Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Браженко

Данное занятие адресовано в первую очередь педагогам работающим в ДОУ, а так же всем, кто занимается с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Человек. Органы чувств: глаза»

Подготовила:

Браженко Татьяна Юрьевна,

воспитатель подготовительной группы

П. Ровеньки, 2015г.

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Человек. Органы чувств: глаза».

Цель: Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования; сформировать представления о том, что глаза могут выполнять несколько функций.

Задачи:

  • Познакомить детей со строением и функцией глаз;
  • Помочь понять, почему человек имеет два глаза;
  • Показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций;
  • Работать над совершенствованием навыков постановки опытов;
  • Воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Оборудование.

Для воспитателя:

*2 геометрических фигуры окрашенные в разные цвета;

*платок, для того, чтобы завязать глаза;

* техника для показа презентации;

Для воспитанников:

*зеркала;

* повязка на глаза;

* 2 круга;

* лист белой бумаги, на котором нарисовано 2 фигуры со сложным контуром;

* простой карандаш.

Ход занятия

- Ребята, я рада всех вас видеть, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте друг другу улыбнемся. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

А теперь вспомните, что вы видели, когда утром шли в детский сад? (деревья, машины, солнце, людей и т.д.)

А что вы слышали? (голоса людей, птиц, шум машин).

Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнца и т.д.).

Ребята, а какие органы вам помогли в этом, перечислите? Как они называются (органы чувств).

Давайте вместе вспомним:

А) Какой орган узнает, что комар больно кусает? (кожа)

Б) Какой орган слышит, как мама зовет обедать? (ухо)

В) Какой орган определяет, что торт был вкусный? (язык)

Г) Какой орган определяет, что в котлеты положен чеснок? (нос)

На экране появляются картинки

- О каком органе чувств мы забыли ? (глаза). Ребята, как вы думаете, на сколько важен этот орган? Почему? (ответы детей)

- Верно, глаза- очень важный орган: с их помощью человек видит окружающие предметы, они помогают человеку ориентироваться в пространстве, благодаря глазам, мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

- Скажу вам, ребята, по секрету, глаза- очень таинственный орган. Чтобы узнать их тайны, нам предстоит стать сегодня учеными.

- А кто знает, кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты).

- Где они работают? Где их можно встретить? (Лаборатория)

- Итак, нам, уважаемые ученые, предстоит побывать в разных лабораториях, где проводят исследования органа зрения. Чтобы вам хотелось узнать о глазах? (из чего состоит глаз, как беречь глаза, для чего они нужны)

- Мы постараемся все узнать о глазах, а для этого будет ставить опыты, эксперименты. Согласны? Тогда отправляемся в путь.

- Вот мы с вами в первой лаборатории ФОТОЛАБОРАТОРИЯ

Ребята, что это такое? (фотоаппарат)

- Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили?

(открылось маленькое отверстие)

-Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем.

- Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (маленький цветной кружок, черную точку посередине)

- Этот кружок называется радужная оболочка. А какого она цвета? (Называют)

- Вы заметили? У одних она коричневая, у других зеленая, у кого-то голубая. (предлагаю детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет радужной оболочки)

- А  черная точка по середине- это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим. (предлагаю детям рассмотреть слайд со строением глаза)

- Посмотрите на глаз, на что он похож? (Яблоко)

- Он так и называется «Глазное яблоко».

- Покажите, где зрачок? Где у глаза радужная оболочка? Молодцы, ребята!

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужны глаза? (ответы детей)

- Чтобы убедиться, правильно ли вы думаете, мы отправимся во вторую лабораторию ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ.

Наблюдения и опыты: «Зачем человеку глаза?»

А) Ребята, давайте проверим с помощью эксперимента, умеют ли наши глаза различать размер, цвет, форму предмета? (работа со слайдами)

- Назовите, какие фигуры вы видите? (треугольник, круг, квадрат, овал)

- какого цвета треугольник, круг, квадрат, овал? (ответы детей)

- Итак, кто сделал вывод? Что умеют различать наши глаза? (ответы детей)

Б) Нам необходимо ответить на такой проблемный вопрос: Почему глаза называют зеркалом души? Как вы думаете, уважаемые ученые? (ответы)

Давайте проведем небольшой эксперимент и выясни это.

Возьмите в руки зеркало и улыбнитесь. Скажите, какими стали ваши глаза? (Наши глаза стали веселыми, радостными)

- А теперь рассердитесь и посмотрите в зеркало, каким теперь стало выражение ваших глаз? (строгим, сердитым)

- Ребята, какой можно сделать вывод? Почему глаза называют зеркалом души? Что они могут выражать? (Наши глаза умеют выражать настроение)

Спасибо, нашим уважаемые ученые, я предлагаю вам посетить нашу следующую лабораторию- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ.

Сейчас мы проведем настоящее исследование глаз.

- Посмотрите еще раз друг другу в глаза. Ребята, как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (для красоты, для удобства)

- Правильно, и для красоты, и для защиты глаз. Давайте докажем это. Если потечет со лба пот или вода, его остановит густая изгородь бровей. Если вдруг пылинка попадет прямо в глаз, ее тотчас слизнет мигающее веко. (показ на слайде)

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите. (неожиданно взмахиваю ленточкой перед глазами детей)

- Что случилось с вашими глазами?(дети рассказывают о реакции своих глаз) 

- Ребята, какой мы сделаем вывод? Для чего необходимы веки, ресницы, брови? (для защиты)

- Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, но если о них плохо заботиться, с ними может случиться беда. Чтобы этого не случилось, важно знать, что глазам –хорошо, а что – плохо.

Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Если хорошо- хлопаем в ладоши, если плохо- закрываем глазки руками.

Игра «Хорошо-плохо»

  1. Ребенок трет глаза грязными руками- дети закрывают глаза руками (плохо)
  2. Ребенок вытирает глаза чистым платком- дети хлопают в ладоши (хорошо)
  3. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате (хорошо)
  4. Ребенок читает в транспорте (плохо)
  5. Ребенок смотрит телевизор сидя близко к экрану (плохо)
  6. Ребенок читает лежа в постели (плохо)
  7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана (хорошо)

- Молодцы, справились с заданием.

-Ребята, а кто знает, почему у человека два глаза?

Правильно ли вы думаете, мы узнаем в следующей лаборатории ОПЫТНОЙ.

Проходите, уважаемые ученые, присаживайтесь.

- Чтобы выяснить, почему у человека два глаза, мы проведем несколько опытов.

А) Ребята,  перед вами 2 круга, вам необходимо поставить точку середине 1 круга. Получилось? А теперь закройте рукой один глаз и поставьте точку в центре другого круга. Где получилось точнее? (где смотрели двумя глазами).

Б) Давайте выполним еще одно задание: обведите карандашом контур 1 фигуры. Закройте глаз рукой и обведите контур 2 фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание?

- Ребята, какой можно сделать вывод, почему у человека два глаза? (двумя глазами можно больше увидеть)

В) Я приглашаю к столу Глеба. Глеб, найди среди этих предметов кубик. Сейчас я завяжу глаза Глебу платком и посмотрим, так ли легко это у него получится. Найди кубик на столе с завязанными глазами.

Скажи, Глеб, легко ли тебе было найти предмет с завязанными глазами?

Ребята, а как вы думаете, легко ли вообще человеку обходиться без глаз? (очень трудно)

- Ребята, а вы все, наверное, знаете, что на земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Как вы думаете, легко ли жить таким людям?

Почему? Можно ли смеяться над такими людьми? (слепым людям очень трудно, они не получают информацию об окружающем)

- Ребята, если вы увидите слепого человека на улице, как вы можете помочь ему? (Можно помочь ему перейти через дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты)

-Дорогие ученые, мы побывали с вами сегодня в разных лабораториях. Каких? Что мы исследовали?

Дети, наши исследования органа зрения закончились. Нам пришло время вернуться обратно в детский сад.(дети садятся на стульчики)

Ребята, посмотрите, пока нас не было в детском саду, к нам кто0то приходил и забыл свой чемоданчик. Кто бы это мог быть, как вы думаете?

Раздается стук в дверь

Вот сейчас мы и узнаем. Входит врач

- Ребята, вы узнали кто к нам пришел? (Доктор)

Доктор: Здравствуйте, ребята. Я врач-окулист. Я проверяю зрение у взрослых и детей. А сегодня я пришла к вам проверить, в каком состоянии ваши глазки. Хорошо ли они видят. (врач осматривает детей, проверяет зрение)

- Ну что ж, ребята. Вижу, что у вас есть небольшое покраснение глаз. А это вызвано переутомлением. Глаза- очень важный орган. В течение дня глаза устают. Вы хотели бы узнать, как можно помочь своим глазам? Вот несколько правил:

- В помещении должно быть хорошее освещение.

- За столом надо сидеть прямо, слегка наклонив голову.

- Меньше смотреть телевизор, сидеть за компьютером.

- Свет должен падать при письме с левой стороны.

- Кушать продукты, в которых содержатся витамины для глаз.

Помните истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок

-А еще, чтобы глазки отдохнули, нужно делать специальную гимнастику для газ.

- Познакомит с нею вас Чебурашка. Следите за движениями Чебурашка глазами, не поворачивая головы.

Доктор: Молодцы, чтобы ваши глаза всегда были здоровы, выполняйте каждый день такую гимнастику.

Ребята, так что надо делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (надо беречь глаза от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора и т.п.)

Доктор: Я надеюсь, ребята, вы будете заботиться о здоровье своих глаз. А мне пора в поликлинику, там меня ждут больные. До свидания!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, подойдите к столам, перед вами лежат заготовки: изображения лица человека. Чего не хватает на лице? (глаз)

- Ребята, дорисуйте глаза, постарайтесь отразить в них ваше сегодняшнее настроение . помните, глаза- это зеркало души.

Все работы детей раскладываются рядом.

Молодцы, ребята, вот у вас получилась «коллективная фотография». Какие глаза у вас получились? (веселые, радостные, игривые)

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся.

И на прощание, скажем всем мы до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Народные куклы - обереги»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,г. Азов     Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе«Народные...

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему ПДД «Соблюдая ПДД, мы спасаем жизнь себе»

Цель занятия: закрепление у детей через разные виды деятельности основных навыков безопасного поведения на улице....

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе по ПДД

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе по ПДД...

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему ПДД

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему ПДД...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада «Кто в море живет" (с использованием ИКТ)

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада«Кто в море живет»...

Комплексное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием конструктора Полидрон «Разрушенный остров»

Цель: закрепление полученных знаний и умений посредством игры-путешествия с использованием конструктора ПолидронЗадачи:1. Образовательные: формировать навыки вычислительной деятельности...