Модель здоровьесберегающего пространства ДОО
методическая разработка

Описание модели здоровьесберегающего пространства (опыт работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

заведующим МАДОУ д/с №19

_____________Румянцевой Е.Е.

Модель

здоровьесберегающего образовательного пространства

МБДОУ д\с №19

Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

Всовременномроссийскомобществепроисходяткардинальныепреобразованиявсоциально-экономическойикультурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В этот период формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Однако, в последнее время наблюдается снижение уровня физического развития и общего состояния здоровья детей. Поэтому возникла необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и создать модель единого здоровьесберегающего образовательного пространства, создающего максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, психического и социально личностного здоровья всех её субъектов.

Целью реализации модели здоровьесберегающего пространства является создание оптимальных условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи:  

  1. Обеспечение качественной работы дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей;
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Разработка и апробация программно-методического обеспечения, дидактических и методических материалов с использованием здоровьесберегающих технологий для решения задач образовательной программы учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
  4. Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей с использованием здоровьесберегающих технологий, повышение педагогической компетентности родителей и формирование их активной позиции в вопросах воспитания и оздоровления детей;
  5. Расширение диапазона взаимодействия с социальными партнерами учреждения.
  6. Совершенствование развивающей здоровьесберегающей среды ДОУ.

Разработка модели единого здоровьесберегающего пространства с учетом индивидуального подхода к воспитанникам основывается:

  • на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям:

- Конституция РФ (ст.38)

- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) – ст. 63

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (ст.41, ст. 44 (п.1));

- ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013 (п.1.6., п.2.6., п.3.2., п.6.2 );

- СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20 (действуют до конца 2021г.)

  • предполагает научно-педагогическую, методологическую и системно-аналитическую работу для решения поставленной проблемы.

Отправной точкой проектирования модели является изучение и систематизация научного, методологического и практического опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, составляющих методологическую основу модели:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости,  предполагающий реализацию научно обоснованных и проверенных здоровьесберегающих технологий;

 Принцип интеграции - ориентация на формирование целостной картины мира, междисциплинарная интеграция как здоровьесберегающая технология.

  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • Доступности и непрерывности;
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
  • Принцип здоровьесбережения — информационное научное содержание образования, пространственно-предметное окружение должно соответствовать психологическому, физическому, интеллектуальному состоянию детей.

C:\Users\User\Desktop\Рисунок7.png

Представленная модель здоровьесберегающего пространства нашего дошкольного образовательного учреждения состоит из нескольких компонентов: нормативно-правового, образовательного, информационного, предметно-пространственного, социального.

Рассмотрим эти компоненты. Ядром модели являются участники образовательных отношений (педагоги и администрация ДОУ, воспитанники, родители), принимающие активное участие в создании и преобразовании здоровьесберегающего пространства.

Наполнением нормативно-правового компонента является ряд локальных и нормативных актов, регламентирующих здоровьесберегающую деятельность ДОУ:

1. Программа развития ДОУ «В здоровом теле здоровый дух»;        

2. Изменения в ООП ДО МБДОУ д/с №19(содержательный и организационный раздел)

3. Правила внутреннего распорядка воспитанников;

3. Инструкция по организации жизни и здоровья воспитанников;

4. Положение об организации прогулок;

5. Положение о режиме занятий обучающихся (воспитанников);

6. Положение об организации питания;

7. Положение о проведении профилактических и оздоровительных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья воспитанников;

8. Система мер по оздоровлению;

9. Режим дня, двигательный режим;

10. Порядок осуществления индивидуального учёта результатов освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования;

11. Положение о психолого-педагогическом консилиуме.

12. Положение об организации работы ДОО в период введения ограничительных мероприятий (карантина);

Наполнение образовательного компонента представлено следующим обеспечением:

  • Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  • парциальной программой Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе». Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Здоровьесберегающая образовательная деятельность представлена:

  • Организацией здоровьесберегающей образовательной средой;
  • Содержанием здоровьесберегающей деятельности (физкультурно-развивающая, оздоровительная, психолого-педагогическая, корректирующая);
  • Психолого-педагогическим сопровождением в рамках деятельности психолого-педагогического консилиум:

- своевременную диагностическую и коррекционную работу с детьми на базе ДОО в виде групповых и индивидуальных занятий со специалистами ДОО;

- выявление уровня и особенностей физического развития;

- разработку рекомендаций педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям;

- разработку        и        реализацию индивидуальных маршрутов развития.

  • Расширением образовательного пространства.
  1. Содержание здоровьесберегающей деятельности – это система знаний, умений и навыков в части освоения образовательной области «Физическое развитие».

Освоение содержания данного раздела подразумевает:

Соответствие способов освоения содержания и его развивающему характеру:

  • разнообразие форм и методов обучения;
  • интеграция в освоении содержания;
  • диагностическая основа обучения.

Соответствие потребностям:

  • соответствие установленным потребностям;
  • соответствие предполагаемым потребностям.
  • коррекционная составляющая обучения.
  1. Здоровьесберегающая развивающую среду (ЗРС) является составной частью образовательной среды. Она представлена физкультурным и спортивным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарём, играми, игрушками и т.д.

В основе нашего подхода к формированию здоровьесберегающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это означает, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания новой информации и не при усвоении учебных навыков, которые передает взрослый, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности.

Здоровьесберегающая среда ДОУ соответствиет санитарно-гигиеническим нормам и требования, способствует оздоровительной работе и обеспечивает физического развития детей.

  1. Расширение интереса детей к сохранению и укреплению собственного здоровья происходит через новое образовательное, воспитательное пространство, применение ИКТ, новых подходов и технологий:
  2. -  Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, гимнастика после дневного сна, динамические паузы и физкультминутки, релаксация, артикуляционная и мимическая гимнастики, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующие и ортопедические упражнения, логоритмика, технологии эстетической направленности и др.
  3. - Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия; игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья», массаж и самомассаж и т.д.

Важнейшим фактором развития ДОО является высокая эффективность его кадровой политики, что в первую очередь определяется высоким кадровым потенциалом персонала образовательного учреждения.

Педагогические работники обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, указанные в пункте 3.2.5. ФГОС ДО. Педагоги имеют высшее или среднее профессиональное образование. Основной состав педагогического коллектива имеет квалификационные категории, постоянно повышает квалификацию в очном и дистанционном формате по актуальным вопросам дошкольного образования.

В детском саду созданы условия для профессионального развития педагогов. Проводятся: семинары, практикумы, мастер-классы, методические объединения по вопросам оздоровления и приобщения к здоровому образу жизни. В ДОУ существует система наставничества, в рамках которой педагоги-стажисты передают опыт организации здоровьесберегающей деятельности начинающим педагогам посредствам открытых показов ООД, мастер-классов. Вопросы укрепления и сохранения здоровья обсуждаются на педагогических советах, совещаниях. В помощь педагогам разрабатываются рекомендации по различным направлениям работы – режим дня, режим организованной образовательной деятельности, двигательный режим, система мер по оздоровлению, по использованию новых здоровьесберегающих технологий и т.д. Проводятся творческие конкурсы по изготовлению нетрадиционного оборудования для игр детей – «Забавные туннели» (для пролезания), «Меткие стрелки» (для метания), «Удивительные дорожки» (для профилактики плоскостопия), «Веселые шнуровки» для развития мелкой моторики).

  1. Сотрудничество и сотворчество

Только сотрудничество и сотворчество педагогов (узких специалистов и воспитателей), детей и родителей может принести реальную пользу в деле оздоровления детей. Круглых столов.

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены и знают, что успешность в воспитании детей зависит от согласованности и преемственности.

Метод проектов – уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов ДОО и родителей.

  1. Интеграция специалистов

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОО состоит в воспитании, обучении и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Реализация данных задач, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического, медицинского профилей и семей воспитанников.

