Доклад к мастер-классу «Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая группа)

Еремина Алёна Петровна

Материал будет полезен для инструкторов физкультуры, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_fitbolu.docx589.14 КБ
Файл master_klass_fitbol.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

https://rehabcart.com/wp-content/uploads/2019/09/Physio-Roll-9-1024x676.jpg

Доклад к мастер-классу

 «Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=39ea729fb8818d0edbdd8f49f902aaf5-l&n=13

Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у детей дошкольного возраста; укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков; укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей; воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх. Представляю мастер-класс для педагогов по использованию фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал содержит теоретический аспект использования фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного   возраста. А также в презентации рассматривается практическое применение фитбол- мячей в организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в общеразвивающих упражнениях, в подвижных играх, основных движениях).

Информация полезна для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ.

Игры и развлечения непременные спутники жизни детей и особое место в них можно отвести именно играм с мячом. Что мы знаем про мяч? С мячом можно играть, катать, отбивать, подбрасывать, ловить. Он может быть разного цвета, размера, чем привлекает к себе внимание. Но сегодня я бы хотела познакомить Вас с одним из видов мячей- фитбол и простыми двигательными упражнениями, которые могут выполнять дети и взрослые.

Тема нашего мастер- класса: «Фитбол-гимнастика, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Слайд 1.

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

Задачи:

  • Расширять представления   педагогов   о   фитболах   и   видах   упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
  • Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол- мяча.
  • Формировать навык правильной посадки на фитболе.
  • Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.

Слайд 2.

Что такое фитбол? Фитбол (fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, ис- пользуемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцар- ским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столе- тия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали ис- ключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в цен- тральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.

Слайд 3

Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка?

   Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Фитбол-гимнастика, как нетрадиционная форма работы с детьми, способствует:

  • развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата);
  • укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков;

  • укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей.
  • воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.

Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?

Слайд 5

Ответить    на    этот    вопрос    нам    помогут    «Золотые    правила»    организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста.

  • Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
  • Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и не скользящая обувь.
  • Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  • Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, к появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя увле каться прыжками на фитболах.
  • При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
  • Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.
  • Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия.
  • Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-м-2- м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах.
  • Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц.
  • В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительный период занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
  • При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо    контролировать    постоянный    контакт    с     поверхностью  фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
  • С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.
  • Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.
  • Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках.

     Слайд 6

Какие формы использования мяча существуют? Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики по-разному:

  • как препятствие
  • как массажер
  • как амортизатор, тренажер
  • как ориентир
  • как предмет
  • как опора
  • как отягощение

Фитбол- универсальный мяч.

Виды упражнений на фитболах, используемые на занятиях:

  • гимнастические упражнения, в сочетании с разновидностями ходьбы, бега и прыжков, которые можно выполнять на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, а также сидя на мяче, ОРУ;
  • коррекционно – профилактические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно - двигательного аппарата;
  • подвижные игры и эстафеты, включающие игры и эстафеты как с мячом, так и сидя на мяче;
  • музыкально – ритмические упражнения, которые можно выполнять сидя на мяче, стоя с мячом и с различными передвижениями.

В каких моментах и кто может использовать фитбол? Можно использовать в:

  • совместной деятельности;
  • в НОД;
  • в спортивных развлечениях;
  • в комплексах ОРУ
  • в основных движениях
  • подвижных и музыкально- ритмических играх

 Могут использовать:

  • инструктор по физической культуре
  • воспитатель
  • музыкальный руководитель
  • педагог- психолог
  • медицинский работник
  • учитель-логопед
  • родители

Могут участвовать:

  • люди разного возраста (с младенческого возраста до пенсионного)
  • дети только под контролем взрослых.

Слайд 7

Предлагаю воспитателям подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать в нод. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.

Слайд 8.

Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом. Дети должны знать правильную посадку на фитболе.

  1. Подвижная игра «Быстрая гусеница»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответ- ственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению   к   финишу.   Выигрывает   самая   быстрая   команда,   не   разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.

  1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Задачи:    Развитие    ловкости,    внимания,    воспитание    чувства     товарищества, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Дети становятся друг за другом, приняв правильную осанку, и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», до- тронувшись до него мячом. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

Правила игры: Во время движения «головы» к «хвосту» «тело дракона» не разрывать.

  1. Подвижная игра «Горячий мяч»

Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты:

  1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
  2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
  1. Эстафета с фитболами

Задачи: Развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, воспитание ответственности и чувства товарищества.

Описание игры: Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, переда- ют его следующему в команде, встают в конец колонны и принимают правильную осанку. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты игры:

  1. Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути - левой.
  2. В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
  1. Игра – эстафета «Колобок»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, внимания, памяти, воспитание командного духа, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед линией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки).

Хором дети проговаривают:

Наш весёлый колобок Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернёт, Приз команде принесёт.

После этих слов   инструктор   подаёт   команду,   и   капитаны   команд   начинают движение:

  1. Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу,   огибают   стойку    и    тем    же    способом    возвращаются    обратно,    передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны. Когда первые игроки вновь окажутся впереди и последний игрок передаст им мяч, они поднимают его вверх, этим они показывают, что их команда выполнила задание.
  2. Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его    следующему    игроку.    Игроки     команд,     стоящие     последними,     получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.
  1. Подвижная игра «Два барана»

Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.

Описание игры. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на ко- тором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть   партнера   с   мяча    или    с «моста».    Выигрывает    сильнейший,    а на «мост» приглашаются следующие участники.

Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

  1. Подвижная игра «Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Описание игры. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

Слайд 9

«У кого есть здоровье- у того есть надежда.

У кого есть надежда –у того есть все.»

Восточная мудрость.

Я Вас призываю прислушаться к этой восточной мудрости и обратить внимание на свое здоровье.

Спасибо за внимание!!!

https://pict.belvedor.com/a/d1/ad10290b834d6191c16f0411922bb3d9.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов по теме « Фитбол гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Еремина Алёна Петровна

Слайд 2

Задачи : Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах , используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста. Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол - мяча. Формировать навык правильной посадки на фитболе . Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах . Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

Слайд 3

Что такое фитбол ? Фитбол ( fit - оздоровление, ball -мяч) - гимнастический мяч, используемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия . Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника . В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.

Слайд 4

Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка?

Слайд 5

Подбирать фитбол каждому ребенку по росту. удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь . упражнения не причиняли детям боли и не вызывали дискомфорта . Исключить быстрые и резкие движения. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад. При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся . учить детей самостраховке . рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-м-2- м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах. Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин. « Золотые правила» организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста.

Слайд 6

как препятствие как массажер как амортизатор, тренажер как ориентир как предмет как опора как отягощение Какие формы использования мяча существуют?

Слайд 7

для детей 3-4лет – 45см ; для детей 5-6лет – 50см ; для детей 6-7лет – 55см. Как правильно подобрать фитбол для ребёнка:

Слайд 8

Подборка подвижных игр и эстафет с фитбол -мячом Подвижная игра «Быстрая гусеница» Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост » Подвижная игра «Горячий мяч » Эстафета с фитболами Игра – эстафета «Колобок » Подвижная игра «Два барана » Подвижная игра «Веселый мяч » И другие варианты можно посмотреть в картотеке представленной в приложении.

Слайд 9

«У кого есть здоровье- у того есть надежда. У кого есть надежда –у того есть все.» Восточная мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

Фитбол - гимнастика - профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа  на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, леж...

Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Краткое ознакомление со значением и методикой проведения фитбол - гимнастики в дошкольном учреждении....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Мастер класс на тему: "Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий"

Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее...