ЗОЖ Дополнительная общеразвивающая программа "Будь здоров"
рабочая программа (старшая группа)

Наталья Васильевна Ульянова
ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_bud_zdrov.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№7 «РАДУГА»

ГОРОДКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято:

Советом педагогов МАДОУ д/с

комбинированного вида №7 «Радуга»

от 29 августа 2019 г.

(Протокол №1 от 29.08.2019г.)

Утверждено:

Приказом МАДОУ д/с

комбинированного вида №7 «Радуга»

№  225   от 02 сентября 2019 г.

Заведующий __________И.И. Матвеева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Будь  здоров» 

(СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Возраст обучающихся: 5-6лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Ульянова Н.В.

педагог дошкольного образования

Гусева Е.А.

педагог дошкольного образования

Ступино, 2019 г.

Содержание

I.

Целевой раздел программы

3

1.1

 Пояснительная записка

3

1.2

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

4

1.3

Цели и задачи Программы

7

1.4

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.5

Отличительная особенность Программы

9

1.6  

Адресат  Программы

9

1.7

Продолжительность реализации Программы

10

1.8.

Формы обучения и режим занятий

10

1.9

Планируемые результаты реализации программы

10

II.

Содержательный раздел программы

10

2.1

Календарно – тематическое планирование  

10

2.2

Диагностика

15

III..

Организационный раздел программы

15

3.1.

Взаимодействие с родителями

15

3.2

 Материально-технические условия реализации Программы 

16

3.3

Методическое обеспечение Программы

16

3.4

Литература

18

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют

ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно

исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.

По статистике, в последние годы численность практически здоровых

дошкольников резко падает.

Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и

развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –

следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных

привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,

малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего

того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого

детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной

социально-экономической и экологической ситуации в стране может

достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности,

физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей

здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного

поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно

заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача дошкольного образовательного учреждения, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.

Нормативным обеспечением Программы МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга» являются следующие документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждённый приказом Министерства образования и наукиРФ от 17 .10.2013 № 1155);

 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 (об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

Программа является дополнительным компонентом к образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга», характеризует организацию дополнительного образования

естественнонаучной направленности в форме детского объединения в ДОУ, ценностно-целевые ориентиры, определяет цели и задачи образовательной деятельности, которые включают в себя регламентированные виды деятельности в рамках деятельности Объединения. Решение программных задач предусматривается не только в рамках организованной совместной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников и пр.

1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура?

Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

•        Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

•        Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

•        Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

•        Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

        И.И. Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

        Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования: «Человек, познай и сотвори себя».

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физической культуре следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, мы поняли необходимость реализации такого опыта сотрудничества в педагогическом процессе нашей группы. Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

•        определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

•        создание валеологически развивающей среды в группе:

•        формирование подходов к взаимодействию с семьей в данном направлении;

•        решение задач валеологического воспитания во всех видах детской деятельности;

•        диагностика валеологической культуры дошкольника;

•        повышение педагогической компетентности родителей в вопросах валеологического воспитания.

Для решения вышеназванных задач нами была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализация которой предполагается через кружковую работу.

Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.

1.3  Цели и задачи программы

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье;

повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

1.        Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2.        Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.

3.        Обучать детей уходу за своим телом.

4.        Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

5.        Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

6.        Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

7.        Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

8.        Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

9.        Профилактика и устранения вредных привычек.

10.        Осуществление валеологического мониторинга.

1.4   Принципы и подходы к формированию Программы

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.5  Отличительная особенность Программы

Программа кружка направлена на формирование у детей представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

1.6 Адресат Программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы 5-6 лет.        

1.7  Продолжительность реализации программы - 1 год

1.8  Формы обучения и режим занятий

Форма обучения - очная. Программа реализуется в объединениях по интересам, сформированных в группы одного возраста (5-6 лет), являющимся основным составом кружка.

Занятия проводятся 1раз в неделю продолжительностью не более 20 минут. Общее количество занятий в год - 36.

