Мастер-класс для педагогов"Весёлые пальчики"
учебно-методический материал (средняя группа)

Труфанова Елена Витальевна

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию рук детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук         детей дошкольного возраста.

Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Создать условия для педагогического общения.

Материалы,  средства и оборудование: шестигранный карандаш (на каждого),  игры со шнуровкой, игры с пластиковыми крышками, игры с бусинами, «Сухой бассейн», солёное тесто (цветное), диск (6 штук), салфетки, «Чудесная коробочка», белые листы бумаги на каждого.

Предварительная работа: подбор игр «Шнуровки»,  «Бусы», изготовление «Сухой бассейн», «Чудесная коробочка», цветное солёное тесто, музыкальное оформление.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Планируемый  результат:  у детей совершенствуется ручная умелость, что является стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнение предметно - развивающая среды материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформление картотеки пальчиковых игр и гимнастик, собрать и систематизировать информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Ход

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши,  порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.

Исходя из этого, я определила для себя, что необходимо у детей, начиная с дошкольного возраста:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной. Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д. Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей.

Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;

Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры.

Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;

Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки,  дразнилки .

Поэтому мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми из этих игр .Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. 

А сейчас уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры

1.Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.

Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку «Репка»

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянули репку!

Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

Пальчиковый массаж

Массаж является одним из видов  гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов массажа «Массаж с помощью шестигранного карандаша».  С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны.

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша,                 

способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение                 пальцев рук.

А сейчас предлагаю Вашему вниманию, посмотреть какие пособия я использую для развития мелкой моторики.

1. Игры с пластиковыми крышками. Как нельзя лучше развивают мелкую моторику. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребёнок тренирует пальчики рук.

2. Игры шнуровки. Приносят огромную пользу в развитии ребёнка. Они развивают мелкую моторику, координацию движений, ловкость и глазомер, усидчивость, формируют навыки шнуровки.

3. Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусинки, рожки и макароны, колпачки от фломастеров. Ребёнок не только научится делать красивые бусы, он обретёт уверенность в себе, станет усидчивым и настойчивым.

4. Пособие сухой бассейн. Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.

 Вывод: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Лепка из солёного теста

Существует увлекательное занятие, которое дарит ребёнку новые ощущения, разовьёт мелкую моторику, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это лепка. И мы с вами сейчас займёмся лепкой из солёного теста. Для этого нам потребуется солёное тесто, диск, салфетки.
Соль, вода и мука – всё, что нужно для изготовления солёного теста. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или покрасить уже готовое высохшее изделие.

Перед Вами лежит уже готовое цветное тесто, возьмите, пожалуйста, его в руки. Сейчас мы из него сделаем «Цветочек».

А перед работой проведём пальчиковую гимнастику с тестом.
Колобок рукой катаю (правой рукой катаю колобок по левой).
Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я смешаю крошку  (гладим колобок ладонью).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимает и разжимает колобок).
Колобок я разожму и лепить теперь начну.

Колобок сплющиваем ладошкой и прижимаем к серединке диска. После этого вытягиваем тесто указательным пальцем до краёв диска, что бы получились лепестки. Теперь его нужно посушить затем в серединку вы можете приклеить фотографию или картинку.

Лепка из глины, пластилина или соленого теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук.

Подведение итогов мастер - класса (рефлексия)

Упражнение «Чудесная коробочка »

Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.

 (Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель зачитывает).

 «Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » Передаём по кругу.

 А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей воспитанников "Играем пальчиками"

Коррекционная работа будет более эффективной, если в неё вовлечены родители детей. Мастер-класс является интересной формой взаимодействия родителей, детей и логопеда....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...

Тематический вечер "Профилактика эмоционального неблагополучия с использованием сказкотерапии младших дошкольников" и Мастер - классы: изготовление игрушки "Зайчик на пальчик" и "Новогодний колокольчик"

Цель : Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики эмоционального неблагополучия младших дошкольников с использованием сказкотерапии. Создать условия для совместной деятельности детей, р...

Мастер -класс для педагогов "Весёлые пальчики"

Показать важность  работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер- класс для педагогов "Весёлые пальчики"

Цель мастер-класса - показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

Мастер-класс для педагогов "Весёлые пальчики"

Мастер-класс по развитию мелкой моторики для воспитателей «Веселые пальчики» Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....