Педагогический проект
проект (старшая группа)

Шубина Ирина Вячеславовна

"Неделя здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-nedelya_zdorovya.docx143.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Неделя здоровья» для детей старшей группы

Пояснительная записка:

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Цель:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

-Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

-Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.

-Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.

-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Актуальность проекта:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Этапы реализации: 14.01.2019-18.01.2019г.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

2. Сформированность гигиенической культуры;

3. Улучшение соматических показателей здоровья;

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

4. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация;

5. Моральное удовлетворение.

Риски и пути преодоления рисков:

В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путём:

1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечение материала для творчества.

2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.

3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры поведения (предложение помощи, беседы о домашнем питании).

Тип проекта: Краткосрочный;

Участники проекта: Дети, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Формы работы с детьми:

НОД познавательной деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций и интерактивных экскурсий по теме;

НОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;

Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации;

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе;

2. Спортивный зал;

3. Спортивный участок на территории МАДОУ.

7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т. д.).

9. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Содержание проектной деятельности:

Этапы и сроки реализации:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный;

1этап – подготовительный:

Разработка перспективного плана;

Подготовка цикла тематических мероприятий;

2 этап – практический:

Проведение цикла тематических мероприятий;

Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;

3 этап – заключительный

Проведение спортивно – развлекательного мероприятия «Наши помощники – органы чувств»

Оформление выставки плакатов: «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать»;

Продукт проектной деятельности

1. Тематический план недели здоровья;

2. Подборка дидактических игр;

3. Выставка детских плакатов: «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать»;

4. Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия «Наши помощники – органы чувств»;

5. Информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок»;

6. Презентация недели здоровья с полученными результатами;

Полученный результат реализации проекта:

-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

-Получение детьми знаний о ЗОЖ.

-Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

-Сформированность гигиенической культуры;

-Улучшение соматических показателей здоровья;

-Моральное удовлетворение.

Приложение:

1. План реализации тематического проекта «Наше здоровье»;

2. Подборка дидактических игр;

3. Сценарий спортивно - развлекательного мероприятия «Наши помощники – органы чувств

4. Информационный материал в родительском уголке;

5. Художественное слово (стихи, загадки и т. д.)

Понедельник

Тема дня: «Где прячется здоровье»

-Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

-Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

-Развивать быстроту бега, ловкость, внимательность.

-Закрепить знание правил дорожного движения – значение трёх цветов светофора.

-Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям.

Утренняя гимнастика: «Весёлое утро»;

-Беседа: «Что такое здоровье и как его приумножить»;

-С/р игра: «Магазин полезных продуктов питания»;

-Д/и: «Что полезно кушать, а что вредно»;

-Чтение: С. Афонькина «Зачем делать зарядку?», «Полезная и вредная еда»;

-Продуктивная деятельность: рисование «Живые витамины»;

-Прогулка: П/игры: «Пустое место», «Мышеловка»;

Вторая половина дня:

-Беседа: «Правила поведения на улице»;

- Д/и: «Что мы делали – не скажем, а что видели - покажем»

-Работа с родителями:

оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок».

Вторник

Тема дня: «Здоровые зубки»

-Объяснить детям причину болезни зубов;

-Формировать привычку - чистить зубы;

-Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов;

-Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость;

-Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д.;

Утренняя гимнастика: «Весёлое утро»;

-Беседа: «Здоровые зубки»;

-Чтение сказки: «Сказка о зубной щётке»;

- Д/и: «Что вредно, а что полезно для зубов»;

-Продуктивная деятельность: Лепка «Здоровый и больной зуб»;

-Прогулка: П/и: «Иммунитет»

Вторая половина дня:

-Работа с родителями: Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Среда

Тема дня: «Чистота – залог здоровья»

Формирование у детей представлений о правилах личной гигиены;

-Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы);

-Продолжение просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (спорт – его неотъемлемая часть);

- Утренняя гимнастика: «Весёлое утро»;

-Беседа: «Эти вредные микробы»

-Д/и: «Чудесный мешочек»;

-Чтение: Потешки: «Лейся чистая водица», «Солнце рано утречком»; И. Демьянов «Замарашка»;

-Пальчиковая гимнастика: «Ах, вода, вода, вода, будем чистыми всегда»;

-Продуктивная деятельность:

Изготовление атрибутов к подвижной игре «Иммунитет»;

Прогулка: П/и: «Иммунитет»

Вторая половина дня:

Просмотр мультфильма: «Лесная история»

-Работа с родителями:

Провести беседу по итогам анкетирования, познакомить родителей с ответами детей на эти же вопросы.

Четверг

Тема дня: «Полезная и здоровая еда»

-Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах;

-Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе;

-Способствовать созданию мотивации у детей и родителей на формирование здорового образа жизни

- Утренняя гимнастика: «Весёлое утро»;

-Беседа: «Даёт силы нам всегда витаминная еда»;

-Загадки о витаминах ;

-Интерактивная экскурсия: «О витаминах»

-Экспериментальная деятельность: «Посадка лука»;

-Прогулка: Эстафета «Через обручи»

-Вторая половина дня:

-Дегустация витаминного компота;

-Д/и: «Что где растёт»;

Пятница

Тема дня: «Мы дружим с физкультурой»

-Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;

-Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях;

-Познакомить родителей с итогами прошедшей неделей здоровья;

-Утренняя гимнастика «Весёлое утро»;

-Рассматривание иллюстраций о видах спорта;

-Продуктивная деятельность: Изготовление атрибутов к подвижным играм;

-Спортивное развлечение: «Наши помощники – органы чувств"

Прогулка: П/и: «Совушка», «Мышеловка», «Мы весёлые ребята»;

Вторая половина дня:

-С/р: «Мы-спортсмены»;

-Работа с родителями:

-Консультация: «Профилактика плоскостопия»

Приложение

Дидактические игры:

«Что мы делали - не скажем, а что видели – покажем»

Цель: закреплять знания правил личной гигиены. Учить передавать (объяснять) то или иное действие жестами, мимикой, взглядом. Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, память.

Материал: картинки: ребёнок чистит зубы, умывается, моется, моет руки, расчёсывается, пользуется носовым платком, моет ноги.

Описание: ведущий показывает картинку с правилом личной гигиены одному игроку. Тот должен передать это правило остальным игрокам при помощи жестов, мимики, взгляда, но не говорить его. Остальные игроки должны догадаться, что это за правило.

 «Что вредно, а что полезно для зубов»

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чупсы, морковка, яблоко, лимон

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.

 «Чудесный мешочек». 

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

«Что где растёт»

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия: «Наши помощники – органы чувств»

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи

Воспитательные:

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к досугу, чувство радости и удовольствия от игры;

-развивать чувство дружеского коллективизма.

Оздоровительные:

-формировать у детей навыки здорового образа жизни,

-воспитывать желание быть здоровым.

Развивающие:

-развивать познавательно-эмоциональный интерес;

-двигательную активность детей.

Образовательные:

-учить заботиться о своём здоровье;

-закрепить знания детей об органах чувств;

-закреплять знания о необходимости быть чистыми.

Оборудование: конусы, подносы, воздушные шары, 2 комплекта снеговиков из картона, картинки органов чувств, письмо от Спортика, овощи и фрукты, помпоны по 2 на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Инструктор. Всем ребятам мой привет

И такое слово:

Спорт любите с детских лет,

Будете здоровы!

Ну-ка, дружно, детвора,

Крикнем всем:

Физкульт-ура!

Сегодня я вам предлагаю путешествие в волшебную страну:

За морями, за горами

Есть волшебная страна.

Страною здоровья зовется она.

А живет в этой стране Спортик. Он прислал нам телеграмму:

Всем привет от Спортика,

Развесёлого дружка!

