Проект «Ай да, каша — пища наша»
проект (подготовительная группа)

Качурина Юлия Владимировна

Тип проекта:

групповой, краткосрочный. (1 неделя) познавательно-исследовательский, творческо-исследовательский

Цель проекта:

Расширить представления детей о видах каш, круп, их значении для здоровья человека.

Задачи:

1. Расширить представление детей о каше как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;

2. Познакомить с тем, откуда каша на стол пришла, откуда берется крупа;

3. Научить в игровой форме варить кашу;

4. Активизировать и обогатить словарный запас детей;

5. Воспитывать уважение к людям труда, к труду людей, которые выращивают злаковые культуры;

6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_rabote_kasha.odt28.42 КБ
Файл fotootchyot_po_proektu.odt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе.

«Ай да, каша — пища наша», с детьми подготовительной группы.

Воспитатель     Никифорова Ю. В.

Тип проекта:

групповой, краткосрочный. (1 неделя) познавательно-исследовательский, творческо-исследовательский

Цель проекта:

Расширить представления детей о видах каш, круп, их значении для здоровья человека.

Задачи:

1. Расширить представление детей о каше как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;

2. Познакомить с тем, откуда каша на стол пришла, откуда берется крупа;

3. Научить в игровой форме варить кашу;

4. Активизировать и обогатить словарный запас детей;

5. Воспитывать уважение к людям труда, к труду людей, которые выращивают злаковые культуры;

6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Проблема: недостаточные представления о каше, крупе; о пути, который проходит каша, прежде чем попасть на стол;

Практическая значимость: дети будут бережно относиться к своему здоровью, к труду человека.

Актуальность:

В наше время стали забываться традиции русских людей. В старину даже был праздник каши. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей и говорят «С ним каши не сваришь». В наше время стали меньше ценить значение каши для здоровья людей и стали меньше ценить труд людей, выращивающих злаковые для народа.

Предполагаемый результат:

-Понимание детьми ценности каши, важности труда людей, растящих злаки.

-Представления детей о технологии приготовлении каши.

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Значение каши в жизни человека», «Ай да, каша – пища наша»

Фото-сочинение по теме «Польза моей любимой каши»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Русская каша — сила наша»

Задачи и цели: Продолжать закреплять знания о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питании;

Дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.

  1. Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;
  2. Дать знания о том, как и из чего варят кашу.
  3. Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено;
  4. Предоставить возможность проявить творчество;
  5. Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Материал:

  1. Разные виды круп;
  2. Картинки с продуктами для приготовления каши;
  3. Цветная бумага, ножницы, клей;
  4. Изображение ягод, орехов для украшения каши.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на кухню детского сада;
  2. Знакомство с пословицами и стихами о каше;
  3. Рассматривание разных видов круп;
  4. Разучивание игры — хоровода «варим кашу»
  5. Разучивание пальчиковой игры «Машина каша»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что чаще всего вы кушаете на завтрак?

Дети:...Кашу.

Воспитатель: Правильно, кашу. Сегодня мы поговорим о каше. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети: Значит слабый.

Воспитатель: Да, вы правы, так говорят о слабых, хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Вы тоже вот сейчас пришли в садик, занимаетесь ,потом пойдёте гулять, играть. Многие из вас любят бегать. На всё это нужно много сил и энергии, а в каше очень много витаминов и полезных веществ.

Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними. Вспомните их.

Дети: 1. Русская каша — матушка наша;

2.Кашу маслом не испортишь; Снегирёва Н.С.

3.Что за обед, коли каши нет;

4. Щи да каша — пища наша;

  1. Хороша кашка, да мала чашка;
  2. Каша — кормилица наша;
  3. В родном доме и каша гуще;
  4. Без каши семью не накормишь.

Воспитатель: Молодцы! Пословицы вы знаете. А вы знаете, что каша это кушанье из крупы, сваренное на воде или молоке. А из какой крупы можно сварить кашу?

Дети: Рис, гречка, пшено, манка, овсянка.

