КОНСПЕКТ ОД "Вкусная каша - энергия наша"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карасени Светлана Викторовна

Конспект по познавательному развитию поможет детям сформировать представления о каше, как о полезном продукте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_-_energiya_nasha.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по познавательной деятельности «Полезная каша – энергия наша».

Подготовительная группа

Цель: Расширять кругозор детей. Совершенствовать познавательные способностей детей, способствовать тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию о продуктах.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей о таком блюде, как каша. Формировать у детей представление о необходимости употребления каши в пищу, о пользе каши в рационе детского питания и ее значимости для организма и о разнообразии каш.

Познакомить с историей каши и различными способами приготовления гурьевской, петровской, кашей по-суворовски.

Продолжать учить понимать смысл поговорок, фразеологизмов, пословиц.

Учить детей использовать полученные знания в жизни и деятельности.

Стимулировать собственные высказывания детей.

Формировать представления о приготовлении гречневой и геркулесовой каш.

Расширять представления о видах каш, круп, их значении для здоровья человека; сформировать представление о каше, как обязательном компоненте меню. 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать у детей навыки общения.
Развивать речевую и мыслительную активность.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Воспитывать чувство благодарности к труду людей.

Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом; быть обходительными в застольном общении.

Укреплять преемственные связи детского сада с семьёй.

Предварительная работа:

Предварительная словарная работа- пир, энергия, витамины, питательные вещества, сытная, деликатес, десерт, рецепт, граф, расхлёбывать, век, подошва, неразбериха, путаница, враждующие, противники.

Беседы о витаминах, здоровом питании, о полезных и вредных продуктах.

Беседа о Петре I по ДК, о Суворове А.В.. Рассматривание иллюстраций с их изображениями.

Ход занятия:

 – Здравствуйте, дети и гости дорогие! Слово «здравствуйте» означает (может быть, вы знаете?), что я желаю вам здоровья и хочу, чтобы вы тоже поздоровались друг с другом, улыбнулись самой доброй улыбкой, и я думаю, ваше настроение поднимется. Вот я вижу, что настроение у вас замечательное. Теперь скажите всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Все удобно расположились? Тогда давайте начнем.

Сегодня я расскажу вам что-то очень интересное про вещь давно и всем известную. Но прежде чем начну, попробуйте сами угадать, о чем будет идти речь. Вот вам небольшая подсказка -   это "Мешочки с секретом" возьмите их, потрогайте и определите,  что там может находиться   (дети передают тканевый мешочек с крупой и высказывают свои предположения). После того, как каждый назовёт содержимое мешочка, прочитать загадку - подсказку, (но ещё не ответ), определяющую тему занятия:

Я бываю манною

гречневой, овсяною,

рисовой и пшённой.

Насыпайте осторожно,

ведь просыпать меня можно.

Дети: Крупа.

Открыть мешочки, когда дети отгадают загадку.

Что же здесь, давайте посмотрим? Вот сколько разных круп в мешочке.

- А как называется кушанье из крупы, вареной в воде или молоке с такими добавками, как соль, сахар, фрукты?

Дети: Каша!

- Правильно, сегодня у нас очень вкусная тема занятия – «Полезная каша – энергия наша».

И будет беседа наша о вкусной русской каше.

СЛАЙД 

Каша – одно из древнейших русских блюд. Само слово «каша» в давние временаозначало кушанье, приготовленное из зерна, а в зёрнах очень много полезных веществ и витаминов, необходимых для роста, для борьбы с болезнями человека, для защиты организма от старения. Люди, которые жили задолго до нас словом «каша» называли «праздник, пир». Ни одно большое или маленькое событие в жизни людей не обходилось без каши. Ели кашу все – и бедные и богатые и очень её любили. Каша считалась лакомством, как, например, сейчас шоколадные конфеты или мороженое.На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни.

СЛАЙДОсобенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы.

СлайдКрутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами.

СЛАЙДКаши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому в кашу добавляли сахар, мёд, варенье, сухие и свежие ягоды.

Слайд черный

Хороша каша и с маслом, и с молоком, и на гарнир, и в запеканку. Даже в начинку для пирогов годится!

Ребята, а знаете ли вы, что есть очень много известных выражений со словом «каша», их создал русский народ!

