"Водичка-водичка умой моё личико!"
материал (младшая группа)

Самойлова Елена Александровна

Воспитывать в детях привычку к чистоте и опрятности. Прививать культурно-гигиенические навыки детям младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Водичка – водичка умой мое личико».

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы  преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться.

Проблема: Что надо знать, чтобы быть здоровым?  Главное направление научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни.                                                        

 Цель:                                                                                                                                                                  Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.                                                                                        

Задачи: 

1.Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни; Формировать культурно-гигиенические навыки у детей. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;        

2.Развивать у детей  игровые умения  (отражать в игре процессы -  умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);                                                                                                                                                      3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.  
Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.                                                                              

Дети от 2-3 лет должны:

  • Следить за своим внешним видом;                                                                                                                          
  • Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания;                                            
  •  Вешать полотенце на место, пользоваться своей расчёской и носовым платком;                                                            
  • Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни;
  • У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Воспитание аккуратности

Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности. Аккуратность во всяком деле связана с культурой труда, сноровкой и дисциплинированностью. Итак, вы хотите научить ребенка аккуратности, но при этом не хотите сделать из него озабоченного чистюлю? Мы готовы вам помочь. 

Когда начинать? 
Уже в раннем возрасте необходимо прививать  детям гигиенические навыки, навыки бережного обращения с предметами личного пользования, поддержания порядка в доме, классе, школьной мастерской и т.д. Родители должны прививать детям элементарные гигиенические навыки, объяснять, и показывать, что и как надо делать. Проявляя при этом требовательность, взрослые в то же время, должны стараться заинтересовать детей соответственно каждому возрастному этапу. 

От рождения до 1,5 лет 

Бесполезно и даже вредно всерьез приучать к порядку ребенка до полутора лет. Он еще слишком мал, чтобы вообще понять разницу между порядком и беспорядком. Кроме того, у него еще нет необходимой координации движений, чтобы что-то делать аккуратно. Когда он пытается, есть сам, скорее всего вам придется убирать не только со стола и с пола, но вероятно, поменять ему всю одежду и даже иной раз вычесывать из волос макароны. Делать ошибки и устраивать беспорядок – необходимая и неизбежная часть обучения  ребенка любым новым навыкам. 
Чтобы уменьшить размеры бедствия, подстелите ему клеенку там, где малыш ест. Избегайте кормить ребенка в таких местах, где эта процедура может нанести серьезный материальный ущерб (например, на персидском ковре). Ведь для годовалого ребенка нормально и даже важно “устраивать” беспорядок – так он познает мир и взаимоотношения с ним. Поэтому разрешайте ему играть не только с игрушками, но и с едой (удовлетворив свой интерес, он потом перестанет с ней экспериментировать). 

От полутора до трех лет – приучаем к аккуратности 

Двухлетний Коля, сидя в ванной, плещется и хлопает по воде ладошками. Брызги, естественно, летят по всей ванной комнате, “Перестань Коля, – говорит мама, – смотри, ты залил весь пол!” Коля знает, что родители разрешают ему играть в ванной как угодно, но при этом вода не должна разбрызгиваться на пол. Обычно это условие выполняется, но сегодня он захотел подразнить маму, принимается плескаться, еще усерднее разбрызгивая воду... 
Обычно в два-три года дети начинают испытывать своих родителей, выясняя, как далеко они могут зайти в нарушении запретов. Пытаясь провести и жизнь принцип: “Никто не заставит меня сделать то, чего я сам не захочу”, они часто бросают родителям вызов в доступной и безопасной форме, сознательно устраивая беспорядок. Другой распространенный вариант вызова родителям связан с актуальным в этом возрасте предметом – горшком. В то время, когда ребенок начинает контролировать свои естественные отправления, он осознает, что хозяин тут он и, следовательно, он волен поступать по своему выбору – может сделать то, что маме нравится, а может и то, что не нравится.

Когда малыш намеренно устраивает беспорядок, нет смысла вступать с ним в пререкания. Ошибкой было бы выкрикивать: “Прекрати сейчас же! Я тебе покажу, как безобразничать!”, это только подзадорит его. Он примет ваш вызов и покажет свой характер не только в ванне и не только в этот вечер. Гораздо лучше дать ему понять, что вам не нравится, когда он так поступает, что вас это огорчает. Гуляя с ребенком на улице, разрешите себе вспомнить, что дети этого возраста любят, повозился в грязи, и лучше иногда им позволять это делать, если они заняты познанием мира, а не воспитанием своих родителей. Дайте ребенку все необходимое для “конструктивного” беспорядка: воду, песок, формочки, совок, мелки, краски и т.д. 

Однако в ежедневной жизни творческое начало ребенка – это нескончаемый беспорядок. Вы не хотите, конечно, подрезать крылья своему малышу? Но вы также не хотите опять и опять наводить порядок. К счастью, есть возможность совместить и то, и другое. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой – это будет мешать ему получать удовольствие от самого процесса игры и творчества. Но вы, можете поставить ребенку заранее определенные условия, оговорить некоторые общие правила, которые он уже в состоянии соблюдать. Если ребенок игнорирует ваши указания, будьте терпеливы и настойчивы, пока он не усвоит, что уборка – это необходимый и завершающий этап любой интересной затеи. Помогите ему, если хаос принял пугающие размеры, но не делайте за него его работу. 

