Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

В статье описано, как можно  использовать конструктор ТИКО в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizo_tiko_dok.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

                                                                           воспитатель Авдеева Л.В

Одной из основных задач физического воспитания современных детских дошкольных учреждений является развитие и формирование здорового образа жизни у детей, создание мотивации, обучение и привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом. Правильно организованная предметно-пространственная среда является важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни, а это, прежде всего двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Современный мир так устроен, что быстрый прогресс компьютерной технологии шагнул далеко вперед и детям интереснее проводить время за компьютерными играми, чем двигаться, играть в подвижные игры и даже просто гулять на улице. Вот поэтому необходимо на занятиях использовать как стандартное, так и что-то новое – нестандартное, чтобы привлечь детей к занятиям физкультурой и спортом и было интересно, с удовольствием играть в разнообразные игры, эстафеты, устраивать конкурсы и аттракционы с ним. Ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул к работе.                                                                                                                    Современная статистика свидетельствует: здоровье детей к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.                                                                                                                                   В своей работе мы используем конструктор ТИКО, Практика показывает, что наборы ТИКО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития. Он многофункционален и предполагает большой диапазон построек.

     Использования ТИКО-конструктора проявляется в следующем:

— быстро устанавливается контакт между ребенком и воспитателем;

— у ребенка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;

— улучшается физическое состояние ребенка (развивается мелкая моторика рук, скоординированность движений тела, рук, пальцев);

— формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально-волевая сфера ребенка;

— у ребенка заметно повышаются способности к концентрации внимания, появляется целеустремленность доведения задуманного до конца, умение работать в коллективе;

— улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.

   Конструкции ТИКО можно использовать в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

 С использованием конструкций «кубиков, кирпичиков» проводиться утренняя гимнастик.

Организуются корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия «по дорожке», для осанки «пронеси - не урони» и равновесия «пройди по дорожке » и др.

Также кубики ТИКО применяются во время НОД по физической культуре для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений

 Можно дать детям элементарные знания самомассажа используя конструкции, ТИКО конструктора в качестве предмета для массажа.

 С использованием конструкций ТИКО (октаэдр) проводиться пальчиковая гимнастика для активизации мелкой моторики рук                                                            Прочные в соединении детали набора можно использовать в подвижных играх в качестве физкультурного инвентаря или атрибутов для игр, например, для построения полосы препятствий. Так же можно использовать ТИКО для ознакомления с олимпийскими объектами, например, пусть дети помогут построить собственный Олимпийский стадион.

Используя ТИКО-конструкции, можно соорудить полосу препятствий и сектор для метаний. Ручка от щетки, положенная на конструкции, послужит перекладиной для прыжков в высоту.                    

 Организуются игры - соревнования: «самая высокая башня», «кто первым построит дорожку», «попади в коробку», «построй светофор» и др.                                                                                     Набор ТИКО можно применять для организации подвижных игр, спортивных праздников и развлечений                                                                          

 На таких занятиях, я думаю, будет поддерживаться интерес у детей. И дети с удовольствием будут заниматься физической культурой и спортом, а соответственно и развиваться!  

Набор ТИКО соответствует современным требованиям к предметно-развивающей среде, отвечает принципам полифункциональности и трансформируемости.                                    

 Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Список литературы:1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада: из опыта работы /Л. В. Куцакова. – М. :Просвещение, 1990.- 158с.2. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада/ З.В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.-159с.3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду:Программа и конспекты занятий. М. ,20074. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительногоматериала в средней группе. - М. :Мозаика-Синтез, 2006- 64 с.5. Кудрявцева Е. А., Попова Г. Н. «Конструирование из строительного материала».

Приложение

Комплексы самомассажа конструкциями ТИКО

Упражнение «Солнышко»

(дети в свободной позе, в руках по кубику ТИКО , глаза закрыты)

слова действия

Солнышко проснулось. Дети открывают глаза

Головы коснулось. Кубики ТИКО соприкасаются с лобной частью головы

Лучиками провело и погладило. Медленными движениями проводят линии от

лобной части головы к затылочной(3-4р)

Ручки разбудило. Кубиками ТИКО  плавными движениями проводим

линии от плеча к кисти руки поочередно меняя руки(3-4р)

Ножкам дверь открыло. Кубиками ТИКО  плавными движениями проводим

линии от колен к стопе руки(3-4р)

Упражнение «Молоточек»

(соединить кубик ТИКО)

слова действия

Кубик в руки я беру

По ладошке постучу

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Активно стучим по внешней и внутренней стороне

кисти руки

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Да-да-да, да-да. Каждый пальчик с внутренней стороны кисти руки

простукиваем

Упражнение «Дорожка-точка»

(соединить кубик ТИКО )

слова действия

 ТИКО по руке идёт. Плавно перемещаем кубик ТИКО от кисти руки к плечу,

максимально прижимаем кубик.

Серединку в ней найдёт. Сгибаем руку в локте, кисть кладём на плечо.

Чтоб внимательными стать. Круговыми движениями массируем локтевой сустав

Надо точки нажимать. Максимально плотно, отрывисто прижимаем кубик ТИКО к

локтевому суставу.

Упражнение «Колесо»

(дети сидя на полу, ноги согнуты в коленях, кубики ТИКО на коленном суставе)

слова действия

На коленке кубик ТИКО

Крутит быстро колесо. Круговыми движениями в медленном темпе

массируем коленный сустав

Быстро, быстро закружились. Увеличивая амплитуду вращения, массируем

в быстром темпе коленный сустав

Скажем всё-остановились. Кубики ТИКО  после массажа кладем под

колени

ТИКО -ИГРЫ (подвижные)

Кто быстрее

.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора ТИКО на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет фигур ТИКО и своя фигура.. Игроки по одному переносят фигуры с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

ТИКО на голове.

Материал: конструкция ТИКО

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладёт на конструкцию ТИКО. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Передай кирпичик ТИКО

Материал: 1 большой кирпичик ТИКО.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

ТИКО– ПАЛЬЧИКИ (пальчиковая гимнастика)

Слова Действия

1, 2, 3, 4, 5!

В конструктор будем мы играть! (Загибаем - разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать! (Кулачки -ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем. (Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание  конструкции

между ладонями)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем. (Меняем положение рук прокатывание

 конструкции между ладонями, левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём! (Сжимаем конструкции в правой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём. (Сильно сжимаем в левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём! (Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)

Примерные упражнения:

• ходьба с ТИКО -кирпичиком на голове – положить кирпичик на голову, держа осанку, пройти по прямой, по кругу;

• ходьба по ТИКО -пластинам, руки в стороны – на полу разложить по прямой пластины и пройти по ним босиком, держа руки в стороны, сохраняя устойчивое равновесие;

• самомассаж ТИКО -кирпичиком рук - от пальцев к плечу правой/левой руки; ног - сверху вниз;

• массаж спины друг другу – можно стать по кругу друг за другом и стоящий сзади, кирпичиком проводит сверху вниз стоящему впереди. (Можно массаж проводить в паре.)

• дыхательные упражнения – загони мяч в ворота.

подбираются в соответствии с возрастом детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные дейст...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности   детей старшего дошкольного возраста

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста...