Консультация для воспитателей «Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Стрельцова Алина Петровна

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.

Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.

Так что же такое закаливание? Ответ вы найдете в данной консультации. Будьте здоровы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_2022.docx98.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14 «Ромашка»

города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Консультация для воспитателей

«Закаливание в условиях летней

прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении»

Подготовила: инструктор ФК,

     Стрельцова А.П.

ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.

Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.

Так что же такое закаливание?

Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость организма ребенка.

Принципы закаливания:

  1. Систематичнось использования закаливающих процедур.
  2. Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия.
  3. Последовательность в проведении закаливающих процедур.
  4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья.
  5. Комплексность воздействия природных факторов.
  6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам.

ПРАВИЛА И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях:

  • Закаливание должно проводиться регулярно.
  • Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении.
  • Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка.

Существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно:

  • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
  • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
  • карантин в детском саду;
  • повышенная температура у ребенка вечером;
  • страх у ребенка перед закаливанием.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин.), во время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.

Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе 2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.

Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к применению всех видов и методов закаливания следует подходить дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы закаливания и тому подобное.

Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.

Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей. Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям.

Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные возможности отдельных органов и систем.

Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей являются прогулки, которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей на свежем воздухе.

Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу, особенностей состояния их здоровья.

В условиях жары при температуре + 30 °С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.

На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют обезвоживанию организма.

Закаливание воздухом:

  • воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в теплую погоду при открытых окнах);
  • воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые организовывают каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую погоду. При закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону и погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый тепловой комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности, чтобы дети не перегревались).

Закаливание водой:

  • обтирание (начинать закаливание водой можно с влажного обтирания (1-2 минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса, потом ноги;

  • обливание (закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку. После прогулки также можно обливать ноги детей нагретой на солнце водой);
  • купание (в резиновых бассейнах, установленных на площадках).

Закаливание солнцем:

  • Детям рекомендуется кратковременное пребывание на солнечном участке. Крайне осторожно солнечные ванны назначаются детям от 1 до 3 лет.
  • Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже +18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).
  • Загорать часто, но непродолжительно. Лучшее время для загорания на юге – 8-11 и 17-19 часов.
  • Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату.
  • Не рекомендуется загорать непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха от +30 С.

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Прием детей на улице (все группы, кроме группы раннего возраста в период адаптации)
  • Утренняя гимнастика на воздухе (июнь – август) - от 3 – 7 лет
  • Физкультурные занятия на воздухе - в течение года (10 – 30 мин., в зависимости от возраста) – от 3 до 7 лет
  • Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок), вне зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) - все группы. Не перегревать детей в жару, надевать панамки, использовать одежду из натуральных тканей, продолжительность до 30 минут.
  • Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин., в зависимости от возраста), а также в течение дня        – все группы.
  • Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, (в течение года) – все группы
  • Выполнение режима проветривания помещения (по графику), ежедневно, в течение года (t воздуха + 20) – все группы.
  • Дневной сон с открытой фрамугой (t воздуха +15 +16), ежедневно (июнь – сентябрь).
  • Сон без маек (от 3 – 7 лет).
  • Дыхательная гимнастика - во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна, ежедневно, в течение года.
  • Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно, в течение года.
  • Хождение босиком по травяному покрытию – на прогулке (июнь – август)
  • Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки, после сна (t воды + 28 +20) , ежедневно  все группы).
  • Полоскание рта – после каждого приема пищи (50 – 70 мл. воды t воды + 20) , ежедневно - 3 раза в день (от 3 – 7 лет).
  • Гигиеническое мытьё ног на воздухе после прогулки (июнь – август) (от 3

7 лет).

  • Музыкотерапия: для успокоения нервной системы, как сопровождение режимных моментов, в творческой деятельности.
  • Оздоровительный бег: ежедневно во время утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста, 3 – 4 мин.

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ БОСИКОМ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ» ЛЕТОМ

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, камни, травяной покров.

ПАМЯТКА ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ ВОЗДУХОМ ЛЕТОМ

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 –+15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С.  В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

Летняя прогулка по территории детского сада.

Развивать умение узнавать и называть растения родного края, речь, мышление, наблюдательность. воспитывать бережное отношение к природе, закрепить знания о признаках лета....

консультация для воспитателей "Закаливание в условиях ДОУ"

Консультация для воспитателей " Закаливание в условиях Доу"...

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...