Итак, подведем итоги 

Воспитание аккуратности - важное условие подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим, аккуратность воспитывает вся обстановка в семье. Если взрослые постоянно поддерживают чистоту и порядок, к этому начинают стремиться и дети. К четырем-пяти годам дети в состоянии самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры; чистить зубы, мыть руки перед едой, умываться. Они привыкают убирать свой уголок, свою постель, класть все на свое место: одежду, обувь, игрушки. Задача взрослых - настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности. Все правила поддержания порядка необходимо напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки. 
Но и не требуйте от детей безукоризненной чистоты. По большому счету, способность переносить некоторый беспорядок будет! Безусловно, более полезным качеством для душевного здоровья вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.

Список используемой литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.

3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.

4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г.

        

Приложение

Гимнастика для пальчиков упражнение  

« Моем руки»

. 

Ах, вода, вода, вода!                «Моем руки»: ритмично потирать ладошки,

 Будем чистыми всегда!            имитируя мытье рук 

Брызги – вправо, брызги – влево! Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок                                                           Мокрым стало наше тело!              , затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Полотенчиком пушистым                 «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное

Вытираем ручки очень быстро. вытирание каждой руки полотенцем. 

Петушок, петушок!

Подари мне гребешок?!

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу!

Позавтракали

Ах ты, Дашенька, неряшка -

На щеке засохла кашка!

В киселе, смотри, ладошки,

А в кудряшках - хлеба крошки!

Доедим всю кашу -

И умоем Дашу!

Нос и щечки мой, ручонка!

Будет чистая девчонка!

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило.

Ты, водица, лей, лей!

Б удут щечки розовей!

У девочки Майки

Зубки, как у зайки:

Остренькие,

Новенькие,

Белые,

Здоровенькие!

 

Непослушная ложка

Наша ложка непослушна:

Вместо рта полезла в ушко!

Ай, ай, ай, какая ложка!

Накажу ее немножко.

Мы сидим!

Мы глядим!

Потихонечку едим:

Ротик, ротик: ам - ам!

Кушай, ротик, сам - сам!

   

Сказка про непослушные ручки и ножки   Прокофьева Софья Леонидовна


Пошла Ойка-капризуля в гости к Зайчонку. Сидит Зайчонок за столом и ест суп из голубой тарелки.
— Садись, Ойка, — говорит Зайчонок. — Я тебя супом угощу. Съела Ойка полную тарелку супа.
— Теперь давай тарелки мыть, — говорит Зайчонок. Неохота ленивой Ойке тарелки мыть.
— Я бы помыла свою тарелку, — говорит Ойка. — Только вот мои ручки не хотят её мыть.
— А разве ты не хозяйка своих рук? — удивился Зайчонок.
— Нет, я не хозяйка своих рук, — ответила Ойка. — Они меня не слушаются. Мои ручки что хотят, то и делают.

— Ну что же, - вздохнул Зайчонок. — Тогда, Ойка, сходи на ручей за водой. Я чайник поставлю. Будем чай пить с пряниками.
Неохота ленивой Ойке за водой идти.
— Я бы сходила за водой, - говорит Ойка. - Только вот мои ножки не хотят идти.
— А разве ты не хозяйка своих ног? — ещё больше удивился Зайчонок.
— Нет, я не хозяйка своих ног, — покачала головой Ойка. — Они меня не слушаются. Мои ножки куда хотят, туда и бегут!
Только сказала эти слова Ойка, случилось вот что. Вдруг Ойка как вскочит с лавки. Прыг-прыг побежала она к двери. А потом скок-скок поскакала вниз по ступенькам крыльца. И дальше бегом по дорожке прямо в дремучий лес.

— Ой, ой! — закричала Ойка. — Вы куда, мои ножки? Ой, я не хочу в лес бежать!
А ножки её не слушаются. Бегут себе и бегут, прямо по заросшей тропинке в тёмную лесную чащу.

И Ойкины ручки тоже её не слушаются. То жгучую крапиву сорвут. То в дупло залезут, а там пчёлы жужжат, сердятся.
Поскакал Зайчонок к хорошей девочке Маше. Рассказал Маше, какая беда с Ойкой приключилась.
— Надо догнать Ойку, — говорит Маша. — Пропадёт она одна в дремучем лесу!
Бегут-торопятся Маша и Зайчонок по лесной тропинке.
— Ойка! Ойка! — закричала Маша. — Скорей скажи, что ты опять хочешь стать хозяйкой своих рук и ног!
— Ой, хочу, хочу! — заплакала Ойка. — Ой, никогда больше не буду лениться. Хочу опять стать хозяйкой своих рук и ног!
Только сказала Ойка эти слова, тут же её ножки остановились, а ручки бросили на землю жгучую крапиву.
— Ой, как хорошо! - обрадовалась Ойка.
— Пойдёмте ко мне чай пить с пряниками, — пригласил всех Зайчонок.
— А я за водой схожу, — сказала Ойка. — А потом чашки помою, дыхательное упражнение "Сдуй листочек".
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА, УМОЙ МОЁ ЛИЧИКО».

       Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализов...

Проект "Водичка, водичка умой моё личико..." 1 младшая группа.

Воспитание культурно - гигиенических навыков - неоходимым фактором в развитии детей раннего возраста....

НОД с элементами экспериментирования "Водичка, водичка, умой моё личико"

Цель данного занятия -- закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды и мыла. Воспитывать у...

Конспект комплексного занятия по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка, умой моё личико»

Конспект комплексного занятия по культурно-гигиеническим навыкам «Водичка, водичка, умой моё личико»...

Проект в группе раннего возраста "Водичка, водичка, умой мое личико"

«Водичка, водичка, умой мое личико!»группа раннего возраста Среднесрочный проектПроблема: Привитие культурно- гигиенических навыков; организация процесса умывания детей в детском саду и дома...