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят. Показываю крупу:

Дети: Гречка — каша гречневая.

Манка — каша манная.

Рис — каша рисовая.

Пшено — каша пшённая.

Геркулес — каша геркулесовая.

А если перловка — каша перловая.

Воспитатель: Как вы думаете, какая каша самая полезная?

Дети: Все каши полезны.

Воспитатель: Каждая каша полезна по- своему.

Есть такая легенда. Один мальчик из Греции с детства очень любил геркулесовую кашу. Когда он вырос, он стал очень сильным и могучим.

И люди стали его звать Геркулесом. Я обязательно, в следующий раз, расскажу вам о сильном Геркулесе. А про гречку люди говорят: «железная, полезная» В ней очень много железа.

Теперь вы верите, мне, что все каши полезны. В них много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие полезные частицы, которые очень нужны вам для здоровья и роста.

Раздаётся шум.

Воспитатель: Что за шум! В группу вбегает озорная девчёнка

Девчёнка: Здрасьти! А чёйт вы тут делаете?

Воспитатель: Мы о каше говорим. О том, какая она полезная. А ты кто такая, как тебя зовут?

Девчёнка: А я девочка Маша. А кашу я не ем, не люблю я эту гадость!

Воспитатель: Ты не права, каша совсем не гадость. Ребята, расскажите Маше о пользе каши.

Дети: Читают стихи.

1. Лучше нет крупы, чем гречка!

Знает каждое сердечко

В доме нашем знает каждый-

Гречка лучшая из каш!

2. Ну а мой приятель Вовка

Любит поедать перловку,

И поэтому наш Вовка Снегирёва Н. С.

Самый сильный из ребят.

3. Знаю точно-лучше риса

Нету каши для Бориса.

Геркулес Настасья любит,

Баба Фрося ест пшено.

4. На столе дымится каша

Где большая ложка наша?

Будем с кашей мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

Маша: Всё равно, не люблю!

Она не вкусная. Конфета вкуснее!

Воспитатель: Нет Маша ,мы тебе сейчас докажем, что каша полезнее конфет. Посмотри на наших ребят. Какие они здоровые, весёлые, щёчки у всех розовые. Потому что каждый день кашу едят. Наши ребята сильные и редко болеют. Давайте ребята покажем Маше нашу силу.

Дети выполняют спортивные движения под музыку «Богатырская сила»

Воспитатель: Давайте вспомним какие продукты нужны чтобы сварить кашу?

Дети: Называют продукты.

А теперь ребята давайте поиграем. И ты, Маша поиграй с нами.

Вставайте все в круг. Это горшок . Молоком будет Саша, солью — Настя, сахаром — Дима, крупой — Алиса .

Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки , воспитатель говорит слова :

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Наливаем молоко...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем соль...

  1. Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем сахар...

  1. Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Насыпаем крупу...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.

Воспитатель : Молодцы, детишки, девчёнки и мальчишки показали, как надо кашу варить.

Маша: Мне понравилось у вас. Можно я ещё с вами побуду?

Воспитатель: Конечно оставайся.

Маша: Хоть я кашу и не люблю, но игру про неё тоже знаю. Хотите научу?

Проводится пальчиковая игра «Машина каша»

Воспитатель: А знаете ли вы как кашу сделать еще вкуснее?

Дети : Предлагают варианты :

Добавить масло, варенье, изюм, орехи, ягоды и т.д.

Воспитатель : Я предлагаю вам стать поварами. Да не просто поварами а художниками своего дела. У меня для вас есть самые настоящие поварские колпаки, надевайте ! Вам нужно будет вырезать тарелку и кашу из бумаги нужного цвета. Потом украсить эту кашу различными добавками. Что можно добавить в кашу? ( дети перечисляют добавки)

Для пшенной каши бумага нужна какого цвета?

