Сюжетно - ролевые игры на тему "ЗОЖ"
картотека (старшая, подготовительная группа)

Сюжетно-ролевые игры "ЗОЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

                         Сюжетно-ролевые игры на тему здорового образа жизни.

Классифицированы по группам и задачам:

  • «Здоровый образ жизни»
  • «Личная гигиена»
  • «Правильное питание»
  • «Спорт»

Тема 1: «Здоровый образ жизни»

«Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

«На приёме у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных им врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь»

Цели: Помочь детям оформить сюжет игры, придать ему определенную нравственную направленность. Помочь заранее определить роли, игровые действия, события и их последовательность. Предложить детям в дальнейшем развивать сюжет самостоятельно.

Учить детей развивать сюжет, воплощая его в ролевые действия, согласованные с действиями партнеров. Способствовать благоприятному развитию определенных игровых умений, формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении (особенно в крупном -состоящим из 4-5человек).

Обогащать ролевое поведение детей новыми игровыми целями, показывая место той или иной цели в жизни людей, знакомя с разнообразными ситуациями в которых могут возникнуть одни и те же цели. Передавать детям выразительные способы и технологию выполнения игровых действий.

Ознакомление детей с деятельностью врача(педиатра), закрепить названия медицинских инструментов. Продолжить обучение детей реализации игрового замысла.

По возможности, не оберегать детей от знаний о тяжелых и хронических заболеваниях, стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным людям.

«Поликлиника»-раскрытие смысла деятельности медицинского персонала, формирование и умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии врача.

Из игровых атрибутов потребуется для игры «Семья»: игрушки, кухонная посуда (завтрак)-в игровой зоне кухни, для игры «Скорая помощь»: набор медицинских инструментов, тумбочки, полочки, стол для записей (карточка), телефон, халаты, шапочки, перчатки, руль (скорая помощь)-игровая зона «Больница» и ее оборудование; для игры «Поликлиника»: обозначение территории «Регистратура» ; врач педиатр.

Ход игры.

Предложить детям поиграть в игру «Семья», один из вариантов «семейный завтрак» - приготовление еды, сервировка.

Мама приглашает всех членов семьи к столу (папа и дочь)

Папа опаздывает на работу, поторапливает дочку в детский сад.

Дочь умывается, одевается, но делает все это очень медленно, трет глаза, лоб, очень грустная.

Мама с папой беспокоятся.

Мама меряет температуру, пробуя лоб (он горячий) и сообщает папе, что у дочки высокая температура и надо срочно вызвать скорую помощь (набирает 103).

Игра «Семья» переходит в игру «Скорая помощь». В этой игре, кроме ролей членов семьи появляются новые роли: шофер скорой помощи, врачи, медицинская сестра, повара и т.д.

Девочку привозят в детскую больницу (приемное отделение), мед сестра записывает данные, врач осматривает (вопросы-ответы). Диалог врача и мамы о прививке.

-Делали вы прививку против гриппа?

-Нет, отвечает мама.

Доктор ставит диагноз,

-Грипп!

Девочку ведут в палату, укладывают в постель, врач осматривает, слушает, медицинская сестра делает укол, повар готовит еду и разносит в палаты.

Мама с папой беседуют с доктором, который рассказывает о том, что прививку надо делать обязательно.

- После того как ваша дочка поправится, вы пойдете в детскую поликлинику и обязательно, сделаете прививку против гриппа.

Игра «Скорая помощь» переходит в игру «Поликлиника». Сюжет игры дети развивают самостоятельно.

Девочке делают прививку.

Тема 2: «Личная гигиена»

 «Семья»: игра - ситуация «Что за чем?»

Цель: закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках.

Ролевые действия: Воспитатель предлагает детям проверить, как куклы, их дочки и сыночки, умеют самостоятельно готовиться ко сну. Дети приносят свои игрушки и показывают, комментируя, воспитателю, как их «дети» умеют умываться после обеда, стелить кровать и раздеваться, складывать одежду. Если действия не соответствуют жизненной логике ситуации, то воспитатель может вмешаться, словно невзначай спросить, например, у игрушечного медведя: «Мишка, ты забыл, что сначала надо ботиночки снять? У тебя заботливый папа, он научил тебя шнурки развязывать и ставить ботинки под стул».

Игра – ситуация «Повара»

Цель: закрепление знаний о полезных для здоровья продуктах, местах их применения.

Предварительная работа. Воспитатель с детьми подбирают муляжи овощей, фруктов, различных продуктов питания (молоко, крупа, мясо, сыр, творог, масло и т.д.)

