Нестандартное оборудование на занятии по физической культуре
консультация

Феоктистова Елена Николаевна

Нестандартное оборудование на занятии по физической культуре

 

  Одним из приоритетных направлений воспитания дошкольников по ФГОС  является физическое воспитание. Главная цель состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

     Поэтому наряду с традиционными физкультурными пособиями, моё внимание направлено на изготовление нетрадиционных.

Не традиционность предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное: при организации и проведению НОД должны реализовываться задачи оздоровления, образования и развития ребенка;

Обучение основным движениям осуществляется по трём этапам: обучение, закрепление, совершенствование.

Применение нетрадиционного оборудования позволяет решать следующие задачи:

•          повышать интерес детей к выполнению основных видов  движений и  участие в играх;

•          способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

•          чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

•          повысить моторную плотность физкультурных занятий;

•          пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил:

•          соответствие его гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, надежно закреплены.

•          оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

•          оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

        Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы и направлено на:

•          профилактику плоскостопия,

•          развитие, глазомера, меткости, ловкости,

•          развитие дыхания, развитие мелкой моторики,

•          развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,

•          укрепление мышц рук и плечевого пояса,

•          укрепление мышц спины и формирование правильной осанки и т.д.

 

Область применения нестандартного оборудования многообразна:

• физкультурные занятия,

• утренняя гимнастика,

пальчиковая гимнастика

• занятия на свежем воздухе,

• эстафеты,

• индивидуальные игры,

• гимнастика после сна,

• спортивные праздники и досуги,

• самостоятельная двигательная деятельность и т.д.

Работая в группе компенсирующей направленности нам знакомо, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

В работе с детьми предлагаются разнообразные и многочисленные задания и игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, таких как:

Массажные мячики

Платочки

Коврики

Бигуди крупные

Прищепки

Счётные палочки

Эспандеры

Бигуди длинные

Решётки

Зубные щётки

Бусы

Резиночки для волос

Щёточки

Шестигранные карандаши

 Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Все игры в данном пособии с нетрадиционными предметами сопровождают стихи, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Использование игр с предметами в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заместителями, придумывать и фантазировать для них новое применение. Что касается уже готовых игр для  мелкой моторики рук с предметами, да! они есть в продаже, но в основном они дорогие и не доступные на большое количество детей. Все перечисленные выше нетрадиционные предметы окружают ребёнка в повседневной жизни. Они везде, они вокруг нас!

Играя с детьми в игры с нетрадиционными предметами, обращаю особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Основной целью игр для развития мелкой моторики рук с использованием  нестандартного оборудования является:

- Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие артикуляционной  моторики и мелкой моторики.

- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого  воображения.

- Развитие тактильной чувствительности рук детей.

- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

- Упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

- Совершенствование двигательной памяти.

- Развитие речемыслительной деятельности.

- Развитие мимической мускулатуры.

- Развитие просодической стороны речи:

  развитие чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

- Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

- Формирование дружеских взаимоотношений.

- Воспитание внимания к обращённой речи.

- Развитие чувства уверенности в себе.

- Формирование положительной мотивации на занятии.

- Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

- Формирование умения радоваться, достигая цели.

 - Формирование коммуникативных навыков.

 Добиться этого очень просто  - играйте вместе с детьми! Предлагаю Вам разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов

  1. Игра с массажными мячиками
  2. Ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Колется, колется.

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки,  поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

А я ёжику, ежу,

Ту дорожку покажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

О.И. Крупенчук

 

                                                                             

  1. Игра с платочками

Червячок

 

 

 

Когда дождик поливает:

 

Кап, кап, кап, кап…

Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.

Показывают ладошку правой руки.

Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».

Дождевой червяк гуляет.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!

Когда сухо вниз ползёт.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!

Землю в темноте жуёт!

 

Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Е.А. Янушко

 

 

  1. Игра с ковриками

Тропинка

 

 

 

 

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность.

Указательные и средние пальчики обеих рук  «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

Но устал и сел на пень

Ставят кулачок на кулачок,

«медведь на пеньке»

И ему подняться лень!

 

 

Кладут ладошки на неровную поверхность коврика,

«медведь спит»

О.И. Крупенчук

 

 

  1. Игра с крупными бигуди

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

 

Н. Найдёнова

 

  1. Игра с прищепками

Гусь

 

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

 

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой  прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

В.В. Цвынтарный

 

  1. Игра со счётными палочками

Цапля

 

 

На одной ноге стоит,

Берут в руки счётную палочку.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.

В воду пристально глядит.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.

Тычет клювом наугад,

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.

Ищет в речке лягушат.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.

На носу сверкает капля -

Касаются счётной палочкой кончика носа.

Узнаёте? Это

Цапля!

 

Показывают счётную палочку.

Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.

