Проект ЗОЖ старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Понятие здоровье имеет множество определений, но самым популярным и, пожалуй наиболее  ёмким следует признать определение  «здоровье « это состояние полного физического, психического социального благополучия, а не просто отсутствие болезней  или физических дефектов.                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zozh_starshaya_gruppa_1.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                Проект ЗОЖ

                                              (старшая группа)

Понятие здоровье имеет множество определений, но самым популярным и, пожалуй наиболее  ёмким следует признать определение  «здоровье « это состояние полного физического, психического социального благополучия, а не просто отсутствие болезней  или физических дефектов.                                                                         Одной из главных задач  дошкольных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей.                            

Основным из средств  реализации  этой задачи является формирование культуры  (ЗОЖ). Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остаётся  оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни дошкольников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребёнка обусловлены материальными возможностями его семьи. Любое образовательное учреждение (и в первую очередь детский сад ) должно стать (школой здорового стиля жизни) воспитанников, где любая их деятельность( учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек,  а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссёром К.С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное_- лёгким и приятным. Занятия оздоровительно- педагогического характера должны быть  систематическими и комплексными, вызвать у ребёнка положительные эмоции, по возможности, содержать элементы дидактической игры  и двигательные упражнения. Материалы подобных  занятий  должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (организованной  деятельности, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях  обшего  масштаба  для всего детского сада). Цель системы по формированию здорового образа жизни:                                                                                            

Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению  и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.    

   Задачи: 1 Создание  учебно-воспитательной среды, насыщенной атрибутами , символикой,  терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. 2 Формирование потребности  вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей.3 Овладение необходимыми навыками и умениями.

Формирование культуры зож происходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду: 1 режимные моменты, 2 утренняя гимнастика, 3 режим питания, 4 послеобеденный сон.    Учебно - воспитательный процесс: 1 занятия «наша традиция  - быть здоровым» (гимнастика, познавательная часть, релаксация). 2 учебно - воспитательные занятия( минутки здоровья, минутки  психологической разгрузки); 3 физкультурные занятия; 4 музыкальные занятия (физкультминутки,  минутки психоэмоциональной устойчивости).5 логопедические занятия( физкультминутки, словарная работа). 6 рисование (физкультминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом , осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ  у воспитанников.

Компоненты программы ЗОЖ

1 рациональное питание

2  оптимальная для организма двигательная деятельность

3 соблюдение режима дня

4 предупреждение вредных привычек ( или отказ от них) и формирование полезных привычек

5 повышение психоэмоциональной устойчивости

6 содержательная жизнь (смысл жизни)

        Краткое описание работы по каждому блоку.

        1 .Знай своё тело.

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении  и сердца функциях некоторых органов своего организма,( мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

        2 .Соблюдай правила гигиены.

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

        3. Скажи «НЕТ» вредным привычкам.

В работе по данному блоку широко используются психологические приёмы; параллельно профилактике вредных привычек идёт закрепление полезных привычек.

         4.Занимайся физкультурой.

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

          5 .Соблюдай режим дня.

 Работа  направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

        6. Следи за датчиком настроения.

 Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятия – повышение психоэмоциональной устойчивости.

Работа по блокам начинается  со средней группы. Задания на занятиях предъявляются в занимательной, игровой форме. Дети являются не объектом, а активным субъектом.

Темы занятий в старшей группе по программе

 «Наша традиция-здоровье»:

Занятие 1

Тема: «Знакомство».

Цель : Познакомить детей с понятиями «традиции», «здоровье».

Формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

Занятие 2

Тема: «Знай своё тело . Скелет и осанка.»

Цель: Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении человеческого организма, дать элементарные представления о скелете и мышцах. Формировать двигательные навыки.

Занятие 3

Тема : «Знай своё тело. Кожа».

Цель: Дать элементарное представление о коже.

Формировать гигиенические навыки по уходу за кожей.

Занятие 4

Тема  «Знай своё тело. Осанка».

Цель: Познакомить детей с понятием «осанка»;

Убедить в необходимости следить за своей осанкой.

        Занятие 5

Тема «Знай своё тело. Сердце».

Цель: Сформировать элементарное представление о сердце.

Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

        Занятие 6

Тема «Знай своё тело. Кровеносная система».

Цель: Сформировать понятие о кровеносной системе.

