Что должен знать ребёнок 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Федотова Людмила Петровна
К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Многих родителей начинает беспокоить вопрос не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем и на что, стоит обратить внимание.
 
Итак, попробуем определить, что должен знать ребенок в этом возрасте.
 
В области мышления/памяти:
 
• находить отличия между сходными картинками
 
• складывать различные пазлы, конструктор по образцу
 
• собирать пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры
 
• запоминать и рассказывать небольшие стихи
 
• понимать почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно
 
• уметь строить сложные предложения из 8-10 слов так, чтобы его могли понять все
 
• уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы
 
• знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания
 
В области окружающего мира:
 
• знать времена года и их приметы
 
• различать домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягод
 
Что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
 
• самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии
 
• уметь хотя бы развязывать шнурки
 
• отлично обращаться с ложкой и вилкой
 
• уметь проводить прямые линии и ровные круги
 
• раскрашивать картинки не выходя за их границы
 
• различать правую и левую руку, правую и левую ногу.
 
В этом возрасте ребенка также можно уже начинать учить одному другому иностранному языку. Главное учить правильно, чтобы в последствии учителям в школе не пришлось повторно его переучивать, да и ребенку будет сложно понять, почему нужно говорить совершенно по-другому.
 
К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
 
Математика.
 
К 4-5 годам ребенок должен научиться считать в пределах первого десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.
 
Хорошо, если ребенок умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.
 
В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги, знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».
 
Уметь делить группу предметов на две равные части.
 
Развитие речи.
 
К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы (слова, противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.
 
Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из меха-меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит где (в сахарнице).
 
Изменять форму глагола,согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).
 
Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.
 
Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
 
Грамота.
 
Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А»в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.
 
Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.
 
Различать на слух твердые и мягкие согласные.
 
Хорошо, если ребенок может прочитать простые короткие слова.
 
Окружающий мир.
 
К 4-5годам ребенок должен знать имена и фамилии своих родителей, братьев и сестер.
 
Называть признаки времен года.
 
Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.
 
Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.
 
Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.
 
Хорошо, если ребенок может рассказать о назначении служебных машин.
 
Знать некоторые виды спорта.
 
Внимание.
 
Ребенок должен уметь находить предмет по контуру.
 
Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
 
Из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.
 
Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
 
Находить общий признак у пяти предметов.
 
Память
 
В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можноиспользовать игры для развития памяти.
 
В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.
 
Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания,например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.
 
Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.
 
Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести как можно больше деталей.
 
Мышление.
 
К 4-5 годам ребенок должен уметьназывать группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д.
 
Уметь находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.
 
Уметь находить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок, находить общие признаки у 3-4 предметов.
 
В этом возрасте ребенок должен научиться определять последовательность событий.
 
Уметь решать несложные логические задачи.
 
Мелкая моторика рук.
 
Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.
 
Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.
 
Учить аккуратно заштриховывать картинку.
 
Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
 
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить малыша.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что должен знать ребёнок к 2 - 3 годам"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок быстрее адаптировался в детском саду. Для этого ребёнок должен владеть элементарными навыками.  Эта информация будет полезна как воспитателям, так и родит...

Статья "Что должен знать ребёнок дошкольного возраста о своей безопасности"

Что значить уберечь ребенка от опасности? Это значит: предостеречь заранее, причем так, чтоб до него дошло, чтоб он насторожился. Чтоб в детской головке вовремя зажегся красный сигнал: стоп, голубчик…...

Что должен знать ребёнок к школе?

Информация о  речевом развитии  детей 6 - 7 лет....

Что должен знать ребёнок 4-5 лет. Папка-передвижка

Возрастные особенности детей 4-5 лет...

Что должен знать ребёнок в три года

Вашему ребёнку исполнилось три года, а значит появиласьпрекрасная возможность своевременно помочь малышу развить интеллект....