Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
методическая разработка (средняя группа)

Гаврилова Марина Анатольевна

Многие ОРУ проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

    Зрительные восприятия создают образ движений в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

    Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.

    Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданном образцом. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).

    Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе.

    В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро  брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке.

    Наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие – движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmety_v_oru.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Многие ОРУ проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

    Зрительные восприятия создают образ движений в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

    Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.

    Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданном образцом. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).

    Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе.

    В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро  брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке.

    Наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие – движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п.

    Погремушка – первый предмет, который можно дать детям, выполняя упражнения.

  • вызывает радость;
  • повышает мышечное напряжение;
  • оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный.

    Погремушка должна быть красочной, приятной на ощупь, легкой (лучше из пластмассы), удобной для захватывания всей кистью.

    Флажки. Действия с флажками требуют большой координации кистей: их нужно держать так, чтобы они не были опасны. Уже в средней группе детей учат двум способам держания флажков:

  • палочка флажка составляет как бы продолжение руки;
  • палочка направлена вертикально к руке полотнищем вверх.

    Смена способов держания флажка хорошо развивает кисть руки. С флажками удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку  флажки увеличивают незначительно, поэтому они применяются преимущественно в младших и средних группах.

    Кубики требуют более точных и тонких движений кистей рук. В упражнениях, где нужно положить кубики в определенном месте на пол, друг на друга, рядом и т.п., особенно активно развиваются пространственные ориентировки. Ребенку нужно в динамике и довольно быстром темпе сопоставить положение кубиков по отношению к указанным ориентирам иди друг к другу (например, наклониться, поставить кубики между стоп, ровно, рядом).

    Ленты с палочками (без палочек). Динамичность мягкой переливающейся ткани вызывает у детей стремление выполнять упражнение красиво. Ленты помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность.

    Мячи резиновые (разных диаметров – от 20-22 до 6-8 см), волейбольные, теннисные, набивные (весом до 1кг). Мяч – постоянный спутник игр детей, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. Упражнения с большими и малыми мячами подготавливают к метанию. Они способствуют, прежде всего, развитию координации, ловкости, быстроты движений и двигательной реакции, развитию глазомера, ориентировки в пространстве. Упражнения с большими и средними мячами проводятся в младших группах. Малыши знакомятся со свойствами мяча, осваивают основные приемы его ловли из разных положений. При этом хорошую нагрузку получают все мышцы туловища, ног, рук, кистей, так как ребенок активно выполняет разнообразные, быстро меняющиеся движения. Малыши могут выполнять и те упражнения с мячом, в которых используются и другие предметы (например, поднять руки с мячом вверх, присесть, коснуться мячом пола и т.п.). В комплексы, помимо этих упражнений, нужно включать и такие, в которых проявляются свойственные мячу качества (например, прокатить мяч вокруг одной, другой ноги). В средних и старших группах используют мячи всех размеров. Дети перекатывают их, перебрасывают и перекладывают из руки в руку, за спиной и т.п. Все упражнения с мячом хорошо развивают силу и ловкость пальцев, координацию, быстроту движения, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса, туловища увеличивается незначительно.

    Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы, развития дифференцировки мышечного напряжения.

    Гимнастические палки, шест (длина 60-65, 80-90см, 2,5-3м). В упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног. Кроме того, дети лучше контролируют свое выполнений движений. Постоянная нагрузка на кисти, разнообразные способы хвата (двумя или одной рукой, за концы и ближе к середине, снизу и сверху) развивают силу и координацию движений пальцев. Совместные действия с длинными палками, шестом способствуют точности движений.

    Гимнастические палки дают детям уже среднего возраста. Из всех предметов гимнастические палки используются чаще, так как они особенно конкретизируют восприятие движений, значительно повышают физическую нагрузку, влияют на формирование осанки. Шесты рекомендуют детям старшего возраста.

    Обручи.  Упражнения с обручем дают интенсивную  физическую нагрузку на все крупные группы мышц. Различные хваты обруча, движение его в руках развивают мышцы кистей и предплечий. Многие упражнения оказывают большее влияние на развитие координации, пространственных ориентировок, чем упражнения с палками.

    Упражнения с большими обручами развивают согласованность действий, координацию. Кроме того, в эти упражнения можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.

    Скакалки, веревки.  Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию, ритмичность движений (при подскоках). Особое влияние они оказывают на укрепление кистей и формирование стопы (в упражнениях босиком в И.п., наступая на скакалку, захватывая пальцами ног скакалку и т.п.). Если скакалка натягивается в прямых руках, перетягивается из одной руки в другую( при поворотах, боковых наклонах) или друг к другу (в парах), то такие упражнения хорошо развивают силу.

    Гимнастические скамейки (ширина 20см, длина 4-5м, высота 20-25см).

В упражнениях на скамейке  значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, так как здесь появляются необычные И.п., в которых отдельные части тела закрепляются, фиксируются. При этом приходится преодолевать вес собственного тела, сопротивление опоры – мышцы и связки больше растягиваются, напрягаются. Упражнения на скамейке стоя активно влияют на развитие функции равновесия, особенно если добавляются мелкие предметы (мячи, флажки в руках и т.п.), если к тому же уменьшается площадь опоры (поднимание на носках, стойка на одной). Усложняется и координация: нужно согласовывать движения разных частей тела, одновременно действовать с предметами. И это все происходит на уменьшенной и повышенной площади опоры. Упражнения на гимнастической скамейке целесообразно использовать в работе с детьми старшего возраста.

    Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц (держась за рейку, наклоны вперед, в сторону), постоянно работают кисти при захвате реек. При этом хорошо формируется осанка (укрепляются мышцы, улучшается гибкость позвоночника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающие упражнения с предметами - важное средство развития основных физических качеств.

Общеразвивающие упражнения содействуют совершенствованию координации движений, их точности, выразительности, осознанному владению положениями и движениями тела, развивают мелкую моторику, исполь...

Общеразвивающие упражнения с предметами

Картотека ОРУ с предметами для среднего и старшего дошкольного возраста...

Общеразвивающие упражнения с предметами - важное средство развития основных физических качеств.

Общеразвивающие упражнения с предметами - важное средство развития основных физических качеств....

Комплекс игровых общеразвивающих упражнений с предметами для детей младшего дошкольного возраста

Комплекс игровых общеразвивающих упражнений с предметами для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Общеразвивающие упражнения без предметов"

Презентация "Общеразвивающие упражнения без предметов" для детей 4-5 лет...

Конспект общеразвивающих упражнений для детей второй младшей группы с предметами

Конспект общеразвивающих упражнений для детей второй младшей группы с предметами...