Профилактика нарушения ОДА
методическая разработка

Чабан Ангелина Александровна

комплексы  упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Гимнастика после сна, как правило, имеет две части. Первая часть проводится в постели, эта часть короткая, её задача – помочь ребенку постепенно прейти от состояния сна к состоянию бодрствования. В неё включаются упражнения из разных положений (лёжа на боку, на животе, сидя) типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе, возможно использование элементов самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз т.п. Продолжительность 3-4 минуты, выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия. Гимнастику в постели можно проводить под мелодичную, тихую музыку. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц,  перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Во второй части дети встают с кроватей и, снимая спальную одежду, остаются в трусах и босыми ногами. Они выполняют ряд общеразвивающих упражнений (можно использовать комплексы ритмической гимнастики) и ходят по комбинированной дорожке («тропа здоровья»). Общая длительность оздоровительной гимнастики после сна должна составлять 12 – 15 минут.

Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату; затем по ребристой доске; далее по резиновому коврику с мелкими шипами; далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.

При выполнении детьми упражнений лежа в постели необходимо соблюдать следующие требования:

  • постель должна быть ровная, подушку следует убрать с постели, чтобы ребенок мог без помех растянуться во весь рост;
  • при выполнении упражнения из исходного положения лежа на спине (или на животе) голова, туловище, ноги должны составлять прямую линию, то есть ребенок должен лежать на постели ровно; воспитатель должен проверить исходное положение каждого ребенка;
  • каждое упражнение нужно называть, объяснять и проверять исходное положение, при выполнении следить за его качеством;
  • темп всех упражнений должен быть не быстрый, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться; выполняя упражнения, можно прибегать к кратковременным задержкам правильных положений и поз (от 2 до 6 сек);
  • количество упражнений дозируется индивидуально, критерием может быть как самочувствие ребенка, так и его желание заниматься.

Примерные комплексы упражнений в кровати

Комплекс №1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-4 раза
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками. Задержать от 2до 6 сек.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться. Повторить 3-4 раза
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть, выдох. Повторить 3-4 раза

Комплекс №2 "Мы проснулись"

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Комплекс №3 «Пробуждение солнышка» (первая часть)

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты за голову. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Комплекс №4 «Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,        И. п.: о.с, руки вдоль

    серенький, потянись»         туловища. Приподняться

                                                   на носки, руки через

                                                   стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,         И. п.: о.с., руки на поясе.

    серенький, повернись»       Повороты туловища

                                                  вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,           И. п.: то же. Мягкая

    серенький, попляши»         пружинка.

4. «Заинька, поклонись,         И. п.: то же. Наклоны

    серенький, поклонись»      туловища вперед.

5. «Заинька, походи,            И. п.: то же. Ходьба на

    серенький, походи»          месте.

6. «Пошел зайка                 Ходьба по ребристой

    по мосточку»                 доске.

7. «Да по кочкам,               Ходьба по резиновым

    да по кочкам»                коврикам. 3 притопа.

Комплекс №5 «Лесные приключения»

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Комплекс №6 «Путешествие снежинки»

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с круговым движением  кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс №7 «Птички»

Упражнения выполняются на кроватях под звучание классической музыки и фонограмму пения птиц. Каждое упражнение повторяется 3—4 раза, педагог в это время читает стихи.

Упражнение «Птички просыпаются»

Дети, лежа на кроватях, медленно поднимают руки вверх — вдох, опускают их вдоль туловища — выдох.

Птички проснулись,

Друзьям улыбнулись,

Вверх потянулись.

Упражнение «Птички расправляют крылышки» И.п. — лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью — развести их в стороны.

Расправляют крылышки

Птички-невелички,

Разминают крылышки

Воробьи, синички.

Упражнение «Разминаем ножки» И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оттянуть носочки — согнуть ноги в голеностопном суставе.

А теперь разбудим ножки,

Поиграем все немножко.