Нынче сам хотел прийти,

Но опять сейчас в пути!

Физкультурой увлекаюсь,

Плаваньем я занимаюсь,

Чтоб здоровым быть, как я,

 И пластичным, как змея,

Очень ловким, как мартышка.

И девчонкам и мальчишкам

Нужно спортом заниматься!

А сейчас вам в путь пора,

До свидания, детвора!

20190118_091324

Инструктор. Глаза свои закрой, дружок,

Три раза повернись,

В стране здоровья очутись!

Здесь нас ждут необыкновенные приключения. Первая станция «Спортивная». Сейчас мы будем играть и соревноваться, но вначале нужно размяться.

Разминка с помпонами: «Дружба» (Барбарики)

20190118_091606

Ну, теперь вы, я вижу, готовы к любым соревнованиям, можно и начинать.

Эстафеты:

  • «Пронеси шарик на подносе». Пронести воздушный шарик до ориентира, обойти и вернуться к своей команде, передать поднос следующему игроку.

  • «Собери снеговика». Командам нужно быстро и красиво собрать снеговика.

Инструктор. Молодцы! Мы с вами прибыли на следующую станцию «Я и мои помощники». 

А какие у человека есть помощники, мы с вами узнаем, если отгадаем загадки, которые приготовил Спортик!

1 загадка:

За ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами закрываются (глаза).

(Показать картинку)

Правильно! Глаза - это один из органов чувств человека. Их надо беречь! А кто из вас знает как?

- не тереть грязными руками

- беречь от острых предметов

- нельзя близко и долго смотреть телевизор

- нужно тренировать глаза и делать упражнения.

Разминка. Вдаль на палец посмотри,   (Отводят палец далеко, смотрят на него)

Близко к носу поднеси   (Подводят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)

Раз, два, три – глаза закрой,  (Закрывают глаза)

Раз, два, три – глаза открой  (Открывают глаза)

2 загадка от Спортика:

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить когда они

Работы не бояться (пальцы)

(Показать картинку)

Правильно! Пальцы – это ещё один из органов чувств человека. А сейчас мы узнаем, как они нам помогают. Спортик приготовил для нас задание:

-Давайте попробуем, не заглядывая в мешочек, определить, что в нём находится. Ощупайте предметы, а затем поделитесь своими впечатлениями.

Пальчиковая гимнастика под музыку «Снег руками нагребаем, лепим, лепим ком большой…»

3 загадка от Спортика:

Маша слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Маше…(ушки)

(Показать картинку)

Правильно! Ухо – это ещё один орган чувств человека. А для чего нам нужны уши?

А сейчас мы проверим хороший ли у вас слух?

Игра «Угадай по голосу». Игроки образуют круг около водящего, которому завязывают глаза. Игроки идут по кругу со словами:

Мы немного порезвились

По местам все разместились

Ты………отгадай

Кто позвал тебя, узнай!

(Водящий открывает глаза и отгадывает, кто назвал его имя)

20190118_093226

4 загадка от Спортика:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

(Показать картинку)

А зачем человеку нос? (ответы детей)

А чтобы ваши носы хорошо дышали, нам необходима дыхательная гимнастика.

Упражнение на дыхание «Кто громче». Губы сомкнуть. Указательным пальцем правой руки прижать правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой ноздрей (рот при этом закрыт) и произнести на выдохе «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем левой руки по левому крышу носа.

5 загадка от Спортика:

Всегда во рту,

А не проглотишь. (Язык)

(Показать картинку)

Язык – это тоже один из органов чувств человека.

Как вы думаете, для чего человеку язык?

 И сейчас мы узнаем, как он нам помогает.

Спортик приготовил для вас задание «Определи на вкус». Дети закрывают глаза и пытаются определить на вкус, что им положили в рот. Примечание: использовать небольшие кусочки различных овощей и фруктов.

20190118_092704

Молодцы! Ребята, что нового вы узнали на станции «Я и мои помощники»?

Дети называют органы чувств, а инструктор открывает их на плакате.

Инструктор. Мы отправляемся на стацию «Витаминная». Послушайте и отгадайте загадки о жителях этой станции:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос (морковь).

Инструктор. Правильно, ребята. А морковка – это овощ или фрукт? (Ответ детей). Морковь очень полезный овощ для вашего организма. В нем много витамина А, который очень важен для глазок и роста человека.

Закутан ребенок

В сорок пеленок.

Как надела 100 рубах, захрустела на зубах (капуста).

Инструктор. Правильно, это же капуста. В древности люди не только её ели, но и использовали как лекарство от многих болезней. Сок овоща помогает пище перевариваться в организме.

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко (яблоко).

Инструктор.  Угадали. А яблоко – это фрукт или овощ? (Ответ детей). Они вкусные и полезные. В них много железа и витамина С.

На вкус слегка я кисловат

Но в этом я не виноват.

Я – витаминный чемпион,

Зовут меня сеньор…(лимон)

Инструктор. Молодцы, правильно в лимонах много витамина С, который помогает нашему организму бороться с болезнями.

А сейчас отдохнём и поиграем

Музыкальная игра: «Мы пойдём налево…»        

Инструктор. Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад:

Глаза закрой,

Три раза повернись

И в детский сад скорей вернись!

Ну, вот, ребята, мы и побывали в стране Здоровья. Понравилось вам? (Ответ детей) Вы сегодня узнали о том, что нужно делать, чтобы не болеть. Нужно содержать свое тело в чистоте, кушать полезные продукты, принимать витамины, как можно больше двигаться и дружить со спортом! На память о нашем путешествии Спортик передал нам угощение (сок).

20190118_094329

Комплекс утренней гимнастики: «Весёлое утро»

  1. «Будильник». И. п: стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу, поднять руки через стороны вверх, потрясти кистями рук вверху, в и. п., 5-6 раз

2.«Потягиваемся». И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» над головой, наклоны в стороны, в и. п., 3-4 раза в каждую сторону.

3.«Умываемся». И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, наклон вперед (имитируем умывание), в и. п., 6 раз

4.«Одеваем тапочки». И. п: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе,  приседаем, дотрагиваемся до ноги, в и. п., ногу на пятку, 6 раз

5. «Делаем зарядку». И. п: стоя, ноги на ширине ступни, руки перед собой, локти прижаты к туловищу, бег на месте, с высоким подниманием колена, в чередовании с ходьбой, 2 раза

6. «Дышим свежим воздухом»

И. п: стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу, дышим носом, поднимаем плечики вверх, 5 раз

 Ходьба обычная.

Консультация для родителей:

«Профилактика плоскостопия» 

Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.

 Бывает, что, начиная учиться в школе, ученик внезапно жалуется на дискомфорт в стопах. И это естественно, ведь у него возрастает нагрузка на позвоночник из-за того, что теперь приходится носить довольно тяжелую школьную сумку. В большинстве случаев эти дискомфортные жалобы (и порождающие их болезненные ощущения) связаны с детским плоскостопием.

Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, вследствие чего при ходьбе вся поверхность стопы ребенка касается пола. Чаще всего у детей бывает продольное плоскостопие. Оно может быть как  врожденным, так и приобретенным. Врожденная форма редко встречается, и ее определяют еще в роддоме и начинают лечение.

Точно сказать, что у ребенка плоскостопие, можно только в возрасте 5 – 6 лет. Так как детский костный аппарат стопы до определенного возраста еще не окреп, и отчасти представляет собой хрящевую структуру. Связки и мышцы еще слабы и подвержены растяжению. К тому же, стопы могут казаться плоскими, так как выемка с внутренней стороны стопы заполнена жировой мягкой тканью, прячущей костную основу. Так что до 5 – 6 лет диагноз «плоскостопие» еще нельзя ставить, можно говорить только о предрасположенности к плоскостопию, которое появиться, если не заниматься его профилактикой. Если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, то к 5 – 6 годам свод стопы приобретает правильную форму. Но ест случаи, при которых происходит отклонение в развитии, что может поспособствовать развитию плоскостопия.

         Что влияет на развитие плоскостопия:

-   наследственность (нужно регулярно посещать с ребенком врача-ортопеда и заниматься профилактикой плоскостопия),

-   «неправильная» обувь (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая),

-   чрезмерные нагрузки на ноги (к примеру, при поднимании тяжестей или при избыточной массе тела),

-   чрезмерная гибкость суставов,

-   рахит,

-   паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),

-  травмы стоп.

            Ребенку в возрасте 3 лет уже можно провести начальную диагностику плоскостопия:

 1. Можете намочить ножку ребенка водой либо смазать ее маслом. Поставьте ее на бумагу, чтобы получить отпечаток. При этом ребенок должен стоять прямо, а ноги держать вместе. Отпечаток внешней стороны стопы должен быть непрерывным, а внутренний иметь изгиб, то есть носок и пятка на отпечатке соединяется лишь узенькой полоской. Если эта полоска толще половины ширины отпечатка, то это говорит о плоскостопии.

2. Еще одним признаком плоскостопия может служить то, что ребенок быстро устает от ходьбы и проситься на руки или в коляску.

Чем опасно плоскостопие?

           Иногда родители недооценивают серьезность этого заболевания. Ведь со стороны его можно не замечать, особенно поначалу. Некоторым родителям может даже казаться, что, оно не оказывает особого негативного влияния на ребенка. Однако это не так. И подобное отношение к данному заболеванию может привести к весьма негативным последствиям. Ведь плоскостопие нарушает некоторые очень важные функции стопы, например, амортизация почти не происходит, и при ходьбе весь «удар» достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно заниматься профилактикой плоскостопия и лечить его.

   1. Не желательно, чтобы дома ребенок ходил босиком, так как поверхность пола обычно ровная и гладкая. Лучше чтобы малыш ходил в тапочках.

2.  Выбирайте для малыша только удобную, хорошую обувь.

3.  Летом очень хорошо походить босиком по песку, мелким камушкам или травке.

4. Если нет возможности погулять босиком на улице, можете сделать дома следующее: расстелить клеенку, насыпать на нее крупы и застелить тканью. И поводить по ней ребенка. Можно для этих же целей в большой тазик насыпать песок (но будьте готовы к тому, что ребенок захочет с ним поиграть и может разбросать по комнате).

5. Делайте малышу массаж стопы (чтобы ему не было щекотно, массаж делайте после теплой ванны)

6. Массируйте стопы ребенка массажным мячиком (но такой массаж перед сном лучше не делать)

7. Дайте малышу попрыгать на батуте (или диване).

       Детям постарше можно предложит следующий комплекс упражнений:

1.     Положите на пол скалку или небольшой мяч и ребенок, стоя на одной ноге, должен второй ногой катать их по полу.

2.     Положите на пол салфетку и предложите ребенку смять ее при помощью стопы.

3.     Предложите малышу собирать пальчиками ног или перекладывать с места на место разбросанные по полу предметы.

4.     Выполнить круговые движения ступнями в одну и во вторую сторону.

5.     Поочередно походить на носках, на пятках, на наружных краях стоп;

         В первую очередь необходимо определить, есть ли плоскостопие у малыша, или же его нет. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ножек малыша. Отчетливо должны отпечататься пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькой полоской должен быть отпечатан внешний край ступни и пятка. Внутренний край середины ступни не должен быть отпечатан — на его месте должна оказаться выемка в форме полукруга. Если же на полу виден след всей ступни полностью, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие — или, попросту говоря, плоская стопа.

         Что же делать, если у малыша плоскостопие? Прежде всего — не разрешать ему дома бегать в носочках или вязаных «бабушкиных» тапочках, где отсутствует нормальная жесткая подошва. Обувь для дома должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы - они не оказывают нужного формирующего воздействия на ножку малыша. Необходимы тапочки с мягким верхом, упругой подошвой и небольшим каблучком — сантиметр-два в высоту, но не более, а еще лучше - качественные и удобные босоножки. При выборе повседневной обуви обратите внимание на супинатор — среднюю часть подошвы. Он должен быть ярко выражен, достаточно крепок, но не груб, чтобы исправить дефект ступни ребенка и в то же время не деформировать ножку.

 Кроме обуви можно посоветовать различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Вероятно, во многих домах есть пороги между дверями в комнатах. Пусть малыш, придерживаясь руками за косяк двери, встанет серединой ступней на порог и перекатывается через него с пятки на носок и обратно. Упражнение проделать сначала два-три раза, чтобы не повредить стопы. По мере привыкания ребенка к упражнению количество проделывания подобных перекатов следует увеличить до десяти — пятнадцати раз.

 Во многих современных квартирах новой планировки пороги отсутствуют. В таком случае в магазине можно приобрести резиновый коврик для ног с характерным выступом в середине, Коврик весь состоит из резиновых шишечек, и его давление окажет благотворное исправляющее воздействие на стопы малыша при проделывании вышеназванных упражнений.

 Хороший эффект дает ежедневное упражнение, которые называется «камни в сковородке» для его выполнения действительно понадобятся килограмм — полтора крупных гладких камней и широкая плоская сковородка с низкими бортиками. Лучше, если камешки для этого упражнения вы привезете с юга — морская галька диаметром от 1 до 5 см будет постоянно напоминать ребенку о теплом пляже. Но подойдут и хорошо обточенные камешки с берегов наших речек. В крайнем случае, можно воспользоваться обычным сухим горохом. И сковороду лучше взять обычную - старинную, чугунную, а не новомодную аристократку «тефаль».

 Высыпаем камешки на сковородку, а дальше - дело техники. Сковородку устраиваем возле умывальника. Попросите ребенка, по утрам занимаясь чисткой зубов, стоять не на полу возле ванны, а на камешках в сковороде. Только надо не просто стоять, а переступать с ноги на ногу, делать подошвами перекаты от пяточек к пальцам. Подошвы стоп, разминаясь, получают автоматическое давление на разные участки. И времени это лишнего не занимает, и эффект получается нужный. Закончили заниматься — сковороду задвинули под ванну, и она никому не мешает. Время от времени камешки надо промывать в теплой соленой воде, а сковородку ополаскивать.

 С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Положите перед малышом несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Пусть малыш босиком сядет на пол или разложенный диван. Дайте ему задание: надо пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней.

 Еще одну тренировку можно производить буквально на ходу. Шагая по комнате, следует выполнять четыре шага обычных, четыре — на носках, четыре - на пятках и четыре — на внешних сторонах ступней. Упражнение позволяет разрабатывать гибкость ступней, не тратя на это специального времени.

 Для борьбы с плоскостопием можно использовать не только приведенные физические упражнения, но и интенсивный массаж стопы, способствующий повышению в ней кровотока. Благодаря этому мышцы увеличивают свой объем и становятся достаточно сильными, чтобы «стянуть» звенья скелета стопы к центру. При этом образуется нужный дугообразный свод, распрямляющийся при напоре и амортизирующий нагрузки. А это очень важно именно в школьный период, так как последующие 10 лет нагрузки на ребенка будут неуклонно расти и расти.

Массаж стоп

   1.Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут  взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к   пяточной области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

  2.Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

  «Сборщик». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует повторить правой ногой.

  «Художник». Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек.  упражнение следует повторить правой ногой.

 «Гусеница». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Профилактика нарушения плоскостопия.

      Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Предлагаем комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия.

 Диагностика плоскостопия.

        Заключение о состоянии опорного свода стопы ребенка делается врачом - педиатром на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая - с основанием большого пальца. Если обе линии расположены внутри контура - стопа плоская, если контур находится между линиями - уплощенная, если линии проходят за контуром - нормальная.

 В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте стопа еще не сформирована, при плоскостопии существует опасность отрицательной динамики.

 Во время осмотра ребенка следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, в случае продольного плоскостопия образуют угол, открытый к внешней стороне (вальгусная установка стопы). Это легко определить по детской обуви: при вальгусном положении (низко опущен внутренний край) - стаптывается внутренняя часть подошвы, при вирусном (уплощен наружный край) - сильнее деформируется наружная сторона подошвы.

 В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.

 Упражнения с гантелями.

           Ребенок берет в каждую руку гантель (до 1 кг, в зависимости от возраста и физического здоровья ребенка), ставит ноги вместе, руки вниз. На счет 1 - приседает, вытягивает руки вперед. На 2 - встает, опускает руки. И так далее.

 Исходное положение то же. На счет 1 - выпад правой ногой вперед, руки в стороны. На счет 2 - исходное положение. На 3-4 - то же с левой ноги. Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.

 Ходьба.

       В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

 Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

Укрепление мускулатуры ног и свода стопы.

           Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необходимо с детства. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

 Катание мяча.

        Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.

 Катание чулка.

        Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

 Игра в шарики и кольца.

         Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.

 Игра в мяч ногами.

          Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).

 Танец на канате.

         Ребенок идет по линии, которая  нарисована на   полу    мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно «упасть вниз».

       Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин.

        Регулярное выполнение этих упражнений поможет вашему ребенку всегда оставаться здоровым, активным, подвижным!

Художественное слово, используемое в работе с детьми:

Потешка:

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Загадки о витаминах:

Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)


Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)


Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)


Все его мы с детства знаем -
Удивительнейший фрукт,
Апельсин напоминает,
Называется …(Грейпфрут)

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила… (виноград)

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают…(бананы)

Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же … (киви)

Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный,
Расколи его сначала,
А потом и кушай… (орех)

Не в лесах и не в садах,
Не у вас и не у нас,
А в тропических полях
Вырастает…(ананас)

Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить…(варенье)

Среди бахчи - зелёные мячи.
Налетала детвора - От мячей одна кора. ( Арбузы)

Папуля отец
имеет много детей
и всех одевает,
а потом покидает
(Дуб и жёлуди)

Висит груша, нельзя скушать
(лампочка)

Внутри он красный бархатный,
снаружи зеленый гладенький (арбуз)


Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он,
Обжигает, не лимон.
(Лук)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)

В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горошек)

Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)

Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
(Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных.
(Кукуруза)

Это вовсе не игрушка -
Ароматная (Петрушка)

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан.
Так ведь это. (Баклажан)

Что это за рысачок,
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки (Кабачок)

Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это (Патиссон)

Кругла, рассыпчата, бела,
на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко,
ведь, правда, вкусная …
(Картошка)

Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Сидит Ермошка ,
На одной ножке ,
На нем сто одёжек,
И все без застёжек. ( капуста )

Над землёй зелёная трава ,
Под землёй алая голова. ( свекла)

В детских загадках о фруктах в доступной для малышей форме содержится информация об этих кладезях витаминов. Загадки про фрукты формируют у детей любовь к ним, тренируют мышление и воображение детей, закрепляют понятие о цветах и формах. Кроме этого, дети учатся применять свои знания на практике, находить сходства и различия среди предметов, развивают фантазию.

Пальчиковая гимнастика: «Ах, вода, вода, вода»

«Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги – влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро!

Воспитатель подходит к крану и читает потешку:

«Знаем, знаем, да, да, да,

Где здесь прячется вода.

Выходи водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладошки

С мылом моют крошки»

Анкета для родителей: «Здоровый образ жизни»

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, семья и детский сад должны обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Используемая литература:

Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.

Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.

      Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...