Гибкая форма организации  деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы, настроение,   Состав группы одновременно работающих детей может незначительно меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Программа предполагает сотрудничество ребёнка и педагога, детей друг с другом, а также сотрудничество ребёнка и семьи.

1.9  Планируемые результаты освоения Программы

 -знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;

- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.

- знают и называют основные системы организма человека.

 - имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.

 - осознанно относятся к своему здоровью.

 - делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.

 - используют полученные знания в повседневной жизни.

II.  Содержательный  раздел программы

2.1 Календарно – тематическое планирование

Сентябрь

Раздел

Тема

Цель занятия

«Я в мире человек»

1.«Я - человек»

Диагностика.

Формировать представление детей о том, что люди проживают повсюду на земле; о частях лица. Расширять словарный запас: джунгли, пустыня, тундра. Развивать культурно-гигиенические навыки.

2.«Все люди разные»

Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить.  Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям с любой внешностью.

3.«Моя семья»

Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат-сестра. Воспитывать любовь к своей семье.

4.«Полезные и вредные привычки»

Формировать сознательный отказ от вредных привычек

Октябрь

«Я в мире человек»

1.«Что нам надо кушать»

Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

2. «Режим дня»

Сформировать представление о режиме дня; убедить соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья

3. «Очень нужен людям сон»

Сформировать представление о том, что сон является необходимым компонентом  для сохранения здоровья. Познакомить с правилами поведения перед сном.

4. «Мое настроение»

Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на  состояние здоровья.

Ноябрь

«Моё тело»

1. «Внешнее строение тела»

Ввести понятие «тело человека», познакомит детей с внешним строением тела человека, учить различать и называть отдельные части тела.

2. «Скелет - наша опора»

Объяснить детям для чего нужен скелет; как сохранить красивую осанку.

3. «Мои глаза. Как беречь  глаза?»

Формировать представление о своих глазах, об их строении и назначении, о  том, как беречь свои глаза и зрение. Учить выполнять упражнения для глаз, развивать зрительную память.

4. «Мой нос. Как беречь нос?»

Формировать представление о том, что нос, это орган обоняния.  Рассказать о функциях   и значении в нашей жизни. Приучать детей беречь свой нос и правильно ухаживать за ним. Продолжать учить пользоваться носовым платком.

Декабрь

«Моё тело»

1. «Для чего мне нужен язычок»»

Формировать представление об органе вскуса -языке. Познакомить с его функцией и значении в жизни человека. Учить различать вкус продуктов.

2. «Мои зубки»

Формировать представление детей о зубах человека, об  их значении в нашей жизни. Учить правильно за ними ухаживать. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3. «Мои руки. Как ухаживать за руками?»

Формировать представление детей о своих руках, о значении рук, об опасных для рук предметов. Учить жестикулировать.

4. «Мои ноги. Как беречь ноги?»

Формировать представление детей о своих ногах, о строении ног, их назначении. Расширять словарный запас: коленка, стопа.

Январь

Моё тело

1. «Мои уши. Как беречь уши?»

Формировать представление об органе слух - ушах, о том как беречь и ухаживать за своими ушами. Рассказать о строении ушей и  их  назначении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание.

2.«Моя кожа. Зачем человеку кожа, как за ней ухаживать»

Дать первоначальные представления о коже, ее свойствах, назначению. За тем как ухаживать за своей кожей.

3.«Волшебный моторчик»

Познакомить детей с работой сердца. Вырабатывать у детей умение прислушиваться к работе своего сердца в различном моторном состоянии: при нагрузке, в расслабленном состоянии.

4. Занятие на закрепление знаний по разделу «Моё тело»

Систематизировать и уточнить знания по разделу «Моё тело»

Февраль

«Откуда берутся болезни»

1.«Микробы и вирусы»

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. (микробах, вирусах).

2.«Признаки заболевания»

Дать первоначальные представления о первых симптомах, признаках заболевания: температура, сыпь, различные боли.

