РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (младшая группа)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важная для нашего времени тема развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности.

Средством развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности в исследовании выступает бизиборд.

Социальная политика нашего государства, отраженная в национальном проекте «Образование» (федеральный проект «Поддержка семей, имеющихся детей» [4]), в аспекте поддержки семей с детьми способствует росту количества детей раннего возраста, испытывающих потребность в дошкольном образовании. Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» [7] и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5] допускают получение ребенком дошкольного образования с двух месяцев. При этом реализация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (яслях), кроме собственно предоставления помещений и создания материально – технических условий, встречает ряд проблем, связанных с недостаточным учетом резервов раннего возраста, важности соблюдения принципа возрастосообразности значимости ведущего вида деятельности – предметной деятельности. По утверждению Д. Б. Эльконина, сущность предметной деятельности детей раннего возраста заключается в понятии предметного действия, определяемого как «действие с предметом в соответствии с приданному ему общественной функцией и общественно выбранным способом его использования» [9, с. 98]. Система «ребенок – предмет», по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой систему «ребенок – общественный предмет», так как в каждом объекте деятельности для ребенка наиболее значимыми оказываются культурно – фиксированные способы его употребления, физические, пространственные свойства служат ориентирами для выполнения предметных действий [9].

Предметная деятельность формируется в конце первого года жизни ребенка. Как отмечает Ю. М. Хохрякова, первоначально ее развитие происходит внутри ведущей в период младенчества деятельности общества. Постепенно предметные действия, возникнув внутри деятельности общения как средство ее осуществления, как способ налаживания контактов со взрослым, начинают приобретать более самостоятельный характер. Мотив деятельности ребенка начинает смещаться со взрослого на общественный предмет, культурно фиксированный способ его употребления [8]. Таким образом, общение перестает быть деятельностью в собственном смысле этого слова и становится формой организации предметной деятельности.

Условием развития ребенка в период раннего возраста выступает совместная со взрослым деятельность, содержанием которой, согласно исследованию Д. Б. Эльконина, является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов [9], которые, открываясь ребенку, становятся частью его жизнедеятельности.

В раннем возрасте включение взрослого в процесс взаимодействия ребенка с предметным миром имеет важное значение в связи с тем, что несмотря на то, что множеством манипулятивных действий ребенок может овладеть самостоятельно, способ рационального использования предметов, функцию, которую Scientific Cooperation Center "Interactive plus"3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) несут эти предметы в жизни людей, данном обществе, кроме взрослого, ребенку никто больше сообщить не может – именно взрослый раскрывает ребенку назначение предмета. Основной единицей предметной деятельности выступает предметное действие [2]. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоив смысл действия с предметом, ребенок пытается овладеть теми операциями, движениями, которые дают возможность довести действия до конца, при этом усвоение техники выполнения предметных действий – длительный процесс. Постепенно происходит включение предметом в заданную вместе со взрослым образцом схему действия. Выполняя самостоятельно какое-либо действие, ребенок ориентируется уже на собственный образец, который он построил в уме и который тождественен первоначальному «взрослому» образцу. Но на протяжении всего периода овладения орудийным действием ребенку важен взрослый для подтверждения правильности того, что он делает. В.Н. Белкина выделяет этапы овладения ребенком предметным действием.

1. Предмет служит продолжением руки. Ребенок пытается действовать им как рукой.

2. Ребенок улавливает смысл и схему предметного действия, которое частично, а иногда и полностью удается осуществить.

3. Ребенок полностью овладевает техникой выполнения предметного действия [2].

Начиная выполнять правила пользования предметами, ребенок узнает мир постоянных вещей (монофункциональные предметы). Усвоение нормы поведения в мире постоянных вещей – одно из условий социализации ребенка в раннем возрасте, при этом вначале ребенок только узнает от взрослого функцию того или иного предмета, затем наступает период, когда ребенок использует предмет только по назначению.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0).

