Мастер класс
консультация (младшая группа)

Зацарная Валерия Сергеевна

Комплекс Гимнастики после дневного сна 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

«РОМАШКА»

(МАДОУ «Ромашка»)

МАСТЕР-КЛАСС

            Для педагогов дошкольных учреждений

«КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА»

Подготовила инструктор по физической культуре:

 Зацарная Валерия Сергеевна

Цель: - ознакомить с одной из форм оздоровительной работы — гимнастики после дневного сна.

Задачи: 

-Познакомить с теоретическими основами оздоровительной гимнастики после сна.

-Вовлечь педагогов в совместную деятельность оздоровительной гимнастики.

      Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна.

-гимнастика в постели,

-ходьба по “тропе здоровья”,

-дыхательная гимнастика,

-самомассаж.

-Методика проведения гимнастики после дневного сна.

       Оборудование: гимнастические коврики, рельефные дорожки, дорожки здоровья, магнитофон

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования

План:

Теоретическая часть (Консультация)

Практическая часть (Занятие)

Гимнастика после дневного сна как комплекс специальных упражнений, направленных на профилактику нарушений в развитии детей.

 Конкультация.

Гимнастика после сна- это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения осанки и плоскостопия, пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа головы, рук и ног, закаливающие процедуры.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.        ".        

Предметом нашего обсуждения станет такая форма оздоровительной работы, каг гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже  немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом  предъявляемых требований сложно. Группу посещают 17-25детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К  примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет,  третий перешел из другого детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания.

            Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Методика проведения оздоровительной гимнастики

после дневного сна.

 Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

           Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, Они выполняются в течении 2-3 минут.

Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд.

Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры:        умывание, обтирание. Общая  длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Практическая часть

А сейчас мне бы хотелось вместе с вами провести комплекс оздоровительной гимнастики.

   I. Давайте вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

  • Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.
  • Пошевелите пальцами рук и ног, сожмите пальцы в кулак.
  • Разотрите ладоши до появления тепла.
  • «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
  • Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот.
  • Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
  • Прогнитесь.
  • Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладоши вверх.

Молодцы! Спасибо! Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.

        Гимнастика в постели также может включать такие элементы, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.

Длительность гимнастики пробуждения - около 2-3 минут.

II. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и '

комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия.

В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.

Детям (педагогам) предлагается:

  • Ходьба на носочках («лисичка»).
  • Ходьба на внешней стороне стопы («медведь»).
  • Ходьба с высоким подниманием колена («лось»).
  • Ходьба в полном приседе («ежик»).
  • Ходьба по корригирующим дорожкам (Вот шагаем по дорожке - укрепляем наши ножки)

III. Заключительным этапом оздоровительной гимнастики после сна является выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А.Н.Стрельниковой:

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • улучшает дренажную функцию легких;
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;
  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус,
  • улучшает нервно-психическое состояние.        

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений.

1. Упражнение «Ладошки»

И.П. - встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить.

Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять вдохнули носом, звучно, на всю комнату и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует расстопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия.        

   Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».

 Сделав 4 коротких шумных вдоха носом и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких вдоха-выдоха.

2. Упражнение «Погончики»

        И.П. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.  В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом во время толчка руки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в И.П.: кисти руке снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в И.П. - выдох уходит самостоятельно через рот., рот широко не открывается, воздух выходит абсолютно пассивно.

    Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки, затем

пауза 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. Это упражнение можно делать сидя или даже лежа. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

3. Упражнение «Насос»

             И.П.- встать прямо, левая рука на пояс, правая вверху.

1-присед (вдох) правую руку согнуть.

2- И.П. (выдох) правая рука выпрямленная  

3-4тоже

Эти упражнения полезны не только для детей дошкольного возраста, но и для старших. Рекомендую использовать их.

          Еще раз хочу отметить, что все оздоровительные мероприятия в том числе и гимнастику после сна, нужно проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач:

-Оздоравливание детей;

-Развитие у них двигательного воображения;

-Формируется осмысленная моторика.

 И все это доставляет им огромное удовольствие и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...