Проект: "Азбука здоровья"
проект

Жарикова Стелла Александровна

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства  находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx678.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД

№2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ БАРАБИНСКОГО  РАЙОНА

ПРОЕКТ

«Азбука здоровья»

АВТОР:

ЖАРИКОВА СТЕЛЛА

АЛЕКСАНДРОВНА

 «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань – в этом искусство воспитания».

В.А.Сухомлинский

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Актуальность, научная и практическая значимость.

      Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства  находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

     Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах.

       Однако опыт работы и результаты диагностических исследований показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).

       Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база детского сада, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с психологом, логопедом, музыкальным руководителем, медицинским работником и родителями. Активная, неравнодушная позиция,  грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашем детском саду для повышения психического и физического здоровья. И мы понимаем, что одним из критериев успешной деятельности ОУ является здоровье. Психолог, как никто другой осознает важность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

        Проведенное мной исследование в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о том, что не у всех детей уровень психологического здоровья в норме. Выявлены дети, у которых зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 30% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.

 С этой целью был разработан и внедрен в образовательный процесс проект «Азбука здоровья» по формированию психологического здоровья дошкольников. Предлагаемая система занятий направлена на развитие  эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.

Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологом ДОУ следующих задач:

1. Расширить понятие о психологическом здоровье.
2. Организовать психопрофилактическую работу с детьми, педагогами, родителями.
3. Расширить представления детей о мире эмоций.

4. Научить  способам саморегуляции.

5. Снять у детей тревожность и агрессивность.

6. Установить новые формы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

7.  Провести  психопросветительскую работу и обучить родителей и педагогов приемам взаимодействия с детьми с проблемами развития (агрессивными, тревожными, гиперактивными).

8. Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.

  Объект моей деятельности – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

  Данный рассчитан на учебный год и проходит апробацию с сентября 2019 года. Срок окончания реализации проекта-май 2020 год.

В   проекте   «С улыбкой по тропе здоровья» использованы  следующие ключевые теоретические идеи отечественных  исследователей:  И.В.   Дубровиной,    О.В.    Хухлаевой,   Н.В Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, ММ Безруких, СП. Ефимова, М. Г. Князева, А. А. Реана, С.Н. Костромина, А. А. Бодалева, Л.С. Выготского.  (Приложение № 1)

Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть применен в практике педагогов-психологов как в общих дошкольных образовательных учреждениях, так и в работе в комбинированных ДО после некоторой модификации.

При отборе содержания проекта  и его организации мы опирались на следующие принципы:

  1. Принцип системности.
  2. Принцип научности.
  3. Принцип    соответствия    потребностям    возраста    с    учетом    зон  актуального и ближайшего       развития (по Л.С. Выготскому).
  4. Принцип мотивационной готовности при ориентации педагога-психолога на  то, что значимо для    воспитанников в данный период.

 В рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольников осуществляются следующие   направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня психологичекого здоровья детей.
  2. Развивающая психологическая и педагогическая работа, которая осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа деятельности.
  3. Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами психического самочувствия.
  4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, которая осуществляется педагогами, совместно с администрацией ДОУ по результатам анализа диагностических данных.
  5. Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям с низким уровнем психологического здоровья.
  6. Организационно-консультативная работа совместно администрацией детского сада, направленная на совершенствование управления учебно-воспитательным процессом, создание условий для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия

Структура деятельности по созданию в ДОУ психолого–педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников включает в себя следующие этапы:

I. Исследовательский - получение информации от воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и администрации ДОУ, от родителей о детях, с которыми будет проводиться работа.

II.  Диагностический - один из главных этапов моей деятельности –выявление динамики  психологического здоровья у детей и уровня компетентности родителей и педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста.

С этой целью я провожу диагностику по направлениям:

-мониторинг психологического здоровья детей (мотивации, самооценки, тревожности, агрессивности);

-тестирование будущих первоклассников;

-выявление уровня компетентности родителей и педагогов по данному вопросу;

В процессе диагностики использую различные методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • психологический тест с опорой на соответствующие методики.

Используемые методики:

  • Проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика показывает, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
  • Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
  • Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
  • Анкетирование родителей.
  • Анкетирование педагогов  «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста».
  • Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
  • Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
  • Методика «Кактус». (Изучение уровня агрессивности).

