Проект «Дневник здоровья как средство формирования физической культуры детей дошкольного возраста».
проект

Моисеева Наталия Александровна

Одним из средств мотивации может стать «Дневник здоровья» - личный дневник ребенка, который ориентирован на достижение осознанного понимания и отношения детей к своему здоровью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проект «Дневник здоровья как средство формирования физической культуры детей дошкольного возраста».

Инструктор по физкультуре: Моисеева Н.А.

Воспитатель: Калинина Е.К.

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности детей и их родителей к занятиям физической культурой.

Одним из средств мотивации может стать «Дневник здоровья» - личный дневник ребенка, который ориентирован на достижение осознанного понимания и отношения детей к своему здоровью.

Проблема исследования: каким должен быть «Дневник здоровья» для формирования физической культуры детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития физической культуры детей дошкольного возраста

Предмет исследования (тема проекта): дневник здоровья как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработать «Дневник здоровья» для формирования физической культуры детей дошкольного возраста.

Задача проекта:

  1. изучить литературу и интернет источники по заполнению Дневников здоровья.
  2. разработать макет Дневника здоровья
  3. выявить эффективность «Дневника здоровья» для совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: «Дневник здоровья» эффективно влияет на формирование физической культуры детей дошкольного возраста в познавательной и эмоционально-ценностной области.

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники реализации проекта: инструктор по физкультуре,  воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

• Изучение литературы и возможных вариантов Дневников здоровья.

• Анкетирование родителей на тему: система знаний о физической культуре и здоровом образе жизни.

• Поиск макета Дневника здоровья и адаптация его под свои цели и задачи.

Задачи 1 этапа:

• Изучить литературу и интернет ресурсы по теме Дневник здоровья.

• Провести анкетирование родителей.

• Создать макет Дневники здоровья адаптированный под наши цели и задачи.

II. Практический этап -  заполнение Дневников здоровья (совместно воспитатель и дети, родитель и дети).

Задачи 2 этапа:

• Довести до участников проекта важность данной проблемы, замотивировать участников проекта.

• Нацелить воспитателей на работу с родителями и детьми по заполнению Дневника здоровья.

• Активизировать взаимодействие с воспитателями, привлечь их к работе с родителями. А также активизировать взаимодействие родителей с детьми.

• Содействовать развитию совместного творчества взрослых и детей по заполнению Дневников здоровья.

III. Заключительный этап - презентация на тему: «Эффективность Дневника здоровья для совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста».  Задачи 3 этапа:

• Организовать выставки для родителей и детей готовых Дневников здоровья.

• Побеседовать с детьми на тему «Как мы с мамой (папой) заполняли Дневник здоровья», и что полезного мы из него узнали.

• Презентация проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжить работу по  формированию познавательную и эмоционально-ценностную область физической культуры детей дошкольного возраста при помощи заполнения Дневника здоровья.

Организованное анкетирование позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять здоровье детей и т.д.

В результате анкетирование было выяснено, что у большинства детей, когда они находятся дома, нет постоянного режима дня, они не выполняют утреннюю гимнастику и закаливающие процедуры. Родителям были даны консультации по данным вопросам.

     Структура дневника включает в себя разделы:

     1. Психологическое здоровье.

     В нем дошкольник заполняет следующие страницы:

«Это – я», где вклеивает свою фотографию или рисует портрет.

«Это моя семья» - также используется  фотография или рисунок. Малыш составляет рассказ о своей семье, а родители записывают его.

«Я расту» - каждый год фиксируется рост и вес дошкольника, родители помогают обвести ребенку ладошку (дети любят смотреть на свои ладони и сравнивать их).

     2. Физическое здоровье.

«Мои ножки» - родители дома выполняют отпечаток ноги ребенка с помощью любой смываемой краски. Это помогает увидеть, есть у ребенка плоскостопие или нет.

«Моя секция» - можно нарисовать или с помощью техники коллаж показать те секции, которые дошкольник посещает.

«Спортивный уголок дома» - ребенок  перечисляет, какое спортивное оборудование есть у него дома, а родители помогают записать перечисленное. Малыш самостоятельно рисует любимый спортивный инвентарь.

«Какие спортивные игры я люблю» - дошкольник вместе с родителями рисует свои любимые спортивные игры.

«Спорт и здоровье» - наклеиваются вырезки из журналов и газет о спорте.

     3. Укрепление здоровья.

« Буду закаляться» - задание адресовано родителям: необходимо рассказать о видах закаливания, проводимых дома и о том, как к ним относится ребенок. Малыш рисует то, что он выполняет сам.

« Мои друзья здоровья» - ребенок выбирает те предметы гигиены, которые помогают быть здоровыми.

«Опасные друзья» -  дошкольник выбирает те предметы, которые несут опасность здоровью.

«Полезные и вредные продукты» - папы и мамы помогают своему ребенку найти, наклеить или нарисовать полезные и вредные продукты.

     4. Здоровый образ жизни.

«Как стать здоровым» - дошкольник составляет рассказ «Как стать здоровым» и рисует то, что для этого нужно делать.

«Цветок здоровья» - ребенок обобщает все полученные знания о здоровом образе жизни.

На основе заполнения дневника воспитанники усваивают основы здорового образа жизни, знания о видах спорта и спортивном оборудовании. А значит, выполняется задача нашего проекта, формируется познавательная и эмоционально-ценностная область физической культуры детей дошкольного возраста.

   В течение всей проектной деятельности акцент делается на самостоятельную поисковую активность детей, а также совместную деятельность родителей, детей и педагогов. Дошкольник занимает позицию субъекта, проявляет самостоятельность и творчество, становится активным и решительным в своих действиях.

     Опыт показал, что данная форма работы оказывает положительное влияние на формирование личности дошкольника, улучшает взаимоотношения в семье, группе, повышает интерес детей и родителей к занятиям спортом. Улучшает взаимодействие между инструктором по физкультуре, воспитателем, детьми и родителями.

    У родителей появилось понимание того, что они являются примером для детей в формировании здорового образа жизни. В семьях стало все больше формироваться полезных привычек: соблюдение режима дня, формирование правильного досуга и т.д.

     Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, Дневник здоровья  эффективно влияет на совершенствования познавательной и эмоционально-ценностной области физической культуры детей дошкольного возраста.

Библиография

1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

3. Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.

4. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.  

5. Дневник «Здоровей-ка». Лутаенко Г.М., Шахтерск.

6. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.  

7. Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.  

8 М.А. Морозов «Здоровый человек и его окружение». Здоровьесберегающие технологии: Учебное  пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2016.

9.Тюмасева З.И., Орехова И.Л. «Основы валеологии. Учебно-методическое пособие», Челябинск, 2020.

10. Щербак А.П. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Методические рекомендации, Ярославль, 2019

11. Щербак А.П. Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования». Ярославль, 2017