Статья
статья

Иванова Алла Владимировна

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formy_organizatsii_dvigatelnoy_deyatelnosti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

Формы организации двигательной активности в течение дня

1.Образовательная деятельность по физической культуре

2. Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня

3. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей

4.  Индивидуальная работа

5.   Активный отдых

Образовательная деятельность по физической культуре - основная форма организо- ванного систематического обучения физическим упражнениям и развитию двигательной активности детей. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Образовательная деятельность по физической культуре способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. ОД со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе).

Основные типы физкультурных занятий:

•          традиционное

•          игровое

•          сюжетное

•          по интересам

•          тематическое

•          комплексное

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей,   как   организованную,   так   и самостоятельную.   Основное   место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна и др.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. При правильной организации     и содержании      подвижных      игр      у детей      воспитывается      внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

-           дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

-           совершенствование, имеющихся у детей навыков в основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-           развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости, а также внимание и наблюдательность;

-           воспитание самостоятельности, активности, дисциплины, положительных взаимоотношений со сверстниками.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процес- сом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошколь- ного   учреждения   по   физическому   воспитанию.  

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем во время утренней и вечерней прогулки. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проведение гимнастики желательно сопровождать   плавной    не    громкой    музыкой.    Гимнастику    начинают    проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Варианты гимнастики после дневного сна

-           разминка в постели и самомассаж;

-           гимнастика игрового характера;

-           с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

-           пробежки по массажным дорожкам.

Физкультминутки, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Физкультминутки- (кратковременные     физические     упражнения)     проводятся     в средней,     старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия; обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значи- тельную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Динамическая пауза (Двигательная разминка) проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие   утомляемости   у детей,   снять эмоциональное напряжение   в процессе   занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, возникающая по инициативе детей и организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка. Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса.

Активный отдых. Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет физкультурно-массовые мероприятия. К таким меропри- ятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способ- ствуют активизации двигательной деятельности. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...