Вот, например, как вы думаете, что означает поговорка

«Мало каши ел» (ответы детей) Это когда у человека нет сил , он не справляется с делом, не может что то поднять тяжелое, открыть тяжелую дверь. О тех, кто плохо работает, про слабого работника.

 «У него каша в голове» -Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях. Ничего я не пойму: Что? К чему? И почему? Мыслей в голове – сто две… Вот так каша в голове.

 «Каша во рту » – о невнятном, непонятном  произношении. Давайте представим, что во рту у нас каша, которую мы никак не можем проглотить. Сможем ли мы рассказать что-нибудь своему другу, прочитать стишок, спеть песенку? Говорить нужно четко, ясно, так, чтобы все люди понимали тебя.

Может быть кто то из вас слышал выражение «Ну и кашу ты заварил!» - «Заварить кашу» - это значит создать проблемы себе или окружающим, создать ситуацию, из которой трудно выпутаться, тяжело выбраться.  

Но есть и противоположное выражение:

«Расхлебывать кашу» – Тут всё наоборот – искать выход из сложной, запутанной ситуации.

«Просят каши» сапоги, ботинки, туфли – изношенная обувь с полуоторвавшейся подошвой напоминает раскрытый рот;когда  кормят маленького ребенка – он рот открывает-отсюда и шутливый образ. «Просят каши ботинки» если они порвались, продырявились.

А еще про кашу  раньше было много разных историй и традиций. Например

Слайд Раньше, при сватовстве (когда жених приходил знакомиться с  родителями невесты) невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой.

Слайд Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проявлялась прочность их чувств.

Слайд В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».

Слайд Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть «мирную кашу». Без неё договор считался недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили:«С ним каши не сваришь!». Не договоришься, дело не сделаешь. Выражение это дошло и до наших дней.

Каша раньше и сейчас является основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

Вот такие забавные, занимательные истории у слова каша.

Слайд черный

Двигательная минутка

- Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.

- Попрыгали те, кто любит красный цвет.
- Поменялись местами те, кто завтракает.

- Подняли руки вверх и похлопали в ладоши те, у кого в группе есть друзья.
- Поменялись местами те, кто любит кашу.

- Поменяйтесь местами те, кто не любит кашу

-Положили руки на колени, те кто, сейчас бодрый, энергичный.

Продолжим.

Ребята, каждый день в детском саду повара готовят для вас разные вкусные блюда. Мы едим с вами несколько раз в день, но самым главным для нас остается завтрак.

Слайдс изображением готовых блюд.

Ребята, перед вами картинки с изображением готовых блюд, что бы вы хотели на завтрак?

Скажите, как вы думаете какой завтрак самый полезный? Что выберете?

Дети: Кашу

Утром обязательно мы должны кушать кашу. Как вы думаете почему?

Дети: ответы ….

Слайд завтрак с кашей в группе. 

Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество витаминов и других полезных питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом, каша хорошо влияет на пищеварение. А ещё с утра бывает много различной работы: и поиграть и позаниматься нужно, на всё это тратится много сил и энергии. И каша нам дает энергию на целый день, помогает  перенести учебные и физические нагрузки!

Вам часто взрослые говорят «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть каши, силы не будет», «Каша полезна на завтрак, будешь сильным и умным». Но некоторые из вас неохотно едят кашу. А зря… каша –еда сытная – съешь утром тарелочку и до самого обеда про еду не вспомнишь.

- Так значит в какое время суток лучше всего кушать кашу? (Утром)

Без каши невозможно представить утро человека, который заботится о своём здоровье. Люди, которые регулярно утром едят кашу находятся в лучшей физической форме, меньше болеют.

Слайд Пишут, что В.В. Путин каждое утро начинает с каши, причём она всё время бывает разная: рисовая, гречневая, пшеничная…

Какие названия каш ещё вы знаете, какую кашу на завтрак дают в нашем саду?

Слайд (пшённая, перловая, манная, дружба, кукурузная, геркулесовая)

Кто хочет вырасти большим и сильным, обязательно должен есть кашу.

- А вы любите кашу? 

Назовите кто какую кашу любит? (ответы детей)

Как видите, разнообразию каш нет границ.

А еще бывают каши с такими названиями (может быть вы слышали): суворовская, гурьевская, петровская.

Послушайте, расскажу вам о них, как они появились.

СлайдВеликим человеком был Александр Васильевич Суворов -умный, рассудительный, полководец. Сколько сражений выиграно им, сколько трудных задач решено. Об этом мы говорили, помните?  А знаете ли вы, что благодаря Суворову на свет появилось новое блюдо - каша по-суворовски. А произошло это совершенно случайно: окруженный войсками противника был вынужден совершить труднейший переход через горы Альпы. С каждым днем численность нашего войска сокращалась, люди умирали от усталости, холода и вдобавок ко всему, от голода. Перед главнокомандующим стояла одна, единственная задача - накормить своих солдат. Но как это сделать.  Суворову доложили, что остались небольшие запасы пшена, перловки и гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. О том, что это будет не вкусно или не съедобно он не думал, он знал одно - это будет горячая еда, которая поможет людям. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено и перловка, горох. В итоге появилось новое блюдо- каша из нескольких круп, которое вошло в историю под названием СУВОРОВСКАЯ КАША. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии. Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп полезнее, чем из одной. Кто помнит, как называется каша в саду из двух видов круп?

Слайд А сейчас я расскажу вам историю одной из самых интересных каш - Гурьевской каши.

Появилась знаменитая каша около 200 лет назад (в начале XIX века). Однажды граф Гурьев гостил у своего приятеля. Приятель, желая удивить графа, приказал своему повару Захару Кузьмину сотворить необычный обед. Еды повар приготовил много: и гусиная печенка, и тертые рябчики, и черная икра, но главный сюрприз ждал графа в конце. На десерт было подано блюдо, специально изобретенное по этому поводу Кузьминым, - нежнейшая каша из манной крупы на молоке с добавлением орехов (лесной, миндаль, грецкий), сливочных пенок и сушеных фруктов (курага, изюм). Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать повара в столовую и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши граф еще никогда не ел. Гурьеву каша настолько пришлась по душе, что он захотел есть её каждый день и попросил повара переехать работать к нему в дом и сделал своим домашним поваром. 

Гурьев с удовольствием угощал дивной кашей своих гостей, и скоро о ней знали многие и в народе её прозвали гурьевской (по фамилии), совершенно не догадываясь о том, что изобрёл её вовсе не Гурьев  (имя же действительного изобретателя, повара Захар Кузьмин). 

Гурьевская каша – одно из вкуснейших блюд традиционной русской кухни, другое ее более современное название - манная каша. Но приготовлена она особым способом, это полезное и сытное блюдо. Знаменитая гурьевская каша, справедливо названа «царь-кашей».

Слайд Теперь расскажу о петровской каше.

Названа она так, потому что ее любил Петр 1. Что же это за знаменитая каша?

Кто то любит овсяную кашу, другие – гречневую, а вот из всех каш Царь предпочитал простую, сытную, дающую силу и энергию - перловую кашу. А знаете,как готовили на царской кухне это блюдо? Перловку   замачивали на 12 часов в холодной воде, а затем шесть часов она варилась (томили) в  молоке в русской печи без добавления соли и сахара. Подавали же кашу со сливками, придавая сладость уже после приготовления. Такая перловка имела неповторимый вкус и была поистине шикарна. Добавлю, что характерной особенностью Петра I было пристрастие к горячей, прямо с огня пище. И кушанья ему подавались из кухни в обеденную залу через специальное окно, чтобы было быстро, и еда не успела остыть.

Добавлю про перловку. Солдат в армии кормили ею раньше и сейчас. Она способствует наращиванию мышечной массы, и даже самые худощавые юноши после службы в армии возвращаются возмужавшими и поправившимися.

Конец слайдам

Ребята, а вы умеете варить кашу? А хотите мы вместе сейчас ее сварим…

Пойдемте, сварим и поедим кашку – вкусняшку!

Проходите и познакомьтесь: это мама нашей воспитанницы Марты - Людмила Игоревна. Она покажет как варится каша, а вы помогайте советами, следите за процессом приготовления. Кашу мы будем варить такую: посмотрите на крупу и скажите (гречка и геркулес)

Начнем с гречки. Возьмем нужное количество крупы. Сначала ее надо промыть под холодной проточной водой. Сделать это можно с помощью сита, или набрав и слив воду в кастрюлю с гречкой. Промывание повторять минимум дважды, пока вода не станет прозрачной. Так мы смоем остатки крупяной пыли. Затем добавляем воды. Засыпаем соль. Накрываем крышкой и варим некоторое время, не помешивая.