Для рисовой ? ( белая )

Для гречневой ? ( коричневую )

Для манной ? ( белая )

Для пшенной ? ( желтая )

Проводится аппликация : «Каша с различными добавками»

Дети работают, звучит тихая музыка. « Маша» ходит подхваливает детей, помогает им. По окончании работы дети рассказывают о своей каше, о том из чего она и чем украшена.

Воспитатель : Молодцы! Какая у всех красивая и полезная каша получилась. Я думаю, что теперь вы все полюбите кашу и расскажите всем своим друзьям о ее пользе.

А теперь давайте послушаем ещё стихи о кашах. (заранее подготовленные дети читают стихи)

  1. Кушай кашу Геркулес- это чудо из чудес!

Кушай, станешь силачом, любая гиря нипочём!

  1. Каша из гречки, где варилась? В печке.

Кашу хвалили, на всех разделили.

  1. Каша белая из риса

Полезней всякого ириса.

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды,

Да поставь на огонек,

Да посыпь-ка сахарок,

Подсоли немножко-

И берись за ложку.

  1. Кашу манную люблю,

К ней добавлю курагу,

Сочетание интересно-

Очень вкусно и полезно!

Воспитатель : Я тоже знаю стихотворение :

Побывала в домах многих:

И богатых, и убогих.

Много разного видала,

Кашу всякую едала.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои,

Варят кашу из любви.

Маша: Мне тоже ваша каша понравилась. Теперь я начну её есть каждый день на завтрак.

Воспитатель: Я предлагаю показать наши каши детям из соседней группы. Пусть и они узнают о пользе каши.

Конспект интегрированного занятия

 «Русская каша – сила наша»

.

Воспитатель: Никифорова Ю.В.

Программные задачи:

1. Продолжать закреплять знания о здоровом питании , о пользе каши в рационе детского питания.

2. Продолжать учить различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манная крупа, пшено); Дать представление о том , как и из чего, варят каши, как их едят; о разнообразии блюд.

3. Активизировать словарь. Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными

4. Закреплять умение правильно вырезать круг, овал , плавно срезая углы . Закреплять технические навыки наклеивания. Предоставить возможность выполнить аппликацию по желанию.

5. Развивать чувство композиции., мелкую моторику рук.

6. Расширять кругозор. Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Материал:

1. Разные виды круп в прозрачных стаканчиках.

2. Картинки с продуктами для варки каши, шаблоны (из бумаги) тарелок с кашей и заготовки ( квадраты, прямоугольники)- изюма, орехов, клубники для украшения каши; Поварские колпачки, шапочки для инсценировки.

3. Аудиозапись песни звуки природы.

4. Клей, салфетки. клеенки, подносы , ножницы с тупым концом .

Предварительная работа:

1. Экскурсия на кухню детского сада;

2. Знакомство с пословицами и стихами о каше;

3. Рассматривание разных видов круп;

4. Игра – хоровод «Варим кашу».

5. Создание книги бабушкиных рецептов « Каша-сила наша»

6. Ширма « О вкусной и здоровой пище»

Ход организованной образовательной деятельности:

Звучит музыка.- Ребята, скажите, что вы едите утром на завтрак? (ответы детей)

- Почему полезно кушать кашу на завтрак? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?» (ответы детей)

- Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

С утра много работы, занятий, на всё это нужно много тратить много сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ. У нас, на Руси, народ сложил много пословиц про кашу.

Вспомните, какие вы знаете?

1. Русская каша – матушка наша.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Щи да каша – пища наша.

4. Хороша каша, да мала чаша.

Молодцы! Пословицы вы знаете, оказывается, каша известна с глубокой древности. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке.

- А из какой крупы варят кашу?

Я вам покажу разные виды круп, а вы попробуете назвать крупу и кашу, которую из неё варят.

Гречка. Какая каша варится из гречки? (гречневая);

Из риса (рисовая);

Из пшена (пшеничная) и т. д.

Молодцы! Правильно.

А какая каша самая полезная?

Стихи о кашах:

1. «Кушай кашу «Геркулес» – Это чудо из чудес!

Кушай, станешь силачом любая гиря нипочем!»