3. «Как вести себя во время болезни

Сформировать представление о том, как вести себя во время болезни: не делать того, что может ухудшить самочувствие:  находится на холоде;  заниматься спортом; есть и пить холодное; слушать громкую музыку…

Вызвать врача. Постараться облегчить своё самочувствие :

 полоскать горло;

 лечь в постель;

чаще проветривать комнату;

чаще пить тёплое питьё.

4.«Профилактика заболеваний»

Рассказать о том, как защититься от болезней: заниматься  физической культурой и спортом.

 Соблюдать режим дня.

 Соблюдать правила безопасного поведения.

Пить витамины, есть правильную пищу, делать прививки.

Март

«Кто нам поможет»

1. «Врачи наши помощники"

Дать элементарные представления о работе врачей.

2. «Очень срочно прямо к дому…»

Познакомить с работой скорой помощи.

3. «У меня разболелся зуб».

Познакомить с работой стоматолога. Сюжетно-ролевая игра «У стоматолога»

4. Итоговое занятие по разделу «Кто нам поможет»

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Апрель

«Человек и природа»

1.«Съедобные и несъедобные грибы»

Познакомить детей с некоторыми видами грибов, научить  различать съедобный гриб от несъедобного по внешнему виду.

2.« Ядовитые растения»

Познакомить детей со съедобными и ядовитыми растениями, научить различать и называть

3. «Сбор грибов и ягод». Настольная игра.

Закрепить знания о съедобных и несъедобных  грибах и ягодах.

4. «Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными.

Май

«Мы любим физкультуру»

1. «У каждого своя зарядка»

Закрепить представления о пользе физически упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни.

2. « Мы дружим с физкультурой»

Продолжать формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.

3.«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить полученные в течение года знания.

4. «Лето красное - время для здоровья прекрасное».

Диагностика.

Формировать положительную мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

2.2 Диагностика

    Уровень

Тема

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Я в мире человек

Моё тело

Откуда берутся болезни

Человек и природа

Мы любим физкультуру

III. Организационный раздел программы

3.1 Взаимодействие с родителями

  • Консультации по сохранению и укреплению здоровья, в родительском уголке в разделе «На здоровье!».
  • Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей.
  • Оформление выставок рисунков «Советы детям»

 «Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют его эмоциональное состояние, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей».

Темы консультаций для родителей: 

  • «Режим дня дошкольника»;
  • «Научите ребенка правильно дышать»;
  • «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма»;
  • «Здоровье и здоровый образ жизни»;
  • « Физическое воспитание ребенка в семье»;
  • «Прогулки – это важно»;
  • Иммунитет;
  • «Закаливание детей дошкольного возраста».

3.2. Материально -технические условия реализации Программы.

  • Центр физического развития
  • Центр сохранения здоровья ребенка
  • Центр сюжетно – ролевых игр
  • Видеофильмы о спорте;
  •  Мультфильмы о  гигиене, безопасности;
  • Комплект плакатов «Человек», «Как устроен наш организм»;
  • Учебный макет «Зубы»;
  • Схемы, таблицы, плакаты по валеологическому воспитанию;
  • Схемы, таблицы перестроений, последовательности выполнения общеразвивающих упражнений;
  • Плакаты на тему: «Безопасность дошкольников»
  • Энциклопедия для детей «Все обо всем»: «Мое тело», «Букварь здоровья»;
  • Иллюстрации о видах спорта;
  • Картинки и карточки для игр;
  • Настольные, дидактические игр    игры;
  • Картотека подвижных игр;
  • Сборник стихов о здоровье, гигиене, режимных моментах.

3.3. Методическое обеспечение Программы

Методы обучения

Наглядные методы:

  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
  • беседы
  • рассказы воспитателя;
  • моделирование ситуаций.

Игровые  методы:

  • проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
  • загадывание загадок;

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

3.4. Литература

  1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
  2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
  3. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
  4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
  5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
  6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: текстВ.Деркунская, Н.Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.
  7. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
  8. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования текст: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
  9. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.
  10.   Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...