Эвритмическая гимнастика.
учебно-методический материал (старшая группа)

Горбунова Оксана Вячеславовна

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эвритмическая гимнастика.34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

- расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

         В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собраннности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.

         Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

         Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно – педагог обозначает только начало каждой части. Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки.

Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку; причем сначала задействованными оказываются отдельные группы мышц, затем в работу включается все большее их число. Педагог контролирует степень утомляемости детей.

Сюжеты не должны часто повторяться (полностью).

 При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер упражнений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. В музыкальном сопровождении следует учитывать временные интервалы занятия.

Детям нравятся игровые тематические циклы и сюжетные композиции типа «Игрушка», «Зоопарк», «Путешествие», «Спортсмены» и т.д. каждое упражнение в таких комплексах носит не просто игровой – подражательный характер.

         При проведении гимнастического комплекса не стоит давать большую дозировку: дети быстро утомляются от воспроизведения одинаковых упражнений.

В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

 - после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать);

 - затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением);

 - на дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

    Аэробику (комбинации базовых шагов) вводим через месяц после начала занятий. Когда дети освоят основы ритмической гимнастики и аэробики даются задания на фантазию.

   После разучивания гимнастических упражнений, танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

   Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки», или «стоп-упражнения». Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки», «человек-оркестр», «танец рук», «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

    По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

  Общеразвивающие упражнения в эвритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой. В основной части предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.

   В начале все упражнения выполняются стоя. Затем идут бег и серия прыжков самых различных видов. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была намного выше подготовительной. После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук. При этом уменьшается вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги. Каждый комплекс заканчивается упражнениями на дыхание, расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Во время гимнастики необходимо все время напоминать детям об осанке и дыхании. И не забывать, что нашими спутниками должны быть улыбка и доброжелательные замечания.

   Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат.

   Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть преподавателя.

    На занятиях желательно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации к занятиям эвритмической гимнастикой.

    Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима – бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам т.д.; весна – перепрыгивание через ручейки; осень – сбор урожая; лето – бег по траве, дыхательные упражнения и т.д.

    Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.

  Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой.

    В самом начале занятия дети двигаются свободно, но, стараясь, не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется с вдохом. Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание - прохлопать ритм имени, состоящего из двух - трех слогов, и догадаться, какое это имя.

          Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мягкой игрушкой или мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эвритмической гимнастики в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

В данном конспекте представлен игровой тематический цикл "Ритмика для Бобика, выполнение упражнений с речетативами для развития речевой моторики, чувства темпа, ритма движения....

Эвритмическая гимнастика

Комплексы упражнений для эвритмической гимнастики....

Эвритмическая гимнастика для дошкольников

ЭВРИТМИЯ (с греч. – «прекрасный ритм», «прекрасное движение»)  Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмиче...

Консультация для воспитателей «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекра...

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разра...

"Эвритмическая гимнастика для дошкольников"

Консультативный материал для педагогов коррекционных групп....