Основная работа. Дети рассказывают и показывают, из каких продуктов, какое блюдо можно приготовить. Если возникают трудности, воспитатель помогает, задавая наводящие вопросы. Дети могут рассказать о пользе блюда, продуктов, их которых оно приготовлено.

Тема 3: «Правильное питание»

«День рождения»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

«Магазин»

Игра - ситуация «Делаем покупки»

Предварительная работа. Воспитатель знакомит детей со специализированными магазинами: продовольственными (гастроном, хлеб, булочная, кондитерская и др.) промтоварными (одежда, обувь, бытовая техника, спорттовары и др.). Педагог проводит дидактические игры «Определи, какой магазин?», «Кто что любит?», «Что надеть?».

Основная работа. Воспитатель вместе с детьми готовят предметную среду для игры в магазин. Распределяются роли: продавцы, кассиры, покупатели. Педагог вовлекает детей в сюжетно- ролевую игру, предлагая одним детям сходить в продуктовый магазин, и купить только полезные овощи и фрукты. Другим необходимыми товарами для гигиены в хозяйственном магазине.

Тема 4: «Спорт»

«Мы – спортсмены»

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

«Спортивный клуб»

Цель:  поддержание ролевого диалога в ходе игры.
Задачи:
- развивать умение сотрудничать друг с другом: распределять обязанности между собой, договариваться;
- воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
- развивать познавательный интерес к спорту и физической культуре;
- активизировать диалоговую речь детей;
- развивать коммуникативные способности детей.
- развивать двигательную активность детей;
- способствовать эмоциональной и физической разрядке;
- укреплять основные группы мышц.
Предварительная работа:
- беседа о здоровом образе жизни, «Что такое спорт?», «Мой любимый вид спорта», «Кто работает в спортивном клубе?»;
- разучивание танцевальных спортивных движений;
- чтение художественной литературы о спорте;
- рассматривание альбома «Спорт», «Сильные, ловкие, смелые!»,

 Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку детям:
Мяч в руке, скакалка рядом,
Вот и обруч и батут?
Кто всегда попрыгать рада,
Свиснет раз - и все бегут? 
(физ.инструктор)
В: Все верно. Где мы можем встретить физ.инструктора?
Д: У нас в детском саду, в спортивной школе.
В: Давайте поиграем и сделаем свой спортивный клуб. Что будет в нашем клубе? Кто там будет работать?
Д: тренажерный зал, бассейн, зал аэробики, зал для боевых искусств (дзюдо, карате), массажный кабинет, кабинет спа – процедур. Работать в нашем клубе будет директор, администратор, тренера, медицинский персонал, приходить заниматься посетители.
Администратор - взрослый: Здравствуйте, вы у нас в первый раз? Сейчас заведем на вас карту члена клуба. Ф.И.О., адрес, телефон.
Дети: Здравствуйте, мы уже были у вас, найдите нам наши карточки. мне нравится программа аэробики, а мне танцевальная, а мне тренажеры, а мне массаж ( дети называют Ф.И., адрес , администратор отмечает посещение). У нас есть интересные предложения, акции.
Директор - ребенок: сегодня Вы ознакомитесь с нашими программами, тренерами, выберете для себя, чем бы вы хотелось заниматься и потом у администратора Вы сможете узнать информацию интересующею Вас: стоимость абонемента, время работы инструктора. Для каждого члена семьи мы можем подобрать программу: для папы - тренажеры, для мам - аэробика, спа, для детей танцевальные программы, детский фитнес.
Администратор - взрослый: пройдемте в гардероб, здесь можно переодеться. Проходите в медицинский кабинет.
Мед. персонал - дети: как вы себя чувствуете? откройте рот, не болит горло? Давайте измерим температуру и померим давление. Имеются ли какие-нибудь заболевания? Покажите кожу рук. Можно посмотреть результаты измерений температуры. Данные заносятся в карточку.
Мед. персонал - дети: можно приступать к тренировкам. Проходите в зал.
Администратор - взрослый: Это зал аэробики. Упражнения можно выполнять без предметов, так и с различными предметами: обручи, ленты, кубики, мячи.
Тренер по аэробики – ребенок: девочки возьмите лены , а мальчики - гантели.
1. "Гантели и ленты вверх"
2. Выпады вперед
3. Наклоны в сторону
4. Пружинистые наклоны
5. Удержи мяч.
6. упражнение на дыхание "шарик" 6-7 раз
Администратор – взрослый: еще у нас есть танцевальный зал. Различные танцевальные программы: восточные танцы, бальные, современные. В это время проходит обучение вальса.
Тренер – ребенок: движения легкие, плавные, под счет "1-2-3" 1-шаг вперед, 2-приставили ногу, 3-на месте. Мальчик приглашает девочку, не забываем про осанку..
Администратор – взрослый: А теперь я приглашаю вас в зал СПА-процедур. Присаживайтесь я прошу вас закрыть глаза и определить по запаху продукт (апельсин, лимон, кофе, шоколад, лук, чеснок). а теперь посмотрим, правильны ли ваши ответы, какие из них полезны, а какие нет? (ответ детей) Как вы считаете, какие продукты еще полезны для нашего здоровья? (ответ детей) Садитесь поудобнее (релаксация под музыку) Реснички опускаются, глазки закрываются. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, расслабьте ручки и ножки, почувствуйте тепло и легкость. Представьте море, либо речку или прогулку по лесу, а может быть, вы представили волшебницу - фею, которая превратила девочек в принцесс или бабочек, а мальчиков в рыцарей или принцев. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, откройте свои глазки? Что вы почувствовали?
Администратор - взрослый: ребята, тренировку провели мы очень ловко. А теперь, пожалуйста, пройдемте в гардероб. До свидания, дорогие гости, будем рады видеть вас снова.