2. «Каша из гречки где варилась? В печке.

Кашу хвалили, на всех разделили!»

3. Каша белая из риса

Полезней всякого ириса,

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды

Да поставь на огонек,

Да посыпь-ка сахарок,

Подсоли немножко –

И берись за ложку».

Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна.

Много витамин и микроэлементов полезных для здоровья и роста детей.

Сейчас мы с вами будем варить кашу, но сначала необходимо купить продукты, которые нам понадобятся для варки каши.

Игра: «Купи правильные продукты для каши»

На витрине магазина разные продукты, необходимо выбрать то, что нужно для приготовления каши. (Ребёнок выбирает, другие, оцениваю, всё ли он купил).

Молодцы! Справились с заданием. Можно варить кашу. Встали. Сделали круг. Это горшок. Молоком будет – Егор, Солью – Даша, Сахаром – Анечка, а крупой Альбина. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Все продукты поместили.

Каша варится: «Пых – пых!» -

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

Всех – всех кашей угостим.

Ведь варилась – то: «Пых – пых!» -

Для друзей и для родных».

Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали как кашу варить!

А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее?

Дети предлагают варианты: добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику и т.д.

Аппликация «Наклей добавку на тарелку с кашей».

А теперь я предлагаю вам стать кулинарными художниками и украсить свою кашу, добавив в неё клубники орехов или изюма.

Дети украшают кашу (звучит музыка). По окончании рассказывают, кто что добавил, чтобы каша бала вкусней и полезней.

Молодцы! Как красиво и великолепно у вас получилось украсить кашу.

Вы настоящие творцы – поварята! И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе русской каши.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  группе "Очень каши хороши для здоровья и души"

Задачи:

  • Дать представление о продуктах, входящих в состав готовых блюд, о каше как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака, о связи рациона питания и образа жизни древнегреческих олимпийских героев .
  • Познакомить детей с процессом приготовления каш.
  • Расширять словарный запас детей, знания о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, его оздоровительном влиянии на органы и системы человека.
  • Развивать связную речь, познавательный интерес.
  • Воспитывать чувство благодарности к поварам.
  • Привлечь родителей к вопросам организации правильного питания детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

1. В книжном уголке познакомить с мифами и героями Древней Греции, с подвигами Геракла(Геркулеса).

2. В центре искусства рассмотреть иллюстрации о подвигах Геракла (Геркулеса).

3. Вместе с родителями найти справочный материал для беседы "Чем полезны каши", прочитать пословицы и поговорки о каше.

Ход занятия

Ребята, скажите, что вы сегодня сделали утром, когда проснулись?

(умылись, сделали зарядку, позавтракали).

- Что мы с вами едим на завтрак?

Сейчас мы поиграем в игру "Полезный завтрак".

(перед детьми выкладываются карточки с готовыми блюдами. Дети выбирают блюда для завтрака и выкладывают на наборное полотно).

Завтрак имеет большое значение для человека. Он придаёт энергию и силы на день, улучшает настроение.

- Посмотрите, какого нет на завтрак самого главного блюда? ( каши)

- Какую кашу вы любите? (дети отвечают)

- Почему каша считается одним из главных блюд?

(дети рассказывают материал из какой крупы сделаны каши и о значении каш для здоровья, подобранный вместе с родителями).

Воспитатель показывает образцы круп, дети рассматривают.

Игровое упражнение "Назови кашу".

Воспитатель показывает и называет крупу, а дети- название каши: рис - ...(рисовая), греча - ...(гречневая),пшеница - ... (каша из пшенички, манная), просо - ...(пшённая),овёс - .... (овсяная, геркулесовая).

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: "Он мало каши ел"?

(у этих людей мало сил, потому что каша придаёт здоровье и силу)

- О ком так говорят? (о слабых людях)

Правильно. Каша - полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. В Древней Греции специальные каши варились в честь любого важного события. У греков существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".

- О ком вам напоминает название овсяной каши? (о Геркулесе)

- как по-другому можно назвать овсяную кашу?

Овсяная каша по-другому называется геркулесовая в честь героя Древней Греции Геркулеса (Геракла), который совершил много подвигов.

- Почему он смог совершить много подвигов?

(потому что с детства любил овсяную кашу, которая очень полезна для здоровья и придаёт силы).

Геркулес был хорошим спортсменом, он принял участие в состязаниях по бегу и победил. В память о своей победе на берегу реки Алфей, которая протекает в Греции, он посадил куст оливы. С тех пор победителей в спортивных состязаниях награждают оливковой ветвью.

А теперь предлагаю вам подобрать слова, которые говорят о прекрасном здоровье Геркулеса.

(сильный, здоровый, энергичный, ловкий, мужественный, храбрый, смелый, отважный)

Представьте себе, что вы съели геркулесовую кашу и стали Геркулесами.

Физминутка.

Жил Геркулес давным-давно,
Мы расскажем про него: (
дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Очень смелый Геркулес
Прыгал он выше всех: (
прыжки на месте, руки на поясе)
Очень сильный Геркулес (
стоя, ноги на ширине плеч, наклониться вперёд,
Даже камни поднимал.
достать руками до пола)
Очень ловкий Геркулес(махи руками с имитацией броска копья)
Далеко копьё метал.
И высокий Геркулес - (
ноги вместе, тянуться руками вверх)
Он до неба доставал.
Никогда он не болел,
Потому что кашу ел. (
наклониться вперёд, разводя руки в стороны).

Сейчас я предлагаю вам самим сварить кашу. Но сначала нам надо восстановить дыхание.

Дыхательное упражнение "Каша кипит".

Дети садятся на стул: одну руку кладут на живот, а другую на грудь. На вдохе они набирают воздух в грудную клетку и втягивают живот. На выдохе -опускают грудь, выпячивают живот и громко произносят "ф-ф-ф-ф"

(4 раза).

Вот теперь давайте варить кашу.

Эстафета.

В произвольном порядке разложены карточки -части рецепта каши.

Дети рассматривают эти карточки, делятся на две команды.

По сигналу каждая команда в правильной последовательности выкладывает карточки. Потом один из игроков от каждой команды расскажет рецепт приготовления каши.

Словесная игра "Передай словечко"

- Какая у нас получилась каша?

(Каша - рассыпчатая, вкусная, густая, жидкая, сладкая, аппетитная, манная, рисовая, гречневая...)

Ребята, обратите внимание, что повара нашего детского сада и ваши родители, готовя вам кашу, вкладывают в приготовление много труда, заботы и любви к вам. Поэтому надо доедать кашу всегда до последней ложки и обязательно благодарить -говорить "Большое спасибо".

Давайте наше занятие закончим пословицами и поговорками о каше. Я начну фразу, а вы заканчивайте.

  • "Кашу маслом ...(не испортишь)"
  • "Сам кашу заварил, сам её и ...(расхлёбывай)"
  • "С ним каши ... (не сваришь)"
  • "Он мало ... (каши ел)".

И послушаем гимн каше.

Гимн каше.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастьем полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Хлеб да каша - пища наша"

Дидактические игры, сюжетные карточки, фото со злаковыми культурами. презентация  о том откуда берется хлеб....

Проект: "Каша - пища наша"

Проект «Каша – пища наша» по сотрудничеству семьи и детского сада ДОУ № 8 «Светлячок». Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте. ...

проект "хлеб да каша-пища наша"

хлеб да каша-пища наша...

Проект "Хлеб да каша-пища наша"

Проект "Хлеб да каша-пища наша"...

Традиционная русская пища. Щи да каша-пища наша.

Конспекты предназначены для детей старшей группы....

Проект "Щи да каша пища наша"

В презентации рассказывается о формах работы с родителями по приобщению детей к здоровому питанию....

ПРОЕКТ " МОЛОКО И КАША - ПИЩА НАША"

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик.Каждому из нас с детства знакомы слова: "Сорока - ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не да...