Геркулесовые хлопья мыть не надо. Наливаем молоко (или смесь молока с водой) в кастрюльку и доводим до кипения. Постоянно помешивая кипящую жидкость, высыпаем в кастрюльку геркулесовые хлопья. Не переставая помешивать, варим кашу в течение 3 минут. Добавляем в кашу сливочное масло, соль и сахар, перемешиваем все и на 5-10 минут оставляем кашу настаиваться под крышкой. Всего 15 минут и наша полезная и очень вкусная каша готова.

Воспитатель Дети, пока каша варится, давайте поиграем.

 – Отгадайте загадку: без чего кашу не съесть?

Правильно, без ложки!

Сейчас давайте поиграем в игру она так и называется «Ложки». (на столе разложить по кругу ложки на одну меньше, чем детей) Дети, под музыку, двигаются подскоками вокруг стола. Как только музыка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило — выбывает из игры. Затем одна-две ложки убираются. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку. Он и становится победителем.

Воспитатель – Пока вы в ложки играли, у нас кашка поспела! Сейчас будем угощаться. Помойте руки и проходите за столы.  

Прошу, не стесняйтесь, кашкой сладкой угощайтесь! 

Замечательная вышла каша! Душистая, ароматная, рассыпчатая!
Каша очень вкусная, питательная: организм насыщает, руки силой наполняет.

Станете вы от каши и сильней и краше.

Приятного аппетита…

Общение за столом:

Любишь ли ты кашу?

Всегда ли ты кушаешь кашу в саду?

Готовят ли твои родители дома кашу?

Какая для тебя самая любимая?

- Дети, а народ, в пословицах про кашу как правильно подметил:

Хороша кашка, да мала чашка.

Кашка густа, да чашка пуста.

Кто смел, тот и кашу съел.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Поели кашу…..

– А сейчас давайте-ка посмотрим, какими сильными вы стали, поев каши.

Игра  «Перетяжки» (перетяни канат)

А мы сейчас проверим.

Кто сильнее из ребят,

А ну беритесь за канат.

Тот, кто перетянет,

Самым сильным станет.

Игра «Силачи». 

Мячи с ручками (прыгунки) дети поднимают, как гири, зрители считают количество рывков.

Итог -  на подушках

Ребята, что нового вы узнали о каше?

Из каких круп можно приготовить кашу?

Чем полезна каша? (каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей) богаты белками, углеводами, клетчаткой.

А запомнили ли вы как кашу сделать вкуснее? (добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику).

Чтобы вам было легче высказать свои впечатления, давайте я начну, а вы продолжите:
Я узнала …

Мне было интересно …

Я понял, что …
Я теперь буду…

Воспитатель: Ну, что ж, делу - время, потехе - час. Вы очень много узнали сегодня о каше – матушке нашей, пошумели, поиграли. Понравилось вам все?

Будьте умными ребятки, ешьте больше каши и не только в детском саду, но и дома всей семьёй, укрепляйте и сохраняйте своё здоровье.

Я думаю, кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестренкам и братикам о пользе каши.

А это рецепт Гурьевской каши для вас и ваших родителей. Обязательно прочитайте и сварите вместе с мамой такую кашу.

 Вот и подошел  к концу наш вкусный  и полезный праздник. Доброго  всем здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Конспект занятия "Каша - сила наша"

В данном конспекте изложены цели и задачи, этапы проведения занятия на тему: "Каша - сила наша"....

Конспект НОД Каша-здоровье наше

Дети в детском саду, не всегда с желанием едят каши. Наша цель-повысить значимость этого продукта, узнать о каше, как можно больше....

Конспект открытого занятия Тема: «Каша — матушка наша!» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе)

данный материал содержит интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Каша - матушка наша!"....

Конспект НОД «Каша – матушка наша»

Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке. Каша - это полезная еда, которая помо...

Конспект НОД "Каша- сила наша". Старшая группа

Цель занятия: Формирование  здорового  образа жизни....