Поход по территории детского сада «В поисках невидимого певца»
статья (старшая, подготовительная группа)

Раковская Анна Владимировна

Образовательные задачи:

-закреплять и расширять  представления детей об особенности жизни птиц Северо-Западного региона;

- продолжать учить детей различать птиц по их особенностям, повадкам, внешнему виду.

Развивающие задачи:

-расширять и углублять представления детей о птицах Северо-Западного региона;

- развивать память, мышление, фантазию, любознательность;

- развивать способность доказывать, исходя из особенностей питания птицы, является ли она     

  перелетной или зимующей;

- развивать полученные навыки самоорганизации во время спортивных эстафет;

- способствовать оздоровлению организма детей;

- развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость;

- способствовать освоению простейших туристических умений и навыков.

Воспитательные задачи:

- способствовать проявлению детьми экологической культуры;

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать товарищей по команде;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного   

  решения различных задач;

- воспитывать волевые качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поход по территории детского сада «В поисках невидимого певца»

Образовательные задачи:

-закреплять и расширять  представления детей об особенности жизни птиц Северо-Западного региона;

- продолжать учить детей различать птиц по их особенностям, повадкам, внешнему виду.

Развивающие задачи:

-расширять и углублять представления детей о птицах Северо-Западного региона;

- развивать память, мышление, фантазию, любознательность;

- развивать способность доказывать, исходя из особенностей питания птицы, является ли она    

  перелетной или зимующей;

- развивать полученные навыки самоорганизации во время спортивных эстафет;

- способствовать оздоровлению организма детей;

- развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость;

- способствовать освоению простейших туристических умений и навыков.

Воспитательные задачи:

- способствовать проявлению детьми экологической культуры;

- воспитывать умение работать в команде, поддерживать товарищей по команде;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного    

  решения различных задач;

- воспитывать волевые качества.

Оборудование:

  • жетоны с изображением птиц, пластиковые конверты, бейджики на каждого ребенка (для обозначения команд);
  •  аудиозапись пения иволги, дробь дятла, пение зеленушки;
  •  изображение иволги, желны, большого пестрого дятла, малого пестрого дятла, зеленого и седого дятлов, изображение зеленушки, самца и самочки, изображение сороки и гнезда сороки, изображение ястребиной совы;
  • 12 обручей, ориентиры, два флажка, карточки с типами костров, палочки-бревна

Предварительная работа:

  • Знакомство с миром птиц Северо-Западного региона;
  •  игровые образовательные ситуации, которые включают в себя знакомство детей с правилами безопасности и правилами поведения во время походов на природу, знакомство с типами костров и выкладывание костров на скорость из брусочков.

Давайте представим, что мы с вами попали в лес и нас встречают самые большие обитатели  леса ……нет, не медведи, а деревья! Но, перед походом в лес нам надо разделиться на две команды. Дети, чьи имена начинаются на гласные звуки, объединяются в одну команду, дети, чьи имена начинаются на согласные звуки, объединяются в другую команду. В лесу нас ждут разные задания и испытания. За каждый правильный ответ или самое быстрое выполнение задания команду будет ждать жетон. Чья команда наберет больше жетонов, та и выиграет.

Теперь нам надо придумать названия своей команде. Постарайтесь, чтобы название было связано с лесом и его обитателями (дети придумывают названия, названия пишутся на пластиковых конвертах, куда будут складываться жетоны).

Разминка:

На какие две большие группы делятся деревья в лесу? Лиственные и хвойные. Что у хвойных деревьев вместо листьев?  Хвойные деревья мы с вами знаем, это….. (ель, сосна, лиственница, пихта, туя, кедр). А теперь задание для команд, кто больше назовет лиственных деревьев? Команды по очереди называют лиственные деревья, кто назовет больше, та команда и получает жетон.

1. Мы с вами не случайно стоим перед высоким лиственным деревом, и это дерево называется? Конечно береза! Там в вышине раздается пение самой скрытной и самой красивой птицы в лесу.

Запись песни иволги.

 Эта птица живет в лиственном лесу, на открытые пространства не вылетает, утром добывает гусениц, жуков, пауков в кроне деревьев, а потом весь день скачет по веткам,  распевает песни. Мало кто знает, что эти птицы приносят большую пользу человеку и лесу. Они едят волосатых гусениц, которые очень опасны для деревьев. Другие пернатые таких насекомых облетают стороной, ведь те обладают ядовитыми волосками, покрывающими большую часть их тела. Эти пернатые не любят сидеть на месте, поэтому их крылья довольно сильные. Полет этой птицы волнообразный и очень быстрый. Эта птичка может развивать скорость до семидесяти километров в час. Несмотря на такие отличные летные данные, их редко можно встретить на открытых воздушных пространствах. Они предпочитают летать в гуще леса, между деревьями.  Эта птица может передразнивать и других животных. Если она прилетит в плодовый сад собирать гусениц, то может передразнить кошку и замяукать. Эти певчие птички с голосом похожим на игру флейты. Однако не всегда песня этих пернатых приятная на слух. Иногда они издают очень некрасивые звуки или даже «мяукают». «Мяуканье» является неким сигналом при опасности для своих сородичей. Так как эта птица очень скрытная и вьет свое гнездо высоко в кроне деревьев, то врагов у нее почти и нет. Наиболее опасными естественными врагами для них являются ястребы-перепелятникисоколыорлы, коршуны. Именно пернатые хищники знают подход и могут быстро поймать птицу и полакомиться ею на обед. Гнездо птицы напоминают небольшую висячую корзинку. Гнезда птички плетут из сухих стеблей травы, полосок луба, береста. Внутри жилища утепляются пухом, паутиной, листьями. Устраивают гнездо высоко на дереве.  Отдают предпочтение тополиным, березовым, ивовым рощам. На территориях с высокой температурой такие птички живут вдоль речных долин, выбирая места с густыми зарослями. Огромные  сообщества таких пернатых встречаются на безлюдных островах.

Детям показывают картинку иволги и предлагают вспомнить, как называется эта птица. Участник, какой команды отгадывает название – той команде жетон. Дополнительный вопрос: перелетная это птица или зимующая? Подумайте, чем питается иволга, и ответьте на вопрос. Почему вы так решили? Если дети затрудняются, то можно вспомнить, чем питается иволга.

Эстафета «Кто быстрее по кочкам?»

Оборудование: обручи, ориентиры

Играющие выстраиваются в две колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 10 м кладут плоские обручи (6 штук) – это кочки. По команде первые игроки начинают прыгать из обруча в обруч. Достигнув ориентира, ребенок оббегает его, бегом возвращается назад и передает эстафету. Прыжки начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. За победу команда получает три жетона.

2. Остановка около засыхающих деревьев.

Включаем дробь дятла и предлагаем отгадать, кто из птиц издает такой звук. Если кто то отгадает дробь дятла, то жетон уходит в команду отгадавших.
Правильно, это дробь дятла в лесу. Почему мы остановились именно перед деревьями, которые засыхают? Дятла в лесу можно встретить чаще на дереве, которое подверглось нападению жуков – короедов. Отличительной особенностью таких пернатых является длинный, порой колючий, язык. В длину у взрослых особей он может достигать десяти сантиметров. При помощи такого языка гораздо легче доставать жуков, насекомых из коры деревьев. А сколько вы знаете видов дятлов? Как не знаете? Давайте считать! Ведущий показывает желну, большого пестрого дятла, малого пестрого дятла, зеленого и седого дятлов. Дети считают.

Вопрос для команд, чем еще кроме насекомых питается дятел (семенами из шишек сосны и ели, ягодами)

Кто может назвать врагов дятла? Ответившим – жетон (горностай, куница, птенцов может утащить белка)
Перелетная или зимующая птица дятел? Почему вы так решили?

Игра «Запомни, кто в какой одежде»
Когда идешь в поход или на прогулку в лес нужно помнить, кто во что одет.
Выбирается водящий. Предварительно внимательно посмотрев, как одеты сверстники, ведущий  становятся спиной к группе ребят. Задача водящего вспомнить какого цвета куртка, шапка, брюки надеты на того ребенка, которого назовет взрослый.

3. Мы с вами подошли к группе хвойных деревьев. Одно из деревьев называется туя. Есть птица, которая очень любит полакомиться семенами туй и  ягодами можжевельника. Эту птицу можно встретить и в лесу и в парке. Птичка небольшая с зеленоватой грудкой и желтыми перышками на крылышках. Послушайте, как она щебечет. Включается запись пения птицы.
Этих птиц можно считать всеядными, так как в рационе присутствует растительная, животная пища. Летом птицы предпочитают насекомых, их личинки. Они поедают мелких жуков, мух, муравьев, гусениц. Во второй половине лета, осенью преобладает растительная пища. Птицы кормятся дарами полей — просом, пшеницей, подсолнечником. Кормом становятся семена различных растений, сорняков, всевозможных трав, почки деревьев, плоды рябины. В природе у небольших, не слишком шустрых птиц, много естественных врагов среди пернатых и наземных хищников. Для хищных лесных птиц, городских ворон, уличных кошек, хорьков, куниц. Птицы являются весьма легкой добычей. Питаются птахами даже змеи, которые ловят пернатых на земле во время кормежки.

Показываем изображение зеленушки и просим предположить, как может называться эта птица с зеленоватым оперением. Если кто-нибудь догадается или хоть как-то связал название с цветом оперения, тому  три жетона.

Эстафета «Передай флажок капитану»

Оборудование: для каждой команды - по 1 красному флажку.

Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают ориентиры и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования).

Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. За победу команда получает три жетона.

4. Останавливаемся под гнездом вороны.

А сейчас очень простой вопрос. Какую птицу называют белобокой?
Конечно сороку! Показываем изображение сороки.

Окрас сороки неповторим, и поэтому многими она хорошо узнаваема. Все оперение составляет черно-белая цветовая гамма. Голова птицы, ее шея, спина и грудь и хвост черного цвета с металлическим, иногда синеватого голубоватого оттенка, отливом и блеском, особенно проявляющимся на солнечных лучах. При этом живот, бока и плечи сороки белые. Типичные места обитания сорок — это открытые пространства, удобные для поиска пищи. Но при этом они должны находиться вблизи деревьев или кустарников, чтобы можно было свить крупное гнездо. В больших лесах встречаются очень редко. Сороку можно считать типичным жителем сельских районов. Фактически сорока — это всеядная птица. Она может есть зерна и семена на полях, охотно едят червей, гусениц и личинок, наловчившись выкапывать их из земли. В сельскохозяйственных районах сорок не любят за то, что они портят урожай, например, расклевывают огурцы, яблоки. Помимо насекомых в их рацион входят: мелкие грызуны; лягушки; улитки; небольшие ящерицы; птенцы других птиц; яйца из чужих гнезд. Сороки живут небольшими стаями по 5-7 птиц, реже поодиночке. Групповое проживание очень выгодно им с точки зрения безопасности. О приближении врагов или любых подозрительных живых существ сорока предупреждает стрекотанием, которое научились понимать другие птицы и даже животные, например, медведи. Именно поэтому при появлении охотников звери часто убегают, лишь заслышав сороку. Особенность сорок состоит в том, что они парные, причем образуют пары на всю жизнь. Посмотрите наверх, что мы увидим на верху дерева? Гнездо. Но это гнездо вороны. В строительстве сорочьего гнезда всегда участвует две птицы. Гнездо укладывается шарообразной формы с входом в боковой части и примыкающим к нему лотком из глины. Глина и жесткие ветки наряду с листвой идут на строительство стен и крыши, причем для крыши специально используются сучья. Внутренности гнезда укладываются соломой, сухой травой, корешками и клочками шерсти. За сезон размножения одной парой может быть построено несколько гнезд, но вы итоге они выбирают какое-то одно. Брошенные же гнезда потом заселяют другие птицы, например, совы, пустельги, а иногда и зверьки, например, белки или куницы.

Сороки перелетные или зимующие птицы? (жетон, правильно давшему ответ, в командную копилку). В голодное время они не брезгают падалью и отбросами на городских помойках. Охотно поедают содержимое кормушек, в том числе оставленные там хлеб, орехи, зерна или другую растительную пищу. Могут с легкостью воровать кости у собак. Но обычно при прочих равных сороки все же стараются питаться животной пищей.

Игра «Сколько шагов до дерева?»

Ход игры: несколько игроков из одной команды и из другой  стоят на линии. Каждый предполагает, сколько шагов до обозначенного дерева и говорит вслух число. По сигналу дети по очереди шагают к дереву, при этом игроки другой команды считают шаги, и проверяют, правильным ли было предположение. Выигрывает та команда, участник которой сделал правильное предположение. Игроки меняются, и  меняется дерево-ориентир.

5.  А сейчас мы познакомимся с очень редкой у нас в Ленинградской области хищной птицей. Недавно она прилетела в один из парков города.

 Но, в начале, кто сможет назвать мне хищных птиц? За каждый правильный ответ дается жетон.

Показываем изображение ястребиной совы. Среднего размера сова с длинным закругленным хвостом и заостренными крыльями. В полете напоминает самку ястреба-перепелятника. Верх тела темно-коричневый со светлыми пятнами. Белый лицевой диск окаймлен черными перьями. Нижняя сторона тела, крылья и хвост с черными поперечными полосами. Глаза и клюв желтые. Ястребиная сова живет преимущественно в смешанных и хвойных лесах. Ее часто можно встретить на вырубках, гарях, участках засохшего леса, окраинах верховых болот. Охотится в основном в дневное время, часто при ярком солнечном свете на мелких грызунов, мышей. Гнездится в дуплах или в обломанной верхней части дерева. Может занимать старые гнезда ворон или хищных птиц. Птенцов выкармливает преимущественно полевками.

Эстафета «Сложи костер»

Оборудование: карточки с типами костров, палочки-бревна

Команды на линии старта, на противоположном конце поляны, палочки-бревна. Инструктор показывает, какой костер будут собирать команды. По команде ребенок бежит, берет палочку и  кладет ее в соответствии с типом костра, возвращается назад, передает эстафету. Побеждает команда, закончившая первой. Учитывается и правильность выкладки поленьев. Рассказ инструктора о правилах безопасности обращения с огнем.

После эстафеты проводится подсчет жетонов каждой командой и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки-походы за территорию детского сада.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные ...

спортивное мероприятие "туристический поход" по территории детского сада.

Организация похода  должна начинатся с предварительной работы. Правильная подготовка детей к  походу, по территоии детского сада и за её пределы 50 % успеха. Безопасность детей во время след...

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Туристический поход по территории детского сада «В поисках карты» Средняя группа

Туристический поход по территории детского сада «В поисках карты» Задачи:1. Развивать у детей выносливость и подготовку к длительным динамическим нагрузкам.2. Способствовать формировани...

Прогулки – походы за территорию детского сада

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада

Консультация для воспитателей с рекоменациями по организации прогулок-походов за территорию детского сада...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...