Специалисты ДОО

Функции

Медицинский работник

Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляет контроль режима и качества питания, даёт оценку физического развития и состояния здоровья детей, даёт рекомендации педагогам на основе индивидуальных особенностей детей (какие могут быть особенности? Это дети-аллергики, часто болеющие дети, дети, имеющие хронические заболевания. Ведёт консультирование родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Учитель-логопед

Ведёт диагностику речевого развития, составляет индивидуальные планы развития детей, консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы, информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.

Музыкальный руководитель

Осуществляет музыкального и эстетического воспитания детей с учётом психоречевого и физического развития детей

Инструкторы по физической культуре

Осуществляют деятельность по укреплению здоровья детей: формированию правильной осанки, физическому развитию, внедряет и обучает детей здоровьесберегающим технологиям, дает рекомендации воспитателям по проектированию индивидуальной работы по развитию физических качеств, укреплению здоровья

Методическая служба

обобщает рекомендации всех специалистов,

разработка планы взаимодействия специалистов и воспитателей, участие в разработке индивидуальных маршрутов развития детей, организацует совместные с семьями воспитанников мероприятий оздоровительной направленности

Воспитатель

 Занимается проведение организованной образовательной деятельности, организацией совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей, воспитывает  культурно – гигиенических навыки, организует индивидуальную работу с детьми, выполняет рекомендаций специалистов, активно применяет здоровьесберегающие технологии, консультирует родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития

Родители

Обеспечивают преемственность с детским садом в вопросах здоровьесбережения, организации питания, соблюдения режима дня, организации развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в проектной деятельности.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие:
  • личностно-ориентированный подход в методической работе;
  • личностно-ориентированный подход к детям;
  • привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе, направленном на сохранение и укрепление здоровье детей.
  1. Система непрерывного образования

Педагоги, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность должны находится в процессе постоянного саморазвития и обучения посредствам использования различных форм:

Неформальное образование – обучающие семинары, мастер- классы, вебинары и т.д.

Информальное образование – самообразование, подразумевающее работу над повышением уровня профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения.

  1. Система стимулирования и мотивации

Мотив самосовершенствования - осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе; рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности;

Мотив преодоления затруднений - осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность за принятое решение; понимание возникающих проблем, связанных с внедрением инновационных технологий; проведение конкурсов, семинаров, открытых мероприятий;

Проявление устойчивого интереса к внедрению инноваций - положительное отношение к внедрению новых форм и содержания здоровьесбережения; желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег; осмысление и принятие педагогом цели и мотивов внедрения новых форм и содержания здоровьесбережения; оценка родителями деятельности педагога.

Информационный компонент представлен следующим наполнением:

  • сайтом Учреждения и персональными сайтами педагогов;
  • автоматизированными местами педагогов,
  • переносным интерактивным оборудованием, которое используется в образовательной, в методической деятельности, при проведении родительских собраний, культурно-досуговой деятельности.

Кроме этого, информационное обеспечение участников образовательных отношений осуществляется посредствам информационных стендов, досок объявлений, папок-передвижек, памяток и буклетов; посредствам различных мессенджеров и дистанционных платформ.

Предметно-пространственный компонент осуществляется через создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала пространства, оборудования, материалов; для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.

Данный компонент представлен следующим наполнением: 2 музыкальных зала, физкультурный зал, центры физической активности в группах, спортивная площадка на территории ДОУ (в т.ч. волейбольная и баскетбольная), прогулочные участки для каждой группы.

Залы и групповые центры физической активности оснащены необходимым оборудованием для оздоровления детей, развития основных видов движений, способствующим формированию представлений о видах спорта и т.д.

Развивающая предметно – пространственная среда каждой группы оборудована с учетом обеспечения достаточного количества места для двигательной активности детей.

Формы организации двигательного режима.

Утренняя гимнастика

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Динамические паузы во время ООД

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Оздоровительный бег

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

ООД по физической культуре

Самостоятельная двигательная деятельность

Физкультурно-спортивные праздники

Неделя здоровья

Физкультурный досуг

Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

 

Социальный компонент. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без партнёрского взаимодействия с родителями (законными представителями) и широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Основной целью реализации модели в направлении взаимодействия с родителями является вовлечение их в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.

