Предотвращение дислалии
учебно-методический материал (старшая группа)

Кочнова Мария Павловна

Предотвращение дислалии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dislaliya.odt25.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСЛАЛИЯ 

Дислалия бывает  как функциональная и механическая.

 Среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин “дислалия” означает расстройство речи. При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий через день. (Исключение составляют тяжелые случаи механических дислалий.) Термин “дислалия” был введен в 30-х годах XIX столетия Шультессом, который противопоставил ее алалии — полному отсутствию речи. Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные. К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка. что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера. Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрий, алалий, афазий и даже тугоухости также часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой — далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования.

Таким образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся как чисто функциональные, нередко при более тщательном изучении оказываются органическими. Кроме того, в такой сложной системе, как речь, органические изменения в одном звене обычно вызывают функциональные изменения в других частях системы. Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба. Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта. Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними). Аномалии прикуса могут иметь различный вид. Прогнатия —верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними. Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти . Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; в одних случаях промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально — передний открытый прикус ; в других случаях  передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами —

боковой открытый прикус: он может быть двусторонним, левосторонним или правосторонним.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах при помощи наложения на зубы специальных шин. Регуляция оказывается наиболее эффективной в возрасте от 5 до 6 лет и от 10 до 12 лет, когда кости наиболее пластичны.

В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и последующими рубцами, а также в результате различных болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте,— это приобретенные дефекты.

Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение.

Например, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей — на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки — на произношении р и шипящих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....

Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.

Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ...

Дислалия

ДИСЛАЛИЯ        Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согла...

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение  Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...

Что такое "дислалия". Механическая дислалия.

В материале в доступной форме объясняется такой вид нарушения звукопроизношения, как дислалия. Рассматривается механическая дислалия, её причины....