Упражнение «Ножки»

И.п. — то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

Чтоб за веточки держаться,

Нужно ножки разминать,

Их сгибать и выпрямлять.

Упражнение «Потягушки»

И.п. — сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладонями вверх, потянуться за руками — вернуться в и.п.

Вот как птички потянулись.

Все они уже проснулись.

Примерные комплексы упражнений для второй части

Игровая гимнастика (вторая часть гимнастики после сна) может состоять из комплекса упражнений имитационного характера

Комплекс №1 "Лошадки"

Слова воспитателя

Эй, лошадки, все за мной,
Поспешим на водопой!
Вот широкая река.
В ней холодная вода.
Пейте, пейте!
Хорошая водица.
Постучим копытцем.
Ну, лошадки, все за мной
И поскачем все домой!

Действия детей

  1. Быстрая  ходьба в чередовании с бегом, высоко поднимая колени; подскоки.
  2. Плавное разведение рук в стороны и наклоны вперед («лошадка пьет воду»).
  3. Поочередное притопывание ногой - правой, левой («лошадка стучит копытцем»).
  4. Легкий бег с подскоками в чередовании с ходьбой (дети произносят: «И-го-го!»).

В гимнастику после дневного сна также могут включаться разные игровые упражнения для развития и совершенствования координации движений.

  1. «Удержись!» - стоять на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или отведена в сторону, руки на поясе.
  2. «Кто дольше?» — носок левой ноги вплотную примыкает к пятке правой. Стараться сохранить равновесие.
  3. «С кочки на кочку» - прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т.д.).
  4. «Не закружись» - кружение поочередно в разные стороны (руки на поясе, руки в стороны).
  5. «Ласточка» - стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперед, руки в стороны.
  6. «Ежики» - ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом, массажный мячик и др.).

Целостный комплекс «Солнышко»

         Методика. Воспитатель с солнышком в руках или в костюме солнышка будит детей, касаясь каждого из них «лучиком», поглаживая по плечу, по голове.

- Потягунушки, потягунушки,                           Дети потягиваются,
А в ножки ходунушки,                                        вытягивают   ноги
А в ручки хватунушки,                                       и руки до упора,
А в роток говорок,                                               расслабляют
А в головку разумок.                                           мышцы.
(повторить это движение на левом, а затем на правом боку)

-Наши ножки проснулись,                                 Лечь ровно и
Встрепенулись, потянулись,                              поочерёдно поднимать
И в колене не согнулись,                                    и опускать ноги,
И ещё раз потянулись,                                        стараясь вытянуть носок,
Потянулись, отдохнули.                                     не сгибая ноги в коленях.

-Наши ручки проснулись.                                   Поднять руки вверх
-Где ладошки? Тут?                                             и перебирать поочерёдно
-Тут!                                                                       пальцами, сначала
-На ладошках пруд?                                             медленно, а затем
-Пруд.                                                                    ускоряя темп,
-Палец большой – гусь молодой.                       закончить упражнение
Указательный поймал,                                        сжатием пальцев в кулак
Средний гуся ощипал.                                         и сильным раскрытием
Этот палец суп варил,                                          кисти.
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот… Вот!


         -Давайте с вами хорошенько разбудим наши ножки. Вытяните носки стоп, согните стопу, потяните к себе пальчики и нарисуйте ими кружочки. Молодцы! Отдохните. И ещё раз!  (повторить 3-5 раз)

         -А теперь разбудим колени: похлопайте по ним, согните ноги в коленях, придерживая бёдра, сделайте круговые движения коленом левой ноги, а теперь правой. Молодцы, ребята!  (повторить 3-5 раз)

         -Присаживайтесь в кроватках, будем будить головку. Медленно опустите голову, постарайтесь достать подбородком грудь, так же медленно отведите голову назад, а теперь наклоните влево, вправо и нарисуйте кружок головой.  (повторить 3-5 раз)

