Доклад к мастер-классу «Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая группа)
Материал будет полезен для инструкторов физкультуры, воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 589.14 КБ |
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к мастер-классу
«Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у детей дошкольного возраста; укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков; укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей; воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх. Представляю мастер-класс для педагогов по использованию фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал содержит теоретический аспект использования фитбол-мячей в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также в презентации рассматривается практическое применение фитбол- мячей в организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в общеразвивающих упражнениях, в подвижных играх, основных движениях).
Информация полезна для инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ.
Игры и развлечения непременные спутники жизни детей и особое место в них можно отвести именно играм с мячом. Что мы знаем про мяч? С мячом можно играть, катать, отбивать, подбрасывать, ловить. Он может быть разного цвета, размера, чем привлекает к себе внимание. Но сегодня я бы хотела познакомить Вас с одним из видов мячей- фитбол и простыми двигательными упражнениями, которые могут выполнять дети и взрослые.
Тема нашего мастер- класса: «Фитбол-гимнастика, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Слайд 1.
Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.
Задачи:
- Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
- Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол- мяча.
- Формировать навык правильной посадки на фитболе.
- Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.
Слайд 2.
Что такое фитбол? Фитбол (fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, ис- пользуемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцар- ским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столе- тия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали ис- ключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в цен- тральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.
Слайд 3
Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка?
Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Фитбол-гимнастика, как нетрадиционная форма работы с детьми, способствует:
- развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата);
укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков;
- укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей.
- воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.
Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?
Слайд 5
Ответить на этот вопрос нам помогут «Золотые правила» организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста.
- Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
- Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и не скользящая обувь.
- Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
- Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины.
- При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, к появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя увле каться прыжками на фитболах.
- При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
- Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
- Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.
- Время упражнений с фитболами недолжно превышать 40-60% общей длительности занятия.
- Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-м-2- м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах.
- Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц.
- В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительный период занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
- При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
- С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.
- Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.
- Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках.
Слайд 6
Какие формы использования мяча существуют? Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики по-разному:
- как препятствие
- как массажер
- как амортизатор, тренажер
- как ориентир
- как предмет
- как опора
- как отягощение
Фитбол- универсальный мяч.
Виды упражнений на фитболах, используемые на занятиях:
- гимнастические упражнения, в сочетании с разновидностями ходьбы, бега и прыжков, которые можно выполнять на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, а также сидя на мяче, ОРУ;
- коррекционно – профилактические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно - двигательного аппарата;
- подвижные игры и эстафеты, включающие игры и эстафеты как с мячом, так и сидя на мяче;
- музыкально – ритмические упражнения, которые можно выполнять сидя на мяче, стоя с мячом и с различными передвижениями.
В каких моментах и кто может использовать фитбол? Можно использовать в:
- совместной деятельности;
- в НОД;
- в спортивных развлечениях;
- в комплексах ОРУ
- в основных движениях
- подвижных и музыкально- ритмических играх
Могут использовать:
- инструктор по физической культуре
- воспитатель
- музыкальный руководитель
- педагог- психолог
- медицинский работник
- учитель-логопед
- родители
Могут участвовать:
- люди разного возраста (с младенческого возраста до пенсионного)
- дети только под контролем взрослых.
Слайд 7
Предлагаю воспитателям подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать в нод. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.
Слайд 8.
Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом. Дети должны знать правильную посадку на фитболе.
- Подвижная игра «Быстрая гусеница»
Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответ- ственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.
Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.
- Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Задачи: Развитие ловкости, внимания, воспитание чувства товарищества, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Дети становятся друг за другом, приняв правильную осанку, и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», до- тронувшись до него мячом. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».
Правила игры: Во время движения «головы» к «хвосту» «тело дракона» не разрывать.
- Подвижная игра «Горячий мяч»
Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.
Варианты:
- По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
- При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.
- Эстафета с фитболами
Задачи: Развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, воспитание ответственности и чувства товарищества.
Описание игры: Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, переда- ют его следующему в команде, встают в конец колонны и принимают правильную осанку. Выигрывает команда, финишировавшая первой.
Варианты игры:
- Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути - левой.
- В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
- Игра – эстафета «Колобок»
Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, внимания, памяти, воспитание командного духа, повышение эмоционального тонуса.
Описание игры: Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед линией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки).
Хором дети проговаривают:
Наш весёлый колобок Покатился на лужок.
Кто быстрей его вернёт, Приз команде принесёт.
После этих слов инструктор подаёт команду, и капитаны команд начинают движение:
- Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу, огибают стойку и тем же способом возвращаются обратно, передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны. Когда первые игроки вновь окажутся впереди и последний игрок передаст им мяч, они поднимают его вверх, этим они показывают, что их команда выполнила задание.
- Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними, получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.
- Подвижная игра «Два барана»
Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.
Описание игры. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на ко- тором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.
Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
- Подвижная игра «Веселый мяч»
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.
Описание игры. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мяч,
Тот исполнит песню нам.
Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.
Слайд 9
«У кого есть здоровье- у того есть надежда.
У кого есть надежда –у того есть все.»
Восточная мудрость.
Я Вас призываю прислушаться к этой восточной мудрости и обратить внимание на свое здоровье.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи : Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах , используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста. Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол - мяча. Формировать навык правильной посадки на фитболе . Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах . Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.
Что такое фитбол ? Фитбол ( fit - оздоровление, ball -мяч) - гимнастический мяч, используемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия . Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника . В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.
Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка?
Подбирать фитбол каждому ребенку по росту. удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь . упражнения не причиняли детям боли и не вызывали дискомфорта . Исключить быстрые и резкие движения. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад. При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся . учить детей самостраховке . рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-м-2- м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах. Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин. « Золотые правила» организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста.
как препятствие как массажер как амортизатор, тренажер как ориентир как предмет как опора как отягощение Какие формы использования мяча существуют?
для детей 3-4лет – 45см ; для детей 5-6лет – 50см ; для детей 6-7лет – 55см. Как правильно подобрать фитбол для ребёнка:
Подборка подвижных игр и эстафет с фитбол -мячом Подвижная игра «Быстрая гусеница» Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост » Подвижная игра «Горячий мяч » Эстафета с фитболами Игра – эстафета «Колобок » Подвижная игра «Два барана » Подвижная игра «Веселый мяч » И другие варианты можно посмотреть в картотеке представленной в приложении.
«У кого есть здоровье- у того есть надежда. У кого есть надежда –у того есть все.» Восточная мудрость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/10/picture-9856.jpg)
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-1139122-1621226821.jpg)
Фитбол - гимнастика - профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста
Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, леж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/02/picture-1017747-1519980070.jpg)
Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
Краткое ознакомление со значением и методикой проведения фитбол - гимнастики в дошкольном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/11/picture-1255465-1591880049.jpg)
Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-479921-1429127502.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1195015-1575297569.jpg)
Мастер класс на тему: "Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий"
Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее...