Детско-родительский проект по здоровому питанию "Богатырские каши" для детей старшего дошкольного возраста
проект

Проект исследовательско-творческий, краткосрочный, для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей воспитанников. Проект включает детско-родительские мини-проекты "Царица-крупа гречневая", "Из чего варят геркулесовую кашу", "Перловая каша-пища наша"; методический материал в помощь педагогу всё о кашах: сказки, пословицы и поговорки, загадки, беседы о кашах, рецепты вкусных каш, дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 101 города Тюмени

ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ

«БОГАТЫРСКИЕ КАШИ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Картинки по запросу богатырь ест кашу

                                                        Автор проекта:

                                                        Шарапова Валентина Викторовна,

                                                        воспитатель

                                                        

2017 г. 

                                                                                 Богатыри на свете жили

                                                                Каши очень все любили

                                                                Она им силы придавала

                                                                И здоровьем наделяла

Актуальность проекта.  Для чего нужна человеку пища? Для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в детском возрасте, поэтому основное направление деятельности ДОУ — это содружество с родителями и творчество по вопросам организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

        Каждому из нас с детства знакомы слова: "Сорока - ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала а, этому не дала! Сколько из нас завидовало большому пальцу (или мизинцу, как у кого гнется), которому не приходилось есть на завтрак противную, ненавистную кашу... и совершенно напрасно! Каша не только полезна, но и замечательно вкусна.

Нами был разработан проект, направленный на сотрудничество детского сада и семьи по организации оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Богатырские каши». Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Каша – это тот самый продукт, который благодаря содержанию полезных веществ дает силы и здоровье каждому. Каши – ценный кладезь витаминов (особенно группы В), клетчатки, белков, углеводов, минералов, что  является важной частью здорового питания.

Проблема в том, что дети не хотят, есть каши утром на завтрак, хотя это полезное блюдо доступно для каждой семьи, каша – это неотъемлемая часть здорового питания. Наверное, не найдется ни одного человека, который бы хоть раз в жизни  не пробовал кашу. Но,  наблюдая за тем, как ребята едят кашу на завтрак, поговорив  с дошкольниками, мы пришли к выводу: одни ее любят, другие - не очень, а кто-то считает кашу бесполезным продуктом, да к тому, же еще не очень красивой на вид. Поэтому необходимо разнообразить представления детей о кашах, об их пользе для здоровья человека. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Цель: Формирование знаний детей о полезных свойствах каш и почему каши называют богатырскими, посредством экспериментальной деятельности и знакомства с художественной литературой.

Задачи: 

  • собрать совместно с родителями и детьми научно-практический материал: история возникновения каш в жизни человека; их польза  для сохранения и укрепления здоровья, оздоровительном влиянии на органы и системы человека;
  • исследовать влияние других продуктов на вкус гречневой, перловой и геркулесовой каш.
  • обогащать представления детей о таком полезном продукте как каша через художественное слово.
  • стимулировать интерес родителей к вопросам правильного и здорового питания детей.

                Работа над проектом осуществлялась через поисково-исследовательскую, деятельность в процессе разных форм работы, направленная на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности и основывалась на принципах систематичности, последовательности, психологической комфортности, вовлеченности  в реализацию проекта  родителей дошкольников.

         Наш проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на  2 недели для детей старшей группы (5-6 лет), педагогов и родителей воспитанников, включая в себя несколько этапов.

       

               

                

                                                               

На подготовительном этапе подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили наглядный   материал (картинки, вырезки из журналов с изображением разных видов круп и каш).   

Провели анкетирование среди детей старшей группы «Стрекозки» (опрошено 20 человек),  по результатам которого выяснилось, что не все дети правильно понимают значимость и полезность каши.

Детям были предложены следующие вопросы:

  1. Какие каши вы знаете?                      

       

2. Ваша любимая каша?

                           

3. В чем полезность каши?

     

        Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что необходимо сориентировать детей на полезность, важность и необходимость употребления каши.

Ознакомили родителей с важностью и значимостью данной темы.  Родителей и детей разделили  на подгруппы и предложили разработать мини-проекты  по одному из видов каш.