По мнению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, особая задача, стоящая перед педагогом в рамках предметной деятельности, – овладение ребенком бытовыми навыками и навыками самообслуживания. Предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, в совместной бытовой деятельности со взрослыми [6].

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0).

По мнению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, особая задача, стоящая перед педагогом в рамках предметной деятельности, – овладение ребенком бытовыми навыками и навыками самообслуживания. Предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, в совместной бытовой деятельности со взрослыми [6]. В «Образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» третий год жизни отмечается как возраст, в котором у ребенка совершенствуются навыки самообслуживания: он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов; всё более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат [3]. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева считают: у развивающегося ребенка на третьем году жизни есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности), в том числе самостоятельно умываться, пользоваться расческой, полотенцем [1].

Для развития навыков самообслуживания и овладения культурно-нормированными предметными действиями в группе детского сада должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий.

Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует ребенка к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребёнка. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они по возможности были Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 5 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Оптимальным средством развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности в нашем исследовании выступает бизиборд – развивающая доска, на которой располагаются различные предметы для овладения детьми необходимыми навыками. Идея размещения бытовых приспособлений на специальном стенде принадлежит М. Монтессори. Для большего охвата детей нами были разработаны бизиборды «Мойдодыр» (приложение), нацеленные на формирование у детей представлений о предметах самообслуживания и их правильного использования, предоставляющие возможность манипулирования ими и экспериментирования.

В процессе использования бизиборда «Мойдодыр» дети учатся: – открывать и закрывать кран с «горячей» и «холодной» водой;

  • манипулировать с лейкой для душа;
  • использовать мыло и класть его в мыльницу;
  • «мылить» мочалку, использовать ее и ухаживать за ней;
  • использовать тазик;
  • правильно пользоваться полотенцем и ухаживать за ним (расправлять для
    сушки);
  • использовать душевую шторку;
  • правильно пользоваться зубной щеткой и зубной пастой;
  • манипулировать средствами гигиены.

Бизиборд как средство развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста должен отвечать следующим требованиям:

  • содержательная насыщенность (разнообразие предметов и выполняемых
    ими функций);
  • доступность манипулирования предметами (учетом возрастных особенностей, доступное месторасположение);
  • безопасность (поверхности, элементов крепления, самих предметов; отсутствие острых углов; натуральные материалы);
  • эстетическая привлекательность (яркие разные цвета, комфорт восприятия).

Имитация действий, представляющих навыки самообслуживания, осуществляется как в самостоятельной свободной деятельности детей, так и в специальной организованной образовательной и игровой деятельности.

При совместной со взрослыми деятельности детям предъявляются предметы бизиборда и задаются вопросы:

  • «Что можно делать с этим предметом?»,
  • «Можно ли делать еще что-нибудь?
  • Что именно?»

Так, ребенку демонстрируется полотенце и задаются вопросы:

  • «Вот полотенце. Можно ли вытирать полотенцем руки?
  • Можно ли вытирать полотенцем стол, туфельки?
  • Где должно висеть полотенце?
  • Можно повесить полотенце в спальне?».

Таким образом, предметная деятельность ребенка раннего возраста представляет собой уникальный, многокомпонентный феномен. Предметная деятельность способствует развитию навыков самообслуживания. Средством развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности в исследовании выступает бизиборд.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 352 с.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для академического бакалавриата / В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2019. – 170 с.
  3. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 528 с.
  4. Паспорт федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. No3) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://project.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/160/715/ original/Poddierzhka_siemiei_imieiushchikh_dietiei_viersiia_2.pdf
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» //Российская газета. – No265. – 25.11.2013.
  6. Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 168 с.
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160с.
  8. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Хохрякова. – М.: Юрайт, 2019. – 262 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Консультация для родителей      "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"      Детский сад №211 ОАО "РЖД"...

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

Развитие навыков самообсуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности

Развитие навыков самообсуживания у детей раннего возраста средствами предметной деятельности....