Профилактика переутомления детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
презентация к уроку (старшая группа)

Фомина Ольга Анатольевна

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.

Слайд 2

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Слайд 3

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления .

Слайд 4

Причины утомления : - однообразие деятельности, - неправильно подобранный материал, - излишняя статичность детей, - излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности, - большое количество детей в группе (шум), - незнание педагогами приемов привлечения внимания детей, - неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.

Слайд 5

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно -расторможенными , нарушают дисциплину. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .

Слайд 6

Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей. Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов: • минутка релаксации, • дыхательная гимнастика • гимнастика для глаз • физкультминутки • рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола .) • Обеспечение эмоционального комфорта

Слайд 7

Средства предупреждения утомления у детей : Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе. Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина .

Слайд 8

Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.

Слайд 9

« Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15. « Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Воспитатель называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз. « Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза. « Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд

Слайд 11

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.

Слайд 12

Утомление - это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспо­собности, в изменениях физиологических функций, образующих чувство усталости .

Слайд 13

К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести : сбалансированный режим дня чередование видов деятельности их многообразие занятия по физической культуре пребывание на свежем воздухе достаточную двигательную активность использование в образовательном процессе игр и упражнений методик , приемов ликвидации не­благоприятных эмоциональных состояний и их последствий.

Слайд 14

Алгоритм использования игровых и психотехнических методов в образовательном процессе ДОУ

Слайд 15

При разработке алгоритма были учтены: недельная динамика работоспособности : понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности; дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы ( с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время ; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов и вновь её значительное падение; фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности; продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 10 минут, 4 – 5 лет – 15 минут, 6 – 7 лет – 25 минут.

Слайд 16

Формы организации Содержание деятельности Время проведения I половина дня II половина дня Понедельник «Минутки здоровья» - Упражнения на концентрацию внимания «Сделай как я», «Слушай хлопки» (проводятся перед занятиями) «Веселые минутки» - Упражнение с мобилизирующем эффектом «Заряд бодрости» (проводится между занятиями) Психогимнастика ( проводится после занятий) Вторник «Минутки здоровья» -Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (проводятся между занятиями, после занятия с высоким умственным напряжением) Релаксационноеупражнение «Волшебный сон» «Веселые минутки» - Игровые упражнения на оптимизацию уровня тревожности (проводятся после занятий) Упражнение с мобилизирующем эффектом «Сбрось усталость»

Слайд 17

Среда «Минутки здоровья» - Упражнения на активизацию мыслительных процессов «Сочини предложение», «Скажи наоборот». (проводится перед занятиями) Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (проводятся после занятий) «Веселые минутки» - Игровые упражнения на выражение основных эмоций (проводятся после занятий) Четверг «Минутки здоровья» -Упражнение с мобилизирующем эффектом «Заряд бодрости» (проводится перед занятиями) - «Упражнение на релаксацию» «Веселые минутки» Игровые упражнения на снижение агрессии и ослаблении негативных эмоций (проводятся после занятий) Психогимнастика Пятница «Минутки здоровья» - Упражнение на концентрацию внимания «Зеваки» (проводится перед и между занятиями) -Упражнения на снятие псиэмоционального напряжения ( проводятся после занятий) «Веселые минутки» - Игровые упражнения на развитие двигательного автоматизма (проводятся после занятий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....