В рамках реализации модели здоровьесберегающего пространства ДОУ осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста, оказывает специализированную поддержку посредствам консультирования специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, логопеда, специалистов консультативного центра в рамках сетевого взаимодействия).Ведется целенаправленная работа по формированию активной позиции родителей в воспитании и оздоровлении детей, а также участия в образовательной здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

В своей работе мы используем различные формы:

  • Анкетирование и опросы, касающиеся физического развития, эмоционального благополучия, организации физкультурно-оздоровительного режима в домашних условиях и т.д.;
  •  «Круглый стол»;
  • тематические выставки;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • «Дни открытых дверей» и Дни здоровья;
  • конкурс семейных талантов;
  • сайт ДОО и персональные сайты педагогов;
  • культурно-досуговые мероприятия спортивного характера.
  • трансляции семейного опыта: стенгазеты, фотоотчёты, фотоальбомы, выступления в рамках Круглого стола и т.д.

Непрерывность в воспитания и обучения детей обеспечивает форма преемственности семьи и детского сада. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОО, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Расширение образовательного пространства детского сада с использованием ресурса социального партнерства будет являться эффективным условием формирования здоровьесберегающей компетентности ребенка, если:

- ведущей целью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров будет выступать формирование здоровьесберегающей компетентности ребенка;

- взаимодействие ДОУ и социальных партнеров основано на осуществлении проектной деятельности, позволяющей технологично выстроить процесс формирования здоровьесберегающей компетентности ребенка;

- дифференцирована работа с социальными партнерами в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения, возможностями и интересами социальных партнеров

Нашими социальными партнерами являются МБДОУ д/с №№ 26,27,28,32, СДЮСШОР по Самбо, ФОК, Лицей №7, Библиотека им. Рыжакова И.В., шахматная школа, Кстовский театр кукол. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.

Результативность реализации модели здоровьесберегающего пространства можно определить по следующим критериям:

  • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
  • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
  • Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
  • Повышение уровня педагогической компетентности и включенности в образовательный процесс родителей (законных представителей);
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава в вопросах здоровьесбережения.

Недостатки и риски при реализации модели:

- недостаточное оснащение материальной базы: отсутствие кабинетов психологической разгрузки;

- отсутствие в ДОУ ставки психолога, врача;

- Недостаточный уровень профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения молодых педагогов, способности к инновационной деятельности педагогов-стажистов как следствия эмоционального выгорания.

Перспективы реализации модели здоровьесберегающего пространства нашего дошкольного образовательного учреждения мы видим в следующем:

- Разработка плана действий по преодолению рисков и недостатков реализации модели здоровьесберегающего пространства;

- Продолжение внедрения и распространение опыта работы детского сада;

- Участие в инновационной площадке «Разработка и апробация программы методического сопровождения карьерного развития педагогов ДОО» (ГБУ ДПО НИРО);

- Открытие стажерской площадки совместно с ГБПОУ Губернский педагогический колледж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель здоровьесберегающего пространства в детском саду

Программа «Развитие» направлена на формирование высших психических функций, которые характеризуются опосредованностью, произвольностью, осознанностью.Дошкольный возраст – это возраст образных форм соз...

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...

Модель организации здоровьесберегающего пространства в ДОО

В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства - комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и об...

Семинар-практикум Тема: «Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»

       В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не тол...

Создание развивающей предметно-пространственной составляющей модели детствосберегающего пространства.

Рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группе....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в ДОО" на семинаре "Формы партнерства ДОО и семьи в рамках единого здоровьесберегающего пространства"

Представляю Вашему вниманию презентацию на тему «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации».Использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлени...

Модель образовательного пространства ДОУ по развитию технического творчества

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу сформировать основы информационной культуры личности ребенка, стать для ребенка проводником в мир технологий цифровой эпохи. Технич...