и повторяйте за мной клятву:

- Мы, юные туристы торжественно клянемся: любить и беречь природу родного края. Клянемся!

Дети: - Клянемся!

- Дружить и помогать друг другу. Клянемся!

Дети: - Клянемся!

Дети посвящаются в юные туристы, воспитатели надевают им медали и раздают золотые шоколадные слитки.

Воспитатели подводят итог «коллективного туристического похода», обращают внимание на то, что дети вели себя как настоящие туристы:

ИЗ ПОХОДА МЫ ВЕРНУЛИСЬ,

ДОМУ МИЛО УЛЫБНУЛИСЬ.

ВКУСНЫЙ НАС ОБЕД ВСЕХ ЖДЕТ-

ЧТО Ж, ТУРИСТЫ В САД ВПЕРЕД!

 Звучит песня Бременские музыканты – Песенка друзей.mp3 (сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).

Список использованной литературы:

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.
  2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
  4. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008
  5. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа...

Спортивное развлечение по мини-проекту "Туристята" в подготовительной группы - "Зимний турслёт туристят - Солнышко"

Введение: Данная организованная деятельность (спортивное развлечение)  по физической культуре «Зимний слёт туристят - Солнце», проводится с использованием информационно-коммуникационной технологи...

Образовательного проект «Школа маленького экскурсовода и туриста»

Проект  описывающий работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом с примерным тематическим планированием....

НОД по физическому развитию в подготовительной группе "Туристы"

Развивать  в играх, эстафетах быстроту, ловкость. Выносливость. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, закрепить  умение ходить и бегать. Координируя движения рук и...

Проект туристической направленности "Мы- Ямальские туристы"

Актуальность:   На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В наших северных условиях, когда зима длится ...

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе в рамках проекта "Эколята- дошколята"

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА»  НАПРАВЛЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ....