«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста из цикла «Познай себя»
консультация (старшая группа)

Выродова Елена Анатольевна

Материалы из цикла по формированию основ ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад № 33 «Радуга»

г. Губкин, Белгородская область

«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста из цикла «Познай себя»

Подготовила: Выродова Елена Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ «ЦРР-детский сад № 33 «Радуга»

г.Губкин

                                                         2018 г.

«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста из цикла «Познай себя»

 Быть здоровым - естественное желание каждого человека, так как оно является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.  

В образовательных программах дошкольных учреждений уделяется большое внимания разделам, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Главное для педагогов - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Так же, в детском саду уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Очень продуктивно помогает в этом цикл занятий «Познай себя» по формированию у детей основ культуры здоровья. Главная цель цикла занятий «Познай себя», помочь детям осознать необходимость заботиться о своем здоровье, ухаживать за своим организмом с ранних лет. Этот материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении тела человека, изучению его возможностей, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

   Для создания положительного эмоционального заряда в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, а также для их полноценного развития, в своей практике я использую дидактические игры и игровые упражнения. В процессе игры идёт формирование целостной картины мира, расширяется кругозор детей об организме и о здоровом образе жизни человека.

 В картотеку дидактических игр по формированию культурно–гигиенических навыков дошкольников входят такие игры: «Определи на ощупь», «Что можно кусать зубами», «Умею-не умею», «Найди пару», «Найди различия», «Узнай по вкусу»; «Узнай по запаху»; «Моё тело, как оно устроено»; «Полезные продукты»; «Части тела», «Все помощники важны, все помощники нужны», «Определи по звуку», «Угадай, кто позвал», «Загадки о предметах гигиены», «К какому врачу пойдем?», «Где живут витамины?», «Мой режим».

Очень эффективны игровые упражнения. Например, такие как: «Мое лицо», «Чистые руки», «Кто быстрее сосчитает?», «Поговорим без слов», «Послушаем свой организм», «Чьи глаза тебе помогут?», «Угадай, кто позвал?».

Цель дидактических игр и упражнений – формирование представления о своем организме; закрепление знаний о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

Основным результатом работы по применению дидактических игр и игровых упражнений в развитии детей дошкольного возраста является то, что воспитанники способны осознавать, что здоровье в значительной степени зависит от самого человека и находится в его руках.

Постепенно здоровье-сберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится овладение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками.

  Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, и являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры:

  1. «Что можно кусать зубами?»

Цель: развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние продуктов, употребляемых в пищу, на зубы.

Содержание: дети встают в круг. Водящий показывает и называет предметы. (Например, камень, мел, хлеб, ракушка, различные фрукты, шишка, печенье, карандаш, деревянный брусок, и т.д.) Если этот предмет или продукт можно кусать зубами, то дети поднимают руку вверх, если нельзя, то остаются с опущенными руками.

 

  1.  «Определи на ощупь»

Цель: упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание: ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Педагог предлагает назвать цвет предмета и спрашивает, почему этого нельзя сделать. В целях усложнения игры в мешочек можно положить несколько предметов, предварительно показав их остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

  1. «Умею-не умею»

Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма, способствовать развитию исследовательской деятельности.

Содержание: в игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например, «я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «я не умею летать, потому что у меня нет крыльев»

  1. «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности с завязанными глазами, с помощью тактильных ощущений.

Содержание: перед детьми кладут одинаковые предметы, например, коробочки или пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, сделанные из металла или дерева. Дети выбирают каждый по одной пластине, а затем на ощупь ищут в коробке с прорезью, вторую такую же. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

  1.  «Определи по звуку»

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание: Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к ведущему, который с помощью различных предметов и инструментов воспроизводит разные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, воздушный шарик, посуду из разных материалов, игрушки-пищалки, насос для накачивания и т.д. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов и допустит меньше ошибок.

  1. «Послушаем свой организм»
    Цель:
     познакомить детей с элементарными приемами релаксации, для оказания позитивного влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание: воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии и т.д.)

  1.  «Поговорим без слов»
    Цель:
     упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.
    Содержание: педагог предлагает детям выразить при помощи мимики, жестов, различные эмоции (например, радость, удивление, недоверие).

С большим удовольствием дети играют в игры: «Составь портрет», «Части тела», «Мое лицо», «Чистые руки». Осознавая в процессе игры необходимость заботиться о своем здоровье, ухаживать за своим организмом с ранних лет.

Дидактическая игра «Где живут витамины?», алгоритм правильного мытья рук, а также подборка игр которая закрепляет знания по правильному уходу за зубами, ушами, кожей рук и тела, помогают разобраться с полезными и бесполезными продуктами, условиями для полноценного и здорового сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Комплекс дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. Поэтому так важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни у детей. В детском саду ребёнок прожи...