Н.В. Нищева

 

  1. Игра с эспандерами

Зарядка

 

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда,

Не боялись бы труда!

Берут эспандер в руки.

Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог.

Сначала в правой, а затем в левой руке.

О.И. Крупенчук

 

  1. Игра с решётками

Считалка для мышки

 

 

1, 2, 3, 4 –

Сосчитаем дыры в сыре!

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр!

Если в нём одна дыра!

Значит, вкусным был вчера!

Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

«Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно.

В. Левин

 

  1. Игра с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Перебирают бусы в руках.

Счёт бус в прямом и в обратном порядке.

О.И. Крупенчук

 

  1. Игра с резиночками для волос

5 телят

 

 

 

 

 

 

Этот телёнок – пьёт молоко!

Берут в руки резиночку для волос.

 Надевают резиночку  на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Затем меняют руки.

 Надевают резиночку на большой палец.

Этот телёнок – ушёл далеко!

На указательный.

Этот телёнок – травку жуёт!

На средний.

Этот телёнок – копытцами бьёт!

На безымянный.

А этот телёнок –

Мычит: - Почему? – у – у ?

Все разошлись?

Скучно мне одному – у – у!

На мизинец.

И.С. Лопухина

 

  1. Игра с шестигранными карандашами

Карусели

 

 

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

 

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

 

А. Кулешова

 

Далее я предлагаю ещё несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками и использовать его для проведения подвижных игр в группе и на прогулке, различных игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.
Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.

Тренажёры «Бильбоке»
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.

Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, костяшки от счёт, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).
Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока (духов), наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания: различные упражнения.
Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры.

Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.

Снаряды для метания «Бомбочки».
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с песком, связанные крючком бомбочки и наполненные поролоном.

Задание: попади в цель; пронеси не урони.

Моталочки
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».

Тренажёр «Бегемотик»
Цель: Развитие у детей навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей. Воспитание правильной осанки, внимания.
Основные движения: ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча.
Использование: режимные моменты, закаливание после дневного сна, на физкультурных занятиях, индивидуальная работа с детьми.

Шапочки – маски: для НОД  с целью создания интереса к занятиям по физической культуре для развития воображения и вхождения в образ, предложенный педагогом

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей детей группы компенсирующей направленности.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартное оборудование на занятии по физической куль 

туре

  Одним из приоритетных направлений воспитания дошкольников по ФГОС  является физическое воспитание. Главная цель состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

     Поэтому наряду с традиционными физкультурными пособиями, моё внимание направлено на изготовление нетрадиционных.

Не традиционность предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное: при организации и проведению НОД должны реализовываться задачи оздоровления, образования и развития ребенка;

Обучение основным движениям осуществляется по трём этапам: обучение, закрепление, совершенствование.

Применение нетрадиционного оборудования позволяет решать следующие задачи:

•        повышать интерес детей к выполнению основных видов  движений и  участие в играх;

•        способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

•        чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

•        повысить моторную плотность физкультурных занятий;

•        пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил:

•        соответствие его гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, надежно закреплены.

•         оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

•        оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

        Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы и направлено на:

•        профилактику плоскостопия,

•        развитие, глазомера, меткости, ловкости,

•        развитие дыхания, развитие мелкой моторики,

•        развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,

•        укрепление мышц рук и плечевого пояса,

•        укрепление мышц спины и формирование правильной осанки и т.д.

Область применения нестандартного оборудования многообразна:

• физкультурные занятия,

• утренняя гимнастика,

пальчиковая гимнастика

• занятия на свежем воздухе,

• эстафеты,

• индивидуальные игры,

• гимнастика после сна,

• спортивные праздники и досуги,

• самостоятельная двигательная деятельность и т.д.

Работая в группе компенсирующей направленности нам знакомо, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

В работе с детьми предлагаются разнообразные и многочисленные задания и игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, таких как:

Массажные мячики

Платочки

Коврики

Бигуди крупные

Прищепки

Счётные палочки

Эспандеры

Бигуди длинные

Решётки

Зубные щётки

Бусы

Резиночки для волос

Щёточки

Шестигранные карандаши

 Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

Все игры в данном пособии с нетрадиционными предметами сопровождают стихи, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Использование игр с предметами в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заместителями, придумывать и фантазировать для них новое применение. Что касается уже готовых игр для  мелкой моторики рук с предметами, да! они есть в продаже, но в основном они дорогие и не доступные на большое количество детей. Все перечисленные выше нетрадиционные предметы окружают ребёнка в повседневной жизни. Они везде, они вокруг нас!

Играя с детьми в игры с нетрадиционными предметами, обращаю особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Основной целью игр для развития мелкой моторики рук с использованием  нестандартного оборудования является:

- Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие артикуляционной  моторики и мелкой моторики.

- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого  воображения.