       

 

                          

                  

             

На основном этапе проводились беседы с детьми, посвященные проблеме здорового питания и полезных свойствах разных видов каш.

В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов «Моя любимая каша», вместе с детьми  читали сказки «Горшочек каши», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке», «Лиса и журавль», «Мишкина каша», а также разучивали поговорки и пословицы о кашах, отгадывали загадки.

 Играя в различные дидактические и сюжетно-ролевые игры, дети наглядно знакомились с разными видами круп.

Провели с детьми экспериментальную деятельность и выяснили, что добавление других продуктов (фруктов, орехов, варенья) в кашу, улучшает ее вкус. В ходе экскурсии на кухню, из рассказа поваров дети узнали, как готовится каша в детском саду.

Смотрели презентации «Как каша появилась на стол?», «Царица круп» и узнали историю возникновения каш в России.

Для родителей разработали буклеты «Вкусный и полезный завтрак», папка - передвижка «Здоровое питание наших детей». Родителями была проведена большая работа по созданию мини-проектов о кашах и создана книга с рецептами по  приготовлению вкусных каш.

                   

                    

На заключительном этапе провели тематическое развлечение «Богатырские каши», где подгруппы родителей и детей презентовали свои мини-проекты, в ходе которых они рассмотрели три вида каш (гречневую, перловая, геркулесовая).  Показали театрализованную деятельность «Братья-богатыри», где дети в стихотворной, веселой, доступной форме поведали историю о трех богатырях, споривших о пользе разных видов каш. Организовали выставку детских рисунков «Ай да каша, так и в рот просится!».

Выводы

 Проект достиг своего положительного результата.

 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о полезных свойствах каш и почему каши называют богатырскими, узнали, что каша – не только вкусный, но и ценный продукт для детского питания.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: находить и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками.

        По результатам исследовательской деятельности хотелось бы отметить, что большинство детей уже не считают каши бесполезным и невкусным блюдом и регулярно едят ее на завтрак.

В заключение отметим, что данная образовательная технология применяется в практике нашего дошкольного учреждения. И мы всякий раз убеждаемся в её эффективности для развития детей, педагогов и родителей.



Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность

«От чего зависит вкус каши?»

D:\все о кашах\эксперимент\DSC_1565.JPG

Разложили геркулесовую кашу на тарелочки.

Одну тарелочку с кашей оставили без изменений, а в другие добавили свежие, мелконарезанные фрукты (груша, банан, яблоко).

D:\все о кашах\эксперимент\DSC_1568.JPG

Добавили в кашу  кусочки фруктов. Сравнили каши на вкус.

Сделали вывод: вкус каши зависит от продуктов, которые в неё добавляют.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский

 исследовательский мини-проект

Тема: «Из чего варят геркулесовую кашу»                           

http://www.lakome.ru/img/hlopya-v-kosmetologii.jpg

                                        Участники проекта семьи:  Степановы  

                                                                                              Моисеевы  

                                                                                              Громовы

                                                                                              Сапего

                                                                                Мазуркевич

                                                                                              Волковы

2017

Как появилась геркулесовая каша на нашем столе.

В интернет-сети мы выяснили, что большой путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. Много, труда вкладывают фермеры, чтобы вырастить хороший урожай овса. Они пашут землю, сеют семена, подкармливают, и следят за их всходами. Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли овса и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. В специальных машинах зерно овса сортируют, режут, пропаривают и приплющивают, сушат, просеивают (очищают от лишних примесей), смешивают, измельчают и упаковывают.  Потом упакованные овсяные хлопья развозят на машинах в магазины. С магазина они попадают к нам домой и в детские сады. Наши мамы, повара готовят геркулесовую кашу.

                http://www.pflanzenfreunde.com/heilpflanzen-bilder/saathafer.jpghttp://www.agroru.com/upload/images/81/813032/1x640.jpghttp://gryphan.org.ua/wp-content/uploads/78.jpg

        http://miragro.com/sites/default/files/imige/rastenievodstvo/zernovie/oves/oves4_0.jpg

      http://www.pro-goroda.ru/sites/default/files/field/image/prilavok.jpg     http://blesk-na-dom.alloy.ru/media/images/2012/08/12/big_280x280/669101d4-d1f5-4432-8780-c5f5dc2716e1.jpeg      http://krupy.ucoz.ru/_ph/1/2/964997029.jpg

Мы узнали, что в  нашей стране появился полуфабрикат овсяной каши под названием  «Геркулес». Геркулес – это овёс, очищенный от оболочки и расплющенный в хлопья. Этот товар рекламировался как еда, дающая силу, кто ест эту кашу, может стать сильным как Геркулес. Геркулесовая каша – это каша, которую варят из овсяных хлопьев сорта «Геркулес». Сейчас любую овсяную кашу называют геркулесовой.     

В чём польза и вред геркулесовой каши для организма человека?

В чём польза геркулесовой каши для организма человека? Геркулесовые хлопья снабжает организм большим количеством белков, жиров, витаминов (В, А, РР, F, Е) и минеральных веществ. Употребление геркулесовой каши помогает восстановить силы после физических нагрузок, долго сохраняется чувство сытости. Если её готовить на воде, без сахара, сливочного масла, то она полезна при диете для сброса веса. Так же каша полезна при лечении простудных заболеваний, повышает иммунитет. Каша из овсяных хлопьев популярна при лечении болезней желудка. Она очищает организм от вредных веществ, помогает переработке и усвоению углеводов и жиров в организме, улучшает работу внутренних органов (сердца, почек, печени и поджелудочной железы), состояние кожи, деятельность мозга, память, повышает  внимание, укрепляет кости и зубы.

В чём вред геркулесовой каши для организма человека? При не соблюдении меры в её употреблении перестаёт усваиваться кальций – ломкими становятся кости и ногти. Нельзя есть геркулесовую кашу каждый день, некоторые составляющие овсянки препятствуют усвоению кальция. Она обладает высокой калорийностью.

Сделали  вывод о том, что полезные свойства продукта превышают вредные, регулярное употребление геркулеса в пищу может быть полезным для здоровья, если есть её не каждый день и в меру.

Приготовление геркулесовой каши в домашних условиях.

Мы сварили геркулесовую кашу дома, но она мне не понравилась, добавили сухофрукты, мёд. Я поняла, что добавляя в кашу разные добавки, можно сделать её ещё полезней и вкусней.

                    SAM_2037.JPGSAM_2021.JPG

В закипевшую воду добавила            И выход нашёлся довольно простой                                                                            

геркулесовые хлопья                         Как сделать тарелку с овсянкой -   пустой:

      Добавила масла, фрукты, орехи.  SAM_2026.JPG

             Овсяная каша теперь - объеденье!

                                                                       

Без соли, без сахара, без молока                                                                                                        Её я попробовала только слегка

Овсяную кашу я ложкой мешаю                                                                                   И долго серьёзно над нею размышляю



Предварительный просмотр:

Детско-родительский исследовательский                 мини-проект по теме: «Перловая каша – пища наша»

 [Введите подзаголовок документа]

http://eto-polza.ru/d/1267786/d/oves-otvar.jpg

                                                

                                                Участники проекта семьи:     Мильхины

                                                                                                      Гаряевы

                                                                                                      Семеновы

                                                                                                      Жуковские

                                                                                                      Корневы

Из чего варится перловая каша?

Из энциклопедии мы узнали, что перловая каша варится из перловой крупы, которая производится из ячменя (растения семейства злаковых). Существует несколько разновидностей:

                             https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2ce049612fa690d712103fd25cc684b6-l&n=13 

Перловка или перловая крупа вырабатывается из зерен ячменя – растения из семейства злаковых. Шлифованное цельное зерно называют перловкой. А дробленое, но необработанное – ячневой крупой.  Название этого продукта произошло от французского слова «реrlе» - «жемчужина». И действительно зернышко перловки похоже на жемчуг.

http://cluboz.net/wp-content/uploads/2015/12/P51216-145851.jpg

Ячневая крупа — мелкорубленая перловая крупа, не шлифуется, имеет угловатую форму. Используется для каш и кашиц. Для того, чтобы перловая каша появилась у нас на столе, необходимо вырастить ячмень. Много людей трудятся над этим. Для этого сначала подготавливают почву: рыхлят, удобряют. Семена перед посевом перебирают, сортируют. Посев делают сеялками, после чего прикатывают землю. В период роста ячменя, его подвергают обработке минеральными удобрениями.

Созревшим ячмень считается пожелтевшим.

http://hw4.ru/pic/z/vyrastim-yachmen-00.jpg         http://hw4.ru/pic/z/vyrastim-yachmen-02.jpg

        Убирать урожай без больших потерь необходимо при сухой погоде. Уборка производится специальными комбайнами.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=625bf8e47bc465b622321b5899b79053-l&n=13

Сбор урожая производят, когда зерно находится в твердой зрелости. Но собрать его необходимо в течение недели. После уборки проводят очистку, при которой недоспелые семена и другие ненужные примеси убирают во избежание повышения влажности урожая. Послеуборочная обработка зерна – это - очистка, сушка, шлифовка, активное вентилирование, сортировка, дробление. Потом упакованные перловая и ячневая крупы развозят на машинах в магазины. С магазина они попадают к нам домой и в детские сады.

C:\Users\Сергей\Desktop\i (2).jpghttp://i.totalrating.ru/si/800x600/10/krupa_yachnevaya_uvelka.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d7ae1ee7ec59bf96806de58f27b349f-l&n=13http://www.prodiki.ru/images/photos/medium/shop826.jpg

Польза и вред перловки.

В перловой каше присутствует практически весь необходимый набор полезных веществ. Есть в ней и витамины группы В (отвечают за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу), и витамин А (нужен для хорошего зрения и защиты от инфекций), и витамин Е (предотвращает преждевременное старение), и витамин D (делает крепкими кости и зубы). Кроме того, в перловой крупе очень много микроэлементов — в её составе есть и железо, и кальций, и медь, и йод. Но главное богатство перловки — фосфор, по его содержанию перловая крупа почти в два раза превосходит остальные злаки. Фосфор улучшает мозговую деятельность и лучше усваивается кальций. В перловке содержатся природные антибактериальные вещества: из оставшейся после замачивания ячменя воды было выделено вещество с антибиотическим действием – гордецин, применяемый для лечения грибковых поражений кожи.

Польза при употреблении каши велика, в ней есть аминокислоты, в состав которых входит лизин. Он становится защитой для организма, который препятствуют проникновению  заболеваний, связанных с простудой, а также от инфекций, вызванных вирусами.

Чтобы перловая каша не принесла вред, ее нужно употреблять в определенном количестве и не переедать. Для обогащения организма необходимыми минералами и витаминами, находящихся в зернах перловой крупы, которые содержат полезные свойства, достаточно употреблять ее три раза в неделю.

Приготовление перловой каши в домашних условиях.

C:\Users\101\Desktop\IMG_20170315_165302.jpg

Перловая каша варится не быстро. Зерна крупы мы перебрали.

C:\Users\101\Desktop\IMG_20170315_165406.jpg

Промыли крупу три раза.

C:\Users\101\Desktop\IMG_20170315_172909.jpg

Высыпали перловую крупу в кастрюлю с водой, посолили и поставили на плиту. Как только вода закипела, мы убавили огонь, прикрыли крышкой и оставили вариться. Изредка кашу помешивали ложкой.

C:\Users\101\Desktop\IMG_20170315_171019.jpg

Чтобы было вкуснее мы добавили сливочного масла.

Перловая каша удалась!

                                                

                                                


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Быть здоровыми хотим» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем  остро, Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед...

Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....

Педагогический проект Тема: «В здоровом теле, здоровый дух!» для детей старшего дошкольного возраста

Наряду со множеством педагогических технологий дошкольного образования, технология здоровьесбережения стоит на первом месте. Именно она способствует усвоению знаний и умений детей в большей степени. Ч...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...

Сценарий игровой образовательной ситуации в рамках проекта «Здоровей-ка» для детей старшего дошкольного возраста Тему: «Где прячется здоровье?»

Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о свойствах воздуха путём исследовательской деятельности....

Краткосрочный проект «Азбука здорового питания» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, со...