«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми с ОВЗ по воспитанию привычки к здоровому образу жизни»
консультация (подготовительная группа)

Бусыгина Людмила Генриховна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_k_pedsovetu.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми с ОВЗ по воспитанию привычки к здоровому образу жизни»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения: зависимость здорового образа жизни  от полезных и вредных привычек, правильного питания, занятий спорта.

Одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является здоровьесбережение детей. В успешной реализации здоровьесберегающих технологий я считаю необходимым интегрировать ее с познавательно - исследовательской деятельностью, решая таким образом следующие  задачи:

1. Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника, показать многогранную его природу на основе естественно- научных знаний.  Сформировать у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

2. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Формировать представления о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путём наблюдения реальных объектов, явлений и событий. Путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи.  Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

3. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья  детей.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности, я начинаю с изучения частей тела человека. Провожу  простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме   учу детей различать и называть части тела, уточняю,  для чего нужны те или иные органы.  Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.

Для изучения частей тела человека провожу игру «Части тела человека»

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами.

Д/и«Наши помощники» Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхностей), с охраной органов чувств.

Дети в ходе игры знакомятся с понятиями обоняние, осязание, зрение, слух, вкус. В ходе игры они подбирают соответсвующие картинки:

Какой орган нам нужен, чтобы слышать музыку? Смотреть телевизор? Чувствовать запах духов? И т.д.

 -«Нос» Цель: Познакомить с функцией носа, его строением.

-«Умный нос» Цель: Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа».

-«Язычок – помощник» Цель: Познакомить со строением и значением языка, поупражнять в определении вкуса продуктов.

-«Вкусовые зоны языка» Цель: Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

В группе у нас запланирован групповой проект «Я и мое тело?»

В реализации которого дети знакомятся с частями тела человека, внутренними органами человека и их функцией.

-«Нарисуем свой портрет» Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

-«Собери картинку» Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем,

Д/и «Эмоции ,настроение, чувства», «Собери настроение» В процессе игры дети понимают, что лицо может отражать чувства человека ( его настроение).

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно спать днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
В процессе изучения своего тела, дети знакомятся с серией картин, где изображены дети, которые грызут зубами твердые предметы, находятся на улице зимой раздетыми, сосут сосульки.

Проводятся беседы о правильной осанке.

Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме я обогащаю представления  детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».  

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно-двигательным аппаратом человека  дети выясняют, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета.

 Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы.

При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводят  опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают  пальцевые рисунки, проверяют  кожную чувствительность. В процессе работы ребята понимают важность гигиенических процедур для своего здоровья .

На занятии  «Для чего нужен язык?», путём исследовательской деятельности мы с детьми  выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти действия проделать без  его помощи, и пришли к выводу о важности языка  для организма человека,  а также закрепили  правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности воспитателя, детей и родителей можно успешно  решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.

Литература 

1.Парциальная программа Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска»,  пособия О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом», «Творим, измеряем, преобразуем» и др. https://docplayer.com/78841857-Rebenok-v-mire-poiska.html

Стр.17

2.Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников

Доклад на педсовет "Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников" (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

родительское собрание «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни».

         Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физическ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста как основы воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Данный материал представляет собой краткое обобщение опыта работы по данной теме. Раскрыты методы работы с воспитанниками как средства реализации поставленных задач, представлены формы взаимодействия ...

Проект с детьми средней группы по формированию привычки к здоровому образу жизни "Наше здоровье в наших руках!"

Здоровый образ жизни - это деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.Актуальность проекта:- ухудшение состояния здоровья детей;- сохранение и укрепление здоровья детей - одна...

Программа саморазвития "Воспитание привычки к здоровому образу жизни посредством валеологии"

Программа расчитана на один учебный год для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дополнением к данной программе опубликовано перспективное планирование по валеологии....

Консультация для воспитателей на тему: «Сохранение укрепление здоровья детей и воспитание привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью....