Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни
статья (старшая группа)

Куртегечева Ольга Григорьевна

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к

здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского

возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет

естественной формой поведения.

Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными,

ловкими, выносливыми, как научить их владеть их своим телом, чтобы

противостоять различным недугам? Все эти вопросы по формированию

культуры здоровья ребёнка – дошкольника остро стоят как перед детским

садом, так и перед семьёй. Дети, как известно, продукт своей среды - она

формирует их сознание, привычки. Человеческий мозг, особенно это касается

бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем

80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом.

Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с

детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности

станет естественной формой поведения.

Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен

гласить, что здоровье – это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку

этого недостаточно. Здоровье – это счастье! Здоровье – это когда ты весел и

всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже

животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать

понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и

уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его

потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это во - первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим

соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения

деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не

всегда, хотя мы объясняем и детям и родителям, что нужно приучать детей

рано ложиться и рано вставать.

Во – вторых, это культурно – гигиенические навыки. Дети должны уметь

правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым,

хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть

закалённым, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков рекомендуется

использовать инсценировки игровых ситуаций, художественное слово-такие

как: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Зайка начал умываться», «Мы

пойдем купаться и в воде плескаться», «Хлюп- хлюп ручками…», «Ах,

водичка хороша», «Ай лады, лады, лады», «От водички, от водицы» или

например:

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет – и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой- ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте

вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице;

всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки;

есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать

рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

В – третьих, это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и

подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт

дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят.

Обязательно ежедневно проводить гимнастику и так же использовать

игровую тематику. Игровые темы: «Секрет в лесу» (с мелким предметом,

игрушкой), «Бабочка в зимнем лесу», «Тоннель в Арктике» (с

гимнастической скамейкой), «Зоопарк», «Волшебные палки» (с

гимнастическими палками), «Насекомые - маленькие жители Земли».

Обязательно проводить гимнастику после дневного сна и упражнения

дыхательной гимнастики.

В - четвёртых, культура питания. Обыгрывание ситуаций «В гости к

Мишутке» и «Вини - Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение

картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!». Рассказать детям,

что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они

содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно

использовать художественное слово.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Можно так же обыграть сказку Чуковского «Доктор Айболит». Игрушечные

зверята приходят со своими жалобами. Ребёнок в роли доктора Айболита

выясняет, почему так получилось и как им можно помочь.

Темы для игровых ситуаций можно выбрать из детской энциклопедии «Расти

здоровым». Полезно рассматривание ситуаций, связанных с основными

правилами гигиенического поведения, предложенные в книге Зайцева

«Уроки Мойдодыра».

Только говорить о значимости здоровья – это мало; надо предпринимать

повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда

непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем

может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте

уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и

заботиться о нём!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия или сказочное лечение души

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов — арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», — так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.        Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни"

Одним   из важнейших  условий  воспитания  здорового  поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях   всё  уск...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование

В статье раскрываются основные формы, методы, средства  олимпийского образования дошкольников...

Формирование у детей, старшего дошкольного возраста, привычки к здоровому образу жизни, посредством сотрудничества ДОО в социуме

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2017 2021 ГОДЫ...

Презентация "Из опыта работы "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность"

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.Сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей.Воспитание  культурно-гигиенических навыков.Формирование начальных п...

Игры, направленные на формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

В последние годы резко возросло внимание к проблемам здоровья и формирования здорового образа жизни у детей. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может ник...

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Здоровый образ жизни необходимо формировать начиная с детского...

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни

Здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста. В статье вы найдете ответы на вопросы: как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми, ...