"Неизведанное рядом" Рабочая программа факультатива по опытно-экспериментальной деятельности с детьми от 3 до 4 лет
презентация к уроку (средняя группа)

Токарева Ирина Владимировна
 Программа факультатива направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ.docx208.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 8 «Радуга»»

         

"Неизведанное рядом"

Рабочая программа  факультатива по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми от 3 до 4 лет

в группе №9 «Теремок» на 2020 – 2021 год

                                              

 

http://umka-pnz.ru/wp-content/uploads/2016/05/0HDOxcVgst8-1024x759.jpg

 

 

Руководитель факультатива

                                                            воспитатель И.В.Токарева

Пояснительная записка

   Программа составлена с учетом ФГОС, на основе Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы  Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.

  Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

    Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

    Программа факультатива направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

 Цель программы факультатива

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

 Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении совместных творческих конкурсов, открытых мероприятий, создании детско-родительских проектов, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы: оборудована мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа факультатива  рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 1 год, октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 15минут.

Форма проведения занятий   - занимательные игры - занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия).

Содержание исследовательской деятельности детей

      Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
     Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
    Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  1. О человеке (строение, признаки пола, органы чувств).
  2. О явлениях неживой природы (воздух, вода, снег, песок, камни).
  3. О физических явлениях (свет, вес, звук, теплота).
  4. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  5. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
  6. О способах исследования объекта.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Факультатив  «Неизведанное рядом» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

        

Перспективно - тематическое планирование

опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет

«Неизведанное рядом» на 2020 – 2021год

Группа №9 «Теремок»

Тема

Цель

Материалы и оборудование

Октябрь (Человек)

Веселые человечки играют

Познакомить со строением тела человека

Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (стр. 13, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Нарисуй свой портрет

Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей

Фломастеры, зеркала маленькие, салфетки, кисти, клей (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Починим игрушку

Познакомит с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение)

Образцы контура тела человека, изображение эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и мальчиков (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Наши помощники

Познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

«Чудесная коробочка» в которой находятся различные пахучие продукты, непрозрачный чайник с водой (стр. 15, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление книжек «Береги свое здоровье»

Ноябрь (Неживая природа. Воздух)

Что такое воздух

Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве

Полиэтиленовые пакеты, таз с водой, модель кораблика, горячая вода, термос, чайник (стр. 6,8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара, трубочки для коктейля (стр. 6,7, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Поиграем с ветерком»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

Веры и султанчики, зеркала (стр. 7, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Игры с мыльными пузырями и вертушками

Научить пускать мыльные пузыри, обучать детей отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности

Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, стаканчики с мыльным раствором, вертушки (стр. 8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление вертушки в домашних условиях

Декабрь (Неживая природа. Вода)

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Три одинаковые емкости, закрытые крышками, сахар, соль, стаканчики на каждого ребенка

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Три одинаковые емкости, закрытые крышками, сахар, соль, стаканчики на каждого ребенка

«Свойства и качества воды»

Закреплять знания  детей о свойствах воды

Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло, палочки ( стр. 93, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

«Окрашивание воды»

Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

Емкости с водой, краски, салфетки (стр. 93, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

Изготовление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде.

Стаканчики, краска, емкости для размещения, формочки, веревочки (стр. 5, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: создание родительских мини проектов «Волшебница вода»

Январь (Неживая природа. Снег)

«Снег, какой он?»

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле),  в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Емкости и оборудование для исследования свойств снега (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»).

«Как из снега получить воду»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Емкости для собирания снега, лупа, тарелочки на каждого ребенка (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»).

«Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

Емкости для проведения опытов со льдом (Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»).

Итоговое мероприятие: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке.

Февраль (Физические явления. Свет, вес, звук, теплота)

«Что в коробочке?»

Познакомит детей со значением света, с источниками света, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделаны прорезь, фонарик, лампа (стр. 9, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Легкий - тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Различные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с  песком и листьями, камешками и пухом, с водой и травой, подбор символа («тяжелый», «легкий») (стр. 10, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Что звучит?»

«Музыка или шум»

Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан, музыкальные инструменты, пластиковые баночки с различными наполнителями (горох, пуговицы, вата и пр.) (стр. 11, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Горячо-холодно»

Научить детей определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка, мелкие предметы из дерева, металла, стекла (стр. 12, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие : оформление фотовыставки «Юные фокусники»

Март (Рукотворный мир. Свойства материалов)

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала (стр. 16, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Древесина, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества и свойства

Деревянные предметы, емкость с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материалов (стр. 17, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Ткань, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.

Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала (стр. 17, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»)

«Глина, ее качества и свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала (стр. 18, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

«Почва, ее качества и свойства. Посадка лука»

Познакомить детей со свойствами почвы, ее значением для растений. Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Лук, земля, коробка из прочного материала, палочки (стр. 94, 95, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

Итоговое мероприятие с участием родителей: организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала)

Апрель (Неживая природа. Песок, камни)

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Песок, вода, формочки, одноразовые тарелочки, ложки (стр. 92, В.Н.Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ).

«Пирожки для Мишки»

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Поставки, фартуки, вода, песок, игрушки мелкие пластмассовые.

«Сравнение песка, почвы и глины»

Познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

Песок, глина, почва, игрушки из глины, комнатные растения, столик для проведения опытов с песком и водой.

«Разные камушки»

Познакомить детей со свойствами камней (твердые, гладкие и острые, большие и маленькие и пр.), представление о том, как можно использовать.

Камни различной фактуры, величины, цвета и др.

Итоговое мероприятие - игра «Путешествие в мир чудес»

Май (Неживая природа)

«Поиграем с солнышком»

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка.

«Что в коробке»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Фонарик, свеча, лампа, коробка картонная, металлическая пластина.

«Волшебные дощечки»

Учить детей определять с помощью пальцев форму, структуру поверхности

Предметы с различной поверхностной структурой (гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, холодная, теплая и др.)

«Мы фокусники»

Открытое мероприятие для родителей. Познакомить родителей с тем, чему дети научились за год.

Материал, оборудование и пособия для проведения итогового открытого мероприятия (авторская разработка)

Работа с родителями

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

  • Привлечение родителей к поддержанию познавательного интереса детей через опытно - экспериментальную деятельность в детском саду и дома:

- изготовление книжек «Береги свое здоровье»;

- изготовление вертушки в домашних условиях;

- создание родительских мини проектов «Волшебница вода»;

- привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке;

-  оформление фотовыставки «Юные фокусники»;

- организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала).

  •  Практическая часть: Открытое занятие-игра для родителей «Путешествие в мир чудес».
  • Оформление папки «Мои открытия»
  • Изготовление картотеки игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку»

Список литературы

1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. ТЦ Сфера, 2005

2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

5. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

6. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

8. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

10. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...