«Дефиле юных моделей»

Цель: расширение знаний детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нём, формировать умение создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, распределять роли. Напомнить детям о том, что и мода шагает в ногу со временем и в условиях всеобщего карантина, обычное средство защиты, как маска, может стать настоящим модным аксессуаром.

Ход игры:

Воспитатель: «Мальчики, вы любите наших девочек? (ответы детей) А, вы хотите, чтобы наши девочки были модные, красивые? (ответы) Скоро у всех девочек будет праздник 8 Марта, давайте для них откроем в нашей группе модельное агентство. Вы знаете, что такое модельное агентство? (это дом, где учат девочек быть красивыми, уметь наряжаться, следить за своей внешностью и демонстрировать свои наряды) Вы согласны? (ответы) Каждое модельное агентство имеет своё название. Давайте и мы придумаем нашему агентству название» Воспитатель предлагает своё название «Мы модницы». Ответы детей («Красавицы», «Умницы») Дети выбирают название.

Воспитатель: Но сегодня, наши модницы будут представлять очень необычный аксессуар одежды - защитную маску. Потому что в наше не простое время, когда вокруг свирепствует обилие микробов и вирусов, во время карантина, этот предмет стал настоящим модным аксессуаром.

- Скажите, а кто придумывает модели одежды? (художник – модельер) Кто их шьёт? (швеи) Кто делает моделям причёску, маникюр, макияж?

- А ещё, на нашем модном показе должен будет работать фотокорреспондент, ему надо сделать красивые фотографии, чтобы потом продемонстрировать их, как рекламу. То есть, позже будет организована фотовыставка нашего дефиле.

Воспитатель предлагает распределить роли (профессии) и показать всем рабочие места. Воспитатель: Все профессии, про которые мы говорили, они очень важные и трудные.

- Дети, а мы забыли самое главное, мы не выбрали моделей. Выбор моделей.

Основная часть.

Воспитатель: Предлагаю всем занять свои рабочие места. Модели, займите свои места у художников – модельеров, у портних (швея), у парикмахеров, у маникюрш.

Воспитатель: Ну, вот и всё готово. Наши модели пройдут по подиуму и покажут нам, какие они стали красавицы. Что такое подиум? (ответы детей) Подиум, это мостик – сцена, где ходят модели и демонстрируют свои наряды. А пока модели готовятся выйти на подиум, мы отдохнём.

Физкультминутка:

 Это платье для Наташки –

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

 Спрячем в них ладошки.

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мёрзли ножки.

Топ – топ – топотушки,

Что за тапки! Как игрушки!

Воспитатель: Внимание! Внимание! В группе нашей тишина… Показ моделей начинать пора! Зрители, их поддержите, и, восхищённый взгляд дарите!

Девочки выходят на подиум и демонстрируют свой модный аксессуар под музыку. Фотокорреспондент делает снимки.

Воспитатель: «Вам понравились наши девочки? (ответы) Кто же помог им стать такими красивыми? (дети называют профессии и детей по имени). А чуть позже мы обязательно увидим отчётную фотовыставку нашего корреспондента.

Воспитатель благодарит детей за игру, за их дружеские взаимоотношения.