- Развитие тактильной чувствительности рук детей.

- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

- Упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

- Совершенствование двигательной памяти.

- Развитие речемыслительной деятельности.

- Развитие мимической мускулатуры.

- Развитие просодической стороны речи:

  развитие чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

- Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

- Формирование дружеских взаимоотношений.

- Воспитание внимания к обращённой речи.

- Развитие чувства уверенности в себе.

- Формирование положительной мотивации на занятии.

- Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

- Формирование умения радоваться, достигая цели.

 - Формирование коммуникативных навыков.

 Добиться этого очень просто  - играйте вместе с детьми! Предлагаю Вам разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов

  1. Игра с массажными мячиками
  2. Ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Колется, колется.

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки,  поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

А я ёжику, ежу,

Ту дорожку покажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

О.И. Крупенчук

 

         

  1. Игра с платочками

Червячок

 

 

 

Когда дождик поливает:

 

Кап, кап, кап, кап…

Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.

Показывают ладошку правой руки.

Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».

Дождевой червяк гуляет.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!

Когда сухо вниз ползёт.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!

Землю в темноте жуёт!

 

Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Е.А. Янушко

 

 

  1. Игра с ковриками

Тропинка

 

 

 

 

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность.

Указательные и средние пальчики обеих рук  «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

Но устал и сел на пень

Ставят кулачок на кулачок,

«медведь на пеньке»

И ему подняться лень!

 

 

Кладут ладошки на неровную поверхность коврика,

«медведь спит»

О.И. Крупенчук

 

 

  1. Игра с крупными бигуди

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

 

Н. Найдёнова

 

  1. Игра с прищепками

Гусь

 

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

 

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой  прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

В.В. Цвынтарный

 

  1. Игра со счётными палочками

Цапля

 

 

На одной ноге стоит,

Берут в руки счётную палочку.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.

В воду пристально глядит.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.

Тычет клювом наугад,

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.

Ищет в речке лягушат.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.

На носу сверкает капля -

Касаются счётной палочкой кончика носа.

Узнаёте? Это

Цапля!

 

Показывают счётную палочку.

Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.

Н.В. Нищева

 

  1. Игра с эспандерами

Зарядка

 

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда,

Не боялись бы труда!

Берут эспандер в руки.

Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог.

Сначала в правой, а затем в левой руке.

О.И. Крупенчук

 

  1. Игра с решётками

Считалка для мышки

 

 

1, 2, 3, 4 –

Сосчитаем дыры в сыре!

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр!

Если в нём одна дыра!

Значит, вкусным был вчера!

Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

«Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно.

В. Левин

 

  1. Игра с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Перебирают бусы в руках.

Счёт бус в прямом и в обратном порядке.

О.И. Крупенчук

 

  1. Игра с резиночками для волос

5 телят

 

 

 

 

 

 

Этот телёнок – пьёт молоко!

Берут в руки резиночку для волос.

 Надевают резиночку  на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Затем меняют руки.

 Надевают резиночку на большой палец.

Этот телёнок – ушёл далеко!

На указательный.

Этот телёнок – травку жуёт!

На средний.

Этот телёнок – копытцами бьёт!

На безымянный.

А этот телёнок –

Мычит: - Почему? – у – у ?

Все разошлись?

Скучно мне одному – у – у!

На мизинец.

И.С. Лопухина

 

  1. Игра с шестигранными карандашами

Карусели

 

 

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

 

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

 

А. Кулешова

 

Далее я предлагаю ещё несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками и использовать его для проведения подвижных игр в группе и на прогулке, различных игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.
Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.

Тренажёры «Бильбоке»
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.

Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, костяшки от счёт, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).
Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока (духов), наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания:
 различные упражнения.
Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры.

Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.

Снаряды для метания «Бомбочки».
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с песком, связанные крючком бомбочки и наполненные поролоном.

Задание: попади в цель; пронеси не урони.

Моталочки
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».

Тренажёр «Бегемотик»
Цель: Развитие у детей навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей. Воспитание правильной осанки, внимания.
Основные движения: ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча.
Использование: режимные моменты, закаливание после дневного сна, на физкультурных занятиях, индивидуальная работа с детьми.

Шапочки – маски: для НОД  с целью создания интереса к занятиям по физической культуре для развития воображения и вхождения в образ, предложенный педагогом

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей детей группы компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "« Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре»

Использование нестандартного оборудования для детей в разных формах физкультурно - оздоровительной работы....

«Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре в группе раннего возраста »

«Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ» Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век осо...

Развивающая предметно пространственная среда с использованием нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре

Развивающая предметно пространственная среда с использованием нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре...

Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре в детском саду

Самообразование по теме:«Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми 1-2 года».месяцЭтапы выполнения работыТема занятияСентябрьАдаптация Октя...