Выступление на педагогическом совете "Формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
консультация

Куприенко Ирина Владимировна

С ранних лет жизни у детей нужно формировать определенную культуру поведения и соответствующий стиль жизни практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у дошкольников в течение дня, правильно составленный режим, дают положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Кобыльской детский сад «Гнездышко»

Глушковского района Курской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

по теме:

«Формирование мотивации

к здоровому образу жизни

у детей дошкольного возраста»

Подготовил:

педагог-психолог

Куприенко И.В.

с.Кобылки

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.  Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.  

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении к окружающему миру, различным видам деятельности. Итак, мотивация - это побуждение к действию. Мотив - это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить. Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье - величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, окружающие его люди.     Мотивация здорового образа жизни – это побуждение к действиям, имеющие своей целью поддержание здоровья или его улучшение.

       В настоящее время многие из детей находятся на грани нервного срыва. Поведение становится необычным (девиантным) – это гиперактивность, переходящая в агрессию, высокая конфликтность, замкнутость, разные фобии и т.д. Причины - отсутствие контакта, понимания и тепла со стороны близких.

Для сохранения психофизического здоровья детей необходимо:

  • демонстрировать своё уважение к ребёнку;
  • быть советчиком ребёнку, а не судьёй;
  • обсуждать способы действия, возможные последствия и как на них можно отреагировать, обсуждать результаты, что и как можно изменить;
  • понимать его переживания, сочувствовать, т.е. проявлять эмпатию;
  • иметь мужество признать свои ошибки, извиниться за нанесённую обиду или неблаговидный поступок.

    Вывод: применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий - сохранит умственную и физическую работоспособность, создаст положительный эмоциональный тонус ребёнка,  повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие  - это комплекс оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышают работоспособность, продлевают творческое  долголетие.

Основные элементы здорового образа жизни:

  • рациональное и сбалансированное питание;
  • формирование основ здорового образа жизни (закаливание, физкультминутки, подвижные игры и др.);
  • оптимальный двигательный режим, (утренняя гимнастика, занятия по физо);
  • создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • личный пример, профилактика вредных привычек.

Условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ:

  • создание, накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни;
  • пропаганда здорового образа жизни, наличие в ближайшем окружении дошкольника людей, ведущих здоровый образ жизни;
  • создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольников, обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
  • формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;
  • учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Для достижения данной цели в дошкольном образовательном учреждении используются следующие методические приёмы:  

  • рассказы и беседы педагогов;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
  • сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • игры-тренинги;
  • пальчиковая и дыхательная гимнастика;
  • утренняя и корригирующая гимнастика после сна;
  • физкультминутки и др.  

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся  физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».   Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организуют педагоги, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.   В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.   Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу  (спортивные игры, спортивные праздники, подвижные игры на прогулке).   Родители (законные представители) воспитанников активные помощники в приобщении детей к потребности в здоровом образе жизни.  

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты. Так как процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.   Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...

Перспективный план работы по формирование и развитие необходимых представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни у детей раннего возраста в играх-занятиях 2-я младшая группа.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ     безопасного поведения в быту, социуме, природе....

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка: педагогический совет "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка для педагогического совета для актуализации знаний о формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаз в соотвествии с ФГОС ДО....