Закрепить правила гигиены сердца.

        Занятие 7

Тема «Знай своё тело. Лёгкие».

Цель: Формировать элементарное представление о лёгких.

Убедить в необходимости соблюдения правил гигиены лёгких.

        Занятие 8

Тема « Знай своё тело. Головной мозг».

Цель: Сформировать  элементарное представление о головном мозге.

Прививать навыки здорового образа жизни.

        Занятие 9

Тема « Занимайся физкультурой»

Цель: Формировать осознанное желание заниматься физкультурой.

Совершенствовать двигательные навыки.        

Занятие 10

Тема «Соблюдай правила гигиены».

Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.

Закрепить практические умения мытья рук.

        Занятие 11

Тема «Соблюдай правила  гигиены. Чистка зубов».

Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.

Закрепить практические умения и навыки чистки зубов.

        Занятие 12

Тема «Скажи «НЕТ» вредным привычкам».

Цель: Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

        Занятие 13

Тема «Соблюдай режим дня».

Цель: Сформировать представление о режиме дня.

Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.

        Занятие 14

Тема «Следи за датчиком настроения».

Цель: Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья.

        Занятие 15

Тема «Следи за датчиком настроения».

Цель: Сформировать представления о настроении  и чувствах ,об их влиянии на состояние здоровья.

Способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости.

        Занятие 16

Тема « Путешествие в страну Здоровья»  (обобщающее занятие совместно с родителями)

Цель: Актуализировать и закрепить знания, умения и навыки по программе «Наша традиция - быть здоровыми!».

        Занятие17

Тема «Здоровый  мир» (творческое занятие совместно с родителями).

Цель: Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе «Наша традиция - быть здоровыми!».

Развивать творческие способности детей.

Формировать социально – личностные качества (умение работать в коллективе, чувство товарищества, коммуникативные навыки и др.).

        Литература

  1. Жданова Л.В. Игра – лото «Театр и настроение»

2.Соковня – Семёнова И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь».

3. Щербак.А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольных учреждениях».

4. Ротенберг Р. «Детская энциклопедия здоровья».

5. КареповаТ.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».

Организация работы с родителями воспитанников

Семья для ребёнка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие .Семейное воспитание для ребёнка – это источник общественного опыта. Именно поэтому формирование культуры здорового образа жизни должно проводиться в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ. Педагог  ДОУ выступает не только как воспитатель ребёнка, но и как воспитатель родителей.

Задачи работы с родителями.

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2. Повышение компетентности в вопросах ЗОЖ.

3. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

4. Уточнение запросов родителей относительно качества дошкольного образования.

5. Поиск новых эффективных форм сотрудничества (родители - ДОУ, ребёнок – родители – педагоги).

6. Конструктивно – партнёрское взаимодействие родителей с детьми и всеми участниками  процесса

Условия успешной работы с родителями.

1.Целенаправленность,систематичность и плановость.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями.

3. Возрастной характер работы с родителями.

4. Доброжелательность.

5. Открытость.

Формы работы с родителями.

1.Проведение общих и групповых собраний.

2. Педагогические беседы с родителями ( групповые и индивидуальные )

3. Дни открытых дверей.

4. Показ открытых занятий, мероприятий для родителей.

5. Проведение совместных мероприятий, праздников, спортивных досугов.

6. Организация совместных дел.

7.Информация для родителей, в том числе и о развитии ребёнка.

8. Консультации специалистов :инструктора физической культуры, педагога – психолога, медицинского работника, педагога, логопеда.

9. Тематические стенды, витрины и выставки ( при наличии обратной связи-рекомендации и пожелания, участие в оформлении тематических выставок по рубрикам и т.д.).

10. Совместные праздники и досуги в детском саду.

11.Создание семейного клуба «Традиции и здоровье».

12. Анкетирование.

Методы  изучения  семьи.

  1. Анкеты для родителей.
  2. Беседа с родителями.
  3. Беседа с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.

При  беседах с родителями важно помнить,что:

-  непременно отметить положительные стороны его развития. нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребёнка ,надо

- следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения , возражения, замечания и жалобы родителей.

- необходимо тактично указать на ошибки,

- желательно давать только обоснованные советы, детским садом.

 - необходимо внушать родителям веру в своего ребёнка при условии сотрудничества с детским садом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе

Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....