По результатам обследований намечаю стратегию деятельности с  детьми, педагогам, родителями с целью оказанию помощи по предупреждению и  профилактике отклонений в психическом и личностном развитии дошкольников.

Диагностика проводится на начало реализации проекта и по его окончанию для отслеживания динамики.

II. Поисковый (проектная деятельность) - на данном этапе совместно с участниками образовательного процесса осуществляю поиск причин снижения уровня психологического здоровья детей, намечаю стратегию по преодолению возможных отрицательных последствий. Разрабатываю программы сопровождения для дошкольников.

IV. Практический – пcихолого-педагогическая работа с детьми, с признаками психологического нездоровья.

На данном этапе,  на основании анализа результатов диагностического обследования строится дальнейшая психолого-педагогическая работа со всеми участниками образовательного процесса:

Мною проводятся групповые занятия с детьми по  программе формирования психологического здоровья дошкольников через подготовку детей к школе «Скоро в школу». (Приложение № 2 и № 2.1 Психологическое занятие «Удивительный мир эмоций»).

Данная психолого-педагогическая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в  школу имеющие недостаточный уровень психологического здоровья. Реализация данной программы способствует решению проблемы дезадаптации детей в период школьного обучения, а так же решению проблемы преемственности и сохранения психологического здоровья детей.  Реализация программы рассчитана  на период с ноября по апрель. Программа реализуется  в форме групповых занятий. Количество занятий-20, продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Кроме групповых занятий проводится индивидуальная и консультативная работа по запросам педагога, родителей и по приглашению психолога, что является необходимым условием для более эффективной реализации программы.

    Данная программа является частью комплексной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе, в которую входят занятия: психолога, логопеда, педагогов. Таким образом, существует связь психологической  программы с логопедической, педагогической программами по сопровождению данной категории детей.

   По окончанию реализации программы в конце года проводится диагностика с целью отслеживания динамики развития детей, а так же для эффективности программы.

   В нашем детском саду активно функционирует психолого-педагогического консилиум (ППк). В рамках деятельности ППк мы выделяем детей имеющие проблемы психологического здоровья. По результатам коллегиальных заключений специалистов ППк, разрабатываются планы комплексного сопровождения на каждого ребенка, определяется ведущий специалист, разрабатываются и реализуются  индивидуальные коррекционные/развивающие программы сопровождения. В течение года отслеживается динамика развития детей.

   Для сохранения психологического здоровья и успешной адаптации детей в школе мы тесно сотрудничаем со школой, в которую поступают дети нашего детского сада. В рамках преемственности совместно с педагогами проводим диагностику по программе «Предшкольная пора», которая позволяет выявить уровень готовности детей к школе. Кроме обследования будущих первоклассников в конце учебного года проводится анкетирование педагогов и родителей. (Приложение № 3, №4)

С согласия родителей пакет документов (результаты обследования детей, родителей и педагогов) и передается в школу (с  согласия родителей). Данные показатели позволяют осуществлять надежный прогноз успешности обучения  детей в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Данные, полученные при формировании этих показателей, могут быть использованы:

  • учителями для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (например, умеют ли они выделять звуки в словах; понимают ли условие задачи); для выделения группы риска (тех детей, у которых возникнут сложности на начальных этапах обучения) и оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов и др.;

       -родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;

  • психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;
  • специалистами в области педагогических измерений (например, для выделения типов готовности к обучению в школе и типов адаптации);

     -администрацией школы.

  Таким образом,  способствуем сохранению психологического здоровья  детей на начальном этапе школьного обучения через взаимодействия ДОУ и школы.

  Проблема сохранения психологического здоровья  педагога  в  нашем образовательном учреждении  в настоящее время является  актуальной. Эмоциональная  саморегуляция – одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития педагогов.  Синдром

«эмоционального выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.      В рамках реализации данного проекта для достижения положительного результата уделяю большое внимание  работе  с педагогами. Особенно эффективными на мой взгляд являются такие формы работы как мастер-класс, психологический лекторий, групповая и индивидуальная консультация, семинар-практикум, круглый стол.

  В работе с педагогами провожу диагностику эмоционального состояния педагогов (декабрь, апрель).

В течение учебного года запланировано проведение следующих мероприятий:

  • Мастер-класс: «Сохранение психологического здоровья дошкольников». (Приложение №5)

Цель: Познакомить  педагогов с приемами работы в рамках профилактики и сохранения психологического   здоровья  дошкольников.

  • Студия песочной терапии для педагогов: «Чудеса на песке». (Приложение № 6)

    Цель: Коррекция  эмоционального состояния, а активация  творческого развития педагогов.

  • Тренинг эмоционального выгорания для педагогов: «Шаг к себе», который состоит из двух частей.

Цель:   профилактика психологического здоровья педагогов, через обучение педагогов приемам саморегуляции, создание благоприятного эмоционального климата и сплочение  педагогического  коллектива. Сроки проведения тренингов: декабрь, май.  

  • Семинар-практикум: «Организация работы  педагогов  с детьми, имеющими поведенческие отклонения». Цель: предоставить участникам возможность обучиться практическому применению психологических технологий в работе с детьми имеющих отклонения в поведении». (Приложение №7)

Так же, в течение года проводятся индивидуальные консультации с педагогами по запросу, на  которых педагог-психолог дает конкретные рекомендации (приемы, игры и упражнения) для проведения воспитателями индивидуальной развивающей работы с детьми имеющих проблемы психологического здоровья. Кроме индивидуальных консультаций,  групповые консультации с педагогами: «Помоги себе сам»,  «Психологическое здоровье»  (Приложение №8).  Консультации проводятся с использованием арт-терапевтических методик: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

 В работе с родителями в рамках реализации данного проекта уделяю психологическому  просвещению как органическую составную часть целостной системы психологической поддержки ребенка. С родителями проводятся родительские собрания в форме круглых столов, психологических лекториев, мини-треннинга,  составляются рекомендации, памятки.

   В течение года с родителями проводится просветительская работа:

  • Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи».

Цель:  показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике отклонений в    дальнейшем развитии ребёнка.

  • Родительское собрание «Влияние режима дня на психическое развитие детей».  

          Цель: показать родителям значимость режима в жизни ребенка.

  • Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках». (Приложение № 9)

Цель: в игровой форме закрепить знания родителей о компонентах здоровья; активизировать участие родителей в оздоровительных мероприятиях детей; повышать роль семьи в физическом и психическом развитии и воспитании детей.

  На основании опыта одной из эффективных форм работы с родителями считаю организацию и проведение тренинговой работы: запланирован тренинг для родителей «Мои чувства».

Цель: создание условий для умения сказать другому о своем переживании.  (Приложение № 10)

Создаются информационные стенды: «Удивительный мир детства», папки передвижки, на которых предоставлена следующая информация: «Возрастные особенности детей», «Дети и компьютер», «Можно или нет наказывать ребенка?»,  «Непослушный ребенок» и т.д.  (Приложение №11)

Для детей и  родителей был организован и проведен конкурс плакатов, открыток.  Цель конкурса - активизация совместной деятельности всех участников педагогического процесса в ДОУ: воспитателей, родителей и детей. способствовать самовыражению участников конкурса, развитие рефлексивных способностей и активизация творческой активности, стимулировать взаимодейстивие  родителей и детей в совместной деятельности. По номинациям: «Познакомтесь-это Я!» и «Моя любимая мама!», были присуждены места. Грамоты были вручены на родительском собрании. (Приложение №12)

План реализации проекта. (Приложение № 13)

Ожидаемые результаты.

     В ходе реализации проекта деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья страших      дошкольников дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. Уровень психологического здоровья воспитанников, не ниже среднего.
  2. Родители и педагоги обучены приемам взаимодействия с детьми с проблемами развития (агрессивными, тревожными, гиперактивными).
  3. Низкий уровень эмоционального выгорания педагогов.
  4. Благоприятный психологический климат в коллективе
  5. У педагогов и родителей сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний.

      О результатах применения проекта «Азбука здоровья» можно будет говорить исходя из динамики развития детей, которая отслеживается в процессе диагностического мониторинга (сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики). Диагностика включает в себя тестирование (тревожность, самооценка, агрессивность), а также отзывов родителей (анкетирование, беседы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономи...

Проект «Азбука здоровья»

 Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физиче...

проект "Азбука здоровья"

Проект для подготовительной группы "Азбука здоровья"...

Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...

Проект "Азбука здоровья"

В публикации представлены материалы проекта "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.  Разработан план реализации проекта, реализуемые мероприятия с детьми и родителями....

Проект "Азбука движения, здоровья и безопасности!"

Материал содержит проектную деятельность дошкольников для педагогов....