         -Теперь разбудим глазки. Садитесь в кроватках поудобнее, сильно зажмурьте глаза, теперь широко откройте, посмотрите вверх, вниз, влево, вправо и опять зажмурьте сильно   (повторить 3-5 раз)

         -Сейчас разбудим ротик. Сделайте глубокий вдох, а выдыхая – помычите «м», но рот не открывайте (повторить 3-5 раз)

-Сделайте глубокий вдох и выталкивайте воздух через нос короткими толчками, а рот не открывайте (повторить 3-5 раз)

         -Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам (дети встают с кроватей и ходят по дорожкам, рифлёным коврикам)
                                      Наши  детки  на  полу 
                                      Ножками   затопали.
                                      Ходят  детки  ножками,
                                     Новыми   сапожками.
                                      Посмотрите,  хороши
                                      Наши  детки – малыши!
                                      Топа-топа-топа-топ,
                                      Топа-топа-топа-стоп!
-На пути узенький мостик, осторожно, не оступитесь! (ходьба между двух шнуров)
-Переступаем кочки, поднимайте выше ноги, чтобы не споткнуться (перешагивание через кубики )
-Шар воздушный прилетел, подуйте, чтобы он не упал (вдох через нос, выдох – через сомкнутые губы)
-Опять зашагали наши ножки по разным дорожкам(ходьба по ребристым дорожкам и коврикам)
-Зашагали ножки, топ-топ-топ,
Прямо по дорожке, топ-топ-топ,
Топают сапожки, топ-топ-топ,
Это наши ножки, топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ,
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
-Повстречался нам на дороге медведь. Как он шёл, покажите.
(встать на «четыре лапы», опираясь на пол полной поверхностью ладони и ступни, и тихонько передвигаться в таком положении)
-А вот и лисичка-сестричка крадётся (ходьба на носках, передавая повадки лисы)
-А это мышки вылезают из своих норок, прогибают спинки (подлезание под верёвку)
-Вот и зайка прискакал  (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
-Поскакал зайка умываться после сна. А наши детки тоже будут умывать водичкой своё личико.
                                      Водичка, водичка,
                                      Умой моё личико,
                                      Чтобы глазки блестели,
                                      Чтобы щёчки краснели,
                                      Чтоб смеялся роток,
                                      Чтоб кусался зубок.
(дети умываются, одеваются, причёсываются, моют руки и садятся кушать)



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для профилактики комбинированного плоскостопия

1. Ходьба по коврику (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

2. Ходьба на внешней стороне стопы (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

3. Ходьба на внутренней стороне стопы (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

4. Перекаты с пятки на носок
3-6 минут

5. Ходьба спиной вперед (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

6. Ходьба на носочках (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

7. Ходьба на пятках (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

Интенсивный комплекс для лечения и реабилитации комбинированного плоскостопия

1. Ходьба по коврику (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

2. Потягивания стоя на коврике, вставание на носки
3-6 минут

3. Полуприседая, ходить "по-утиному" руки на коленях
3-6 минут

4. Попеременно стоять на одной ноге, руки на поясе
3-6 минут

5. Ноги вместе, руки на поясе, прыжки с "пластины" на "пластину"
3-6 минут

6. Прыжки боком на одной ноге, чередуя ногу через "пластину"
3-6 минут

7. Бег на коврике
5-10 минут

Укрепляющий комплекс для коррекции комбинированного плоскостопия

1. Ходьба по коврику (руки на пояс, спина прямая)
5 минут

2. Подскок на двух ногах с опорой только на носок
5 минут

3. Подскок на одной ноге с опорой только на носок
5 минут

4. Ходьба по прямой линии
5 минут

5. Ходьба на носках перекрестным шагом на внешней стороне стопы
5 минут

6. Ходьба перекрестным шагом на внешней поверхности стопы
5 минут

7. Ходьба перекрестным шагом на внутренней поверхности стопы
5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Презентация на тему: Использование артикуляционных и мимических упражнений для профилактики нарушений речи у детей-дизартриков с нарушениями ОДА

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом и дома с родителями является не только основой корре...

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...