Программа по профилактике здоровья
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Тарасова Галина Николаевна

У детей появляется возможность предотвратить плоскостопие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа для укрепления стоп77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Программа

по профилактике плоскостопия

Разработала: воспитатель высшей .кат.

Тарасова Г.Н.

Пояснительная записка

        «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»

                                                                                        Н. М. Амосов

        В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

        Основная направленность программы  - сохранение и укрепление здоровья детей.

        Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

        На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:

•наследственность;

•неблагоприятная экологическая обстановка;

•электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);

•образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

        Отклонения в опорно- двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.

        Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.

        На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.

        Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду.

        Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста я решила в своей группе использовать массажные мячи и бросовый материал.

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель программы

        Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.

Задачи программы

Оздоровительные:

 - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

- Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные:

- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

- Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).

- Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений. Воспитательные:

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

- Воспитывать положительные черты характера.

- Воспитывать чувство уверенности в себе.

Актуальность программы

        Актуальность программы заключается в том, что главным средством развивающее -оздоровительно-коррекционной работы является упражнения и игры с массажными мячами и бросовым материалом. Основное преимущество гимнастики в том, что все упражнения можно выполнять в разных  видах деятельности (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, занятия (как физминутка) . Мяч – это игрушка и партнёр, он, красив и главное, подвижен, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка в целях сохранения равновесия включать в работу те специфические группы мышц, так называемые, глубокие мышцы, которые не задействуются при выполнении других видов упражнений. Бросовый материал может быть разный (пробки, камешки, жёлуди, палочки…). Детям интересно новое.

Принципы реализации программы:

Принцип индивидуальности.

Принцип доступности.

Принцип систематичности.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Принцип последовательности.

Принцип эмоционального благополучия каждого ребёнка

Игры, упражнения, пальчиковые гимнастики проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.

Они могут проводиться в любое время (утром, днём, вечером). Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 5-7 повторений. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются на обе руки или ноги. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация)).

        С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительной работы дети занимаются босиком.

        Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение .

        Создание полноценной физкультурно- оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые доски, обручи,  массажные  мячики, скакалки, гимнастические палки,  бросовый материал). Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Взаимодействие с родителями

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.

Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса

        В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

-информация для родителей на стендах.

-физкультурные досуги и праздники с участием родителей.                                                                                                     –консультации.

-анкеты

Ожидаемый итоговый результат освоения программы:

- Повышение уровня физического, психического здоровья.

- Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

- Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

- Положительный результат темпов прироста физических качеств.

- Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Задачи:

- вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений;

- обучать технике выполнения упражнений с учетом двигательной подготовленности;

- создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении;

- воспитывать волевые качества, стимулировать стремление ребенка к своему личному совершенствованию.

Тема

Основные виды

деятельности

Используемые материалы

Формирующие

виды двигательной

деятельности

Упражнения на осанку,

профилактику

плоскостопия, создания

«мышечного корсета»

туловища

 Массажные мячи, массажные коврики,

мешочки с песком, ребристая

доска, бросовый материал,

различные мелкие предметы для захвата пальцами ног

Общая физическая

подготовка

Упражнения для укрепления

мышц рук, ног, спины,

брюшного пресса.

Массажные мячи, коврики разные , бросовый материал

Развитие

двигательных

качеств:

-гибкость

-ловкость и

координация

Упражнения на развитие

пассивной и активной

гибкости позвоночника и

подвижности в суставах.

Упражнения для

формирования способности

оценивать

пространственные,

динамические и временные

характеристики движений,

для развития

координированных

движений рук, ног,

туловища, упражнения в

равновесии.

Обручи, доска ребристая

скакалки

Обучение

правильному

дыханию

Брюшной и грудной тип

дыхания. Упражнения для

тренировки дыхательных

мышц, упражнения для

восстановления дыхания

после физических нагрузок.

Трубочка для коктейля, мячи-

шары надувные,

вертушки

Гимнастика и игры

с массажными мячами

Упражнения и игры

  Приложение №1-3

   

 Массажные мячи

  Шарики с кольцами Су - Джок

Игры

Подвижные игры:

- общего характера;

-специального характера;

-игры

"Ловишка, бери ленту", "Удочка",

"Бездомный заяц"

"Делай так, делай эдак", "Не

урони мешочек"

"Паровозик", "Гусеница",

"Быстрый и ловкий", "Охотники и

утки".

Прогнозируемые результаты

Форма подведения итогов:

        При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)

Формирование привычка к  здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...

Тематический перспективный годовой план программы по профилактике плоскостопия «Здоровые ножки»

В данном тематическом планировании отражены темы и виды упражнений по профилактике плоскостопия...

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

Программа "Вперёд к здоровью" для детей 3-7 лет. Профилактика осанки иплоскостопия

Пояснительная запискаВ дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.Сохр...

Программа для профилактики и укрепления здоровья детей "Гимнастика мозга"

  Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы деятельности головн...

Программа по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников «Будь здоров».

Программапо профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников«Будь здоров»...

Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»

Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...