ПРОЕКТ Оздоровительная работа в ДОУ
проект

Кудряшова Татьяна Александровна

 

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Солнышко»

 ПРОЕКТ

Оздоровительная работа в ДОУ

Составила: Воспитатель I квалификационной категории

Кудряшова Т.А.

                                                                                               

                                                                                                                                 

2019 год

Участники проекта:  Педагогический коллектив, дети и родители МАДОУ детский сад  «Солнышко»

Времени реализации: 2 года (2019 - 2021 учебный год)

1. Актуальность проекта

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний  и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проведенный опрос родителей показал, что:

- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;

- 86% - всесторонне-развитыми, обладающими коммуникативными качествами.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Поэтому поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

1. Посредством конкретной практической деятельности педагогов создать условия для развития у детей системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к основному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой.

2. Определить модель двигательного режима в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методике проведения занятий по физической культуре. Также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельностью детей.

3. Организовать профилактическую, оздоровительную работу, обеспечить рациональное питание.

4. Воспитание устойчивого интереса к спорту, физической культуре, расширение творческого потенциала родителей  в процессе работы с педагогами ДОУ.

Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

Таким образом, актуальной задачей для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями образования, с  выбором здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления, с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития. Осмыслив все эти проблемы, мы пришли к выводу, что развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной в той мере, в какой она будет опираться на  научно-практические идеи.

Поэтому методологической основой нашей работы послужили теоретические труды:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века»;

3. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»;

5. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка»;

6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. «Помоги себе сам: система работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к своему здоровью»;

7. Доскин В.А., Голубева Л.Г. «Растем здоровыми»;

8. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка»;

9. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья»;

10. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».

2. Здоровьесберегающие педагогические технологии используемые в ДОУ

Успешное решение поставленных  задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наш Детский сад  осваивает этот комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности методики проведения

Ответственные.

Технологии сохранения и стимулирования  здоровья

Бодрящая гимнастика

После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие  группы - ежедневно

Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

Воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей, начиная со 2-й младшей группы - ежедневно

Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Воспитатели.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности -  ежедневно.

Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей, используются  элементы спортивных игр.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой - ежедневно

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Воспитатели

Дорожки здоровья

(профилактика плоскостопия)

Начиная с младшего возраста на физкультурном занятии, в совместной деятельности - ежедневно

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

Воспитатели

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного  материала, показ педагога.

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с раннего младшего возраста

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

Воспитатели

Игровой массаж  

Ежедневно в режимных моментах и на занятиях, начиная со средней группы

По методике А. Уманской

Воспитатель

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия

Три раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели

Спортивные игры

В физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. подгруппа

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели

Занятия по здоровому образу жизни.

Один раз в неделю в режимных процессах,  как часть и целое занятие по познанию, начиная с группы раннего возраста(2-3 года)

В соответствии с планами работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Воспитатель

Точечный массаж

В  различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Проводится по специальной методике (по Уманской), показан  детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

 Медсестра

Воспитатель

Физкультурные досуги и праздники

Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие

Воспитатели,

музыкальный руководитель

Коррекционные технологии

Арт-терапия

Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста

Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

Воспитатель

Технология музыкального  воздействия

Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст.

Используем спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

Вибрационные упражнения  М. Лазарева,

Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова.

Музыкальный руководитель, воспитатель

Психогимнастика

Один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном  залах, начиная с младшей  группы.

Проводится по методике Чистяковой.

Воспитатели

Артикуляционная гимнастика

Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Цель – фонематическая грамотная речь без движений.

Воспитатели

Использование нетрадиционного оздоровления распределили по возрастным категориям детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольного возраста

Мероприятия

Возрастные категории детей

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Элементы самомассажа (по А.А. Уманской, Фриц Аугли, антисрессовый массаж)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

Пальчиковая гимнастика

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

Дыхательская  гимнастика

В соответствии с возрастом

Начальный комплекс

Начальный комплекс

Полный комплекс

Психогимнастика по методике М. Чистяковой

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

«Дорожки здоровья»

(профилактика плоскостопия)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима, для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В ДОУ разработан двигательный режим для всех возрастных групп.

3. Организация двигательного режима

Двигательный режим в ДОУ по всем возрастным группам

 Группа раннего возраста /от 1 года до 2 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебная работа (занятия)

2 раза в неделю по подгруппам (от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев по 2 – 4

ребенка; до 2-х лет по 5 – 7 детей). Длительность 10 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

а) Утренняя гимнастика. Длительность 5 минут;

б) П/игры и физические упражнения на прогулке. Длительность 10 минут.

Группа раннего возраста /от 2 лет до 3 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебная работа (занятия)

2 раза в неделю по подгруппам, в конце года всей группой. Длительность 10 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

а) Утренняя гимнастика: ежедневно 5 – 6 минут;

б) П/игры и физические упражнения: ежедневно 2 раза (на утренней и вечерней прогулке). Длительность 10 – 15 минут в течение прогулки;

в) Оздоровительная гимнастика. Ежедневно после сна. Длительность 4 – 5 минут;

  1. Спортивное развлечение

    1 раз в месяц. Длительность 10 минут.

Младшей группы/с 3 лет до 4 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебные занятия по – физо –

3 раза в неделю. Длительность 15 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

а) Утренняя гимнастика. Ежедневно. Длительность 5 – 6 минут;

б) П/и и физ. упражнения на прогулке. Ежедневно. Длительность 15 – 20 минут в течение прогулки;

в) Оздоровительная гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры. Ежедневно. Длительность 5 -10 минут;

г) Корригирующая гимнастика по назначению врача. Ежедневно после сна 3 – 4 минут;

д) Дыхательная гимнастика. Ежедневно на гимнастике, физ. занятии, и/работе. Длительность 1 – 3 минут;

е) И/работа с детьми по развитию движений. Ежедневно. Длительность 10 минут;

  1. Активный отдых

а) Целевая прогулка по территории д/сада – 1 раз в неделю;

б) Спортивное развлечение – 1 раз в месяц. Длительность 20 минут;

в) День здоровья – 1 раз в квартал.

Средней группы /с 4 лет до 5 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебные занятия по – физо –

2 раза в неделю. Длительность 20 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

а) Утренняя гимнастика. Ежедневно. Длительность 6 – 8 минут;

б) П/и и физ. упражнения на прогулке. Ежедневно. Длительность 20 минут в течение прогулки;

в) Оздоровительная гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры. Ежедневно. Длительность 5 – 10 минут;

г) Корригирующая гимнастика по назначению врача. Ежедневно после сна 4 – 5 минут;

д) Дыхательная гимнастика. Ежедневно на гимнастике, физ. занятии, и/работе. Длительность 1 – 3 минут;

е) И/работа с детьми по развитию движений. Ежедневно. Длительность 15 минут;

  1. Активный отдых

а) Целевая прогулка по территории д/сада – 1 раз в неделю;

б) Целевая прогулка за территорию д/сада – 1 раз в месяц;

в) Спортивное развлечение – 1 раз в месяц. Длительность 20 минут;

г) Спортивный праздник – 2 раза в год. Длительность до 45 минут;

д) День здоровья – 1 раз в квартал.

Старшей группы /с 5 лет до 6 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебные занятия по – физо –

2 раза в неделю. Длительность 25 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

а) Утренняя гимнастика. Ежедневно. Длительность 8 – 10 минут;

б) П/и и физ. упражнения на прогулке. Ежедневно. Длительность 20 – 25 минут в течение прогулки;

в) Оздоровительная гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры. Ежедневно. Длительность 10 минут;

г) Корригирующая гимнастика по назначению врача. Ежедневно после сна 5 – 8 минут;

д) Дыхательная гимнастика. Ежедневно на гимнастике, физ. занятии, и/работе. Длительность 1 – 3 минут;

е) И/работа с детьми по развитию движений. Ежедневно. Длительность 15 – 20 минут;

ж) Физкультминутки на занятиях. Ежедневно. Длительность 2 – 3 минуты.

  1. Активный отдых

а) Целевая прогулка по территории д/сада – 1 раз в неделю;

б) Целевая прогулка за территорию д/сада – 1 раз в месяц;

в) Спортивное развлечение – 1 раз в месяц. Длительность 30 – 45 минут;

г) Спортивный праздник – 2 раза в год. Длительность до 1 часа;

д) День здоровья – 1 раз в квартал;

е) Походы, прогулки. Периодически в утреннее время после занятий. Длительность до 1 часа (для прогулок).

Подготовительной группы /с 6 лет до 7 лет/

  1. Самостоятельная двигательная активность

ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребности детей.

  1. Учебные занятия по – физо –

3 раза в неделю. Длительность 30 минут.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

а) Утренняя гимнастика. Ежедневно. Длительность 10 – 12 минут;

б) П/и и физ. упражнения на прогулке. Ежедневно. Длительность 20 – 25 минут в течение прогулки;

в) Оздоровительная гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры. Ежедневно. Длительность 10 – 15 минут;

г) Корригирующая гимнастика по назначению врача. Ежедневно после сна 10 минут;

д) Дыхательная гимнастика. Ежедневно на гимнастике, физ. занятии, и/работе. Длительность 1 – 3 минут;

е) И/работа с детьми по развитию движений. Ежедневно. Длительность 15 – 20 минут;

ж) Физкультминутки на занятиях. Ежедневно. Длительность 2 – 3 минуты.

  1. Активный отдых

а) Целевая прогулка по территории д/сада – 1 раз в неделю;

б) Целевая прогулка за территорию д/сада – 1 раз в месяц;

в) Спортивное развлечение – 1 раз в месяц. Длительность 40 минут;

г) Спортивный праздник – 2 раза в год. Длительность до 1 часа;

д) День здоровья – 1 раз в квартал;

е) Походы, прогулки. Периодически в утреннее время после занятий. Длительность до 2 часа (с отдыхом).

4. Система закаливания

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В нашем детском саду факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Методы закаливания,  используемые  в  детском саду являются совершенно безвредными для всех детей. Противопоказанием к закаливанию служат острые инфекционные заболевания, негативное отношение ребенка, ряд серьезных заболеваний (приложение № 7,8).

5. Оздоровительно-профилактические мероприятия

Дата

Наименование мероприятий

Дозировка

Контингент детей

В течение года

1.Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

2.Ароматерапия (чеснок, лук) помещений в сочетании с проветриванием

3.Сокотерапия

4. Витаминизация блюд

5. Самомассаж

После каждого приема пищи

Ежедневно

По плану

Сад

Все группы

Со средней группы

 6.Работа с педкадрами

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1

Консультации : «Методические рекомендации по организации и проведению физкультурных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий»;

 «Этапы работы по организации здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ»

Индивидуальные консультации педагогов по вопросу.

2019-2020 уч.год

2019-2020 уч.год

2019-2021 уч.год

Старший воспитатель

Воспитатель старшей группы

Старший воспитатель

2.

Круглый стол: «Взаимодействие и просветительская работа с родителями по здоровьесберегающим технологиям»

2020-2021 уч.год

Воспитатель подготовительной гуппы

3.

Семинар-практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога»;

«Роль здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка»

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

Воспитатель старшей группы

Воспитатель средней группы

Музыкальный руководитель

4.

Педсовет: «Состояние работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему физкультурных занятий»;

«Состояние работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в НОД»

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

Старший воспитатель

5.

Презентация: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего возраста»

2020-2021 уч.год

Воспитатель средней группы

6.

Открытые просмотры

2019-2021 уч.год

Воспитатели групп

7. Приложения

                                                                                                                                                                                    Приложение № 1

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 минут писать, рисовать или смотреть телевизор.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища  Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям , страдающим заболеванием органов дыхания помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков.. В конце занятий можно проводить  релаксационное дыхание под музыку . Структуру релаксационного дыхания составляют длина, частота и соотношения между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации.

Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин. Заниматься можно стоя, сидя, лежа на спине.

Приложение № 2

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

                 

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

I. Организационный момент.

«Найди и покажи носик».

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

II. Основная часть.

И г р о в ы е  у п р а ж н е н и я  с  н о с и к о м.

«Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет».

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

«Носик балуется».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поет песенку».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

«Погреем носик».

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

III. Заключительный этап.

«Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете ____________ покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

I. Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

II. Основная часть.

1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

III. Заключительный этап.

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну, быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом ручки разогрею,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

МАССАЖ «ВОЛШЕБНЫХ» ТОЧЕК УШЕЙ

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

I. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

II. Основная часть. Упражнения с ушками.

«Найдем и покажем ушки».

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

«Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки».

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

«Покрутим козелком».

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд.

«Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

III. Заключительный этап.

Дети расслабляются и слушают тишину.

П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ (ПО А. А. УМАНСКОЙ)

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.

Зона 1. Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшаются кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.

Зона 2. Связана с вилочковой железой (тимусом), слизистой оболочкой трахеи, глотки. При массаже ее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Зона 3. Связана с щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При воздействии на нее нормализуется химический состав крови, голос становится чистым и звонким.

Зоны 4 и 5. Зоны шеи связаны с важнейшими ганглиями – регуляторами деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки гортани, которая под влиянием пыли и вирусов наиболее часто воспаляется. Массаж зон шеи ведет к нормализации вегетососудистого тонуса, исчезают головокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются явления фарингита. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

Зона 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воздействии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине, в ухе – при отите, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата.

Зона 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми пазухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, исчезновению болей в лобных отделах головы и глазных яблоках.

Зона 8. Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желез.

Зона 9. Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. За зонами рук необходимо особенно тщательно следить, устранять своевременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие организма будет всегда в ваших руках.

ГИМНАСТИКА « МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто «работает» – он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Приложение № 3

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(проводятся во всех группах)

1. Потягивание.

И. П. – из позиции «лежа на спине».

1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.

2) Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».

3) Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

2. Массаж живота.

И. П. – лежа на спине.

1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника.

2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

3. Массаж грудной области.

И. П. – сидя по-турецки.

1) Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).

2) «Заводим машину».

Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5–6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5–6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал – «машина завелась»).

4. Массаж шеи.

И. П. – сидя по-турецки.

1) Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

2) Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3) Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

5. Массаж ушных раковин.

И. П. – сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.

1) Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2) Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5–6 раз в каждую сторону).

3) Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).

4) Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7–8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин –проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1–1,5 см.

6. Массаж головы.

1) Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

2) Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3) Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.

1) Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

2) Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5–6 раз.

3) С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.

4) Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5) Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.

8. Массаж шейных позвонков.

Игра «Буратино».

Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

1) Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.

2) Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3) Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

9. Массаж рук.

1) «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2) Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3) Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

4) Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Игра «Солнечные зайчики».

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

Игра «Птичка».

1) Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, – руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.

2) «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении – в зависимости от фантазии ребенка.

Приложение № 4

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-го ГОДА ЖИЗНИ

Ладушки.

Цель: развитие мелких движений кисти, чувства ритма.

Ход: ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, за спиной, над головой) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине.

Игра с пальчиками.

Цель: развитие подвижности пальцев рук.

Ход: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок повторяет.

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел.

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Один-два-три-четыре-пять!

М. Кольцова

Ивану-большаку – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носить,

Мишке-среднему – печку топить,

Гришке-сиротке – кашу варить,

А Тимошке-крошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики: «Ура!

В детский сад идти пора!»

М. Кольцова

Оладушки.

Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

Ход: ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши).

Ножками топай, топай (2раза)!

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!

Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-го ГОДА ЖИЗНИ

Ладони на столе.

На счет «раз» – пальцы врозь, «два» – вместе.

Пальчики здороваются.

На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим и т. д.

Ладошки – кулачок – ребро.

На счет «раз» – ладошки, «два» – сжимают в кулачок, «три» – ставят руку на ребро.

Человечек.

Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

Дети бегут наперегонки.

Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

Потешка.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Очки.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Этот пальчик.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

– Тише, пальчик, не шуми!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-го ГОДА ЖИЗНИ

Лодка.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход.

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Шарик.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Замок.

Пальцы сплетем, и замок мы получим.

Повторим еще и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Дружба.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Мы с вами подружимся,

Маленькие пальчики.

Ритмичное качание мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-го ГОДА ЖИЗНИ

Флажок.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Домик.

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Стул.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет «раз».

Стол.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать на счет «раз».

Грабли.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-го ГОДА ЖИЗНИ

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Елка.

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Корзинка.

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.

Зайчик в норке.

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Краб.

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

Дерево.

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Филин.

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу-бу.

Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов

Приложение № 5

АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ

1. Массаж пальцев рук:

а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;

б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

2. Массаж запястья круговыми движениями.

3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».

4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.

5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх  и сбросить.

7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.

8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке.

9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

10. Массаж ушных раковин, наушники.

Приложение № 6

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАССАЖ

 (Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)

1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.

6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

Приложение № 7

                                                                                                                                                                                                     

  Приложение №8

План закаливающих мероприятий на лето

№п/п

Вид закаливающих процедур

Срок

Ответственные

1.

Умывание прохладной водой

Лето

Ст.медсестра

Воспитатели

2.

Воздушные ванны

3.

Прогулки при любой погоде

4.

Физические упражнения и гимнастика на свежем воздухе

5.

Дыхательная гимнастика

6.

Ходьба босиком

Начало с 1-ой половины июня с 3 до 5 минут, в течении 2 недель прибавлять на 1 минуту (с 5 до 15 минут)

Ст.медсестра

Воспитатели

7.

Обширное умывание (руки, шея, лицо, грудь)

Июнь, июль, август

(t воды от 28 до 16 градусов, каждую неделю снижение t на 1 градус)

Ст.медсестра

Воспитатели

8.

Обливание стоп

Начало с июля, t воды с 28 до 16 градусов, каждую неделю снижение t на 1 градус)

Ст.медсестра

Воспитатели

9.

Витаминотерапия

Лето

Ст.медсестра

Воспитатели

10.

Точечный массаж

Приложение № 9

Оздоровительная утренняя гимнастика

Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика её организации.

Чтобы создать и сохранить устойчивое и положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошие знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.

Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий, в следующий день это будет интересная прогулка с небольшим марш – броском и т.п. Будет разумно, если взрослые согласуют комплекс гимнастики с детьми.

Во время гимнастики детям должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться. Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 5 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать её и никогда не перегружаются.

Терапевтическая утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 20 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Её место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.

Характер погоды и условия сезона должны быть обязательно учтены. Это